Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Имиджу России поставили "двойку"

Тот факт, что Российская Федерация в последние годы тратит довольно ощутимые суммы на создание благоприятного образа нашей страны за рубежом, уже давно является секретом Полишинеля.

Специально для этих целей созданы средства массовой информации, которые призваны улучшить отношение к России за рубежом, вкладываются деньги в пропагандистские проекты, около пяти лет вещает оснащенный по последнему слову техники телеканал "Russia Today". Но судя по тому, что тема имиджа России за рубежом регулярно поднимается на различных представительных мероприятиях, круглых столах и совещаниях, особых успехов в продвижении позитивного имиджа страны до сих пор нет. В чем причина этих неудач? Об этом 24 марта, на круглом столе "Образы России: стереотипы, парадоксы и реальность" под председательством лидера фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Николая Левичева рассуждали эксперты, депутаты, представители иностранных посольств и журналисты. Мероприятие было организовано институтом "Справедливый мир".

Открывая "круглый стол" Николай Левичев не стал скрывать, что в плане создания своего положительного имиджа России в последнее время не очень везет. К примеру, шанс гордиться своей страной, которым могла бы стать Олимпиада в Ванкувере, россияне упустили, оказавшись на 11 месте в общем зачете. Успешной была только Паралимпиада, что тут же дало повод ля шуток в интернете. "Известный в интернете поэт Орлуша предрекает, что у нас теперь все будет "пара" – начиная от пара-герба нашей страны, где пара-птица, заканчивая тем, что у нас пара-демократия, и пара-экономика", – сказал Левичев. Более того, как заметил депутат, некоторые страны вообще не имеют представления о том, где находится Россия, и что представляет собой наша страна. С восприятием слов "русский" и "Россия" за рубежом также есть проблемы: они ассоциируются не с "космосом", "балетом" или "хоккеем", а со словом "Куршевель". Не добавило очков России и упрямство конституционного большинства в Государственной Думе, которое до сих пор не решается законодательно отменить смертную казнь в стране.

Информационная составляющая формирования имиджа России также существенно "проседает". Конечно, как заметил Левичев, российские олигархи купили за последние годы достаточно именитых зарубежных СМИ. Однако условием их покупки был отказ от влияния на редакционную политику издания. Конечно, всерьез рассуждать о том, что имидж России способны поправить лишь информационные проекты, было бы наивно. Гражданское общество, дипломатия, парламент – эти три составляющие могли бы дать положительный результат.

В свою очередь, заместитель директора департамента информации и печати МИД Игорь Евдокимов в качестве одной из причин отсутствия явных результатов на этом поприще назвал недофинансирование. "В год выделяется менее 1,5 млн. долларов на обеспечение информационной работы", – пояснил он. Вероятно, именно поэтому выступление чиновника по сути свелось к перечислению информационных продуктов – журнала, пресс-релизов, которые выпускает профильный департамент МИДа.

Со своей стороны, Левичев напомнил, что, как правило, "имидж" – это то, что можно купить, а "репутация" – это то, что есть на самом деле. К примеру, еще двадцать-тридцать лет назад Россия могла похвастаться такими фильмами, как "Летят журавли" или "Москва слезам не верит", которые не были специально сняты ради улучшения образа страны.

Его поддержала заведующая сектором социальной философии института философии РАН Валентина Федотова. Она призвала не возлагать надежд только лишь на внешний, специально формируемый образ России. Федотова дала понять, что не считает эффективным применение сравнительно нового термина "имагология" в качестве рецепта для улучшения восприятия России. Согласно этому термину, человек, страна – лишь то, что представляет собой их образ, а не то, чем они являются на самом деле. "После распада СССР идеология и социальные концепции потерпели поражение. Вместо них не осталось ничего. И это место пытается занять имагология", – пояснила Федотова. Вместо призрачной "имагологии" она предложила концепцию "мягкой мощи", имея в виду то, что действительно представляет собой ценность в России, к примеру, русскую литературу, кино, традиции. По ее мнению, в России никогда не было массовой культуры, поэтому это место заняла массовая культура США – более яркая и агрессивная, а, значит, и более привлекательная. Кроме того, в России еще достаточно устойчивы мифы о том, что якобы ценится в нашей стране Западом. К примеру, наука. "Наша страна не воспринимается как поставщик научных продуктов – самый авторитетный научный журнал США за последние годы лишь дважды напечатал статьи о России. Одной из них была критическая статья Юлии Тимошенко", – напомнила Федотова.

Депутат Госдумы от фракции "Справедливая Россия" Михаил Старшинов вообще считает, что речь о "положительном" или "отрицательном" образе России можно вести только тогда, когда наша страна сформулирует, что же именно она имеет в виду под словом "образ". Старшинов полагает, что, к примеру, можно было бы воссоздать аналог отдела пропаганды при ЦК КПСС, который был во времена СССР. "Сейчас пропагандой никто целенаправленно не занимается", – констатировал он.

А вот протоирей Александр Макаров предложил в качестве "положительного" образа образ жизни. В частности, православный. Он рассказал об опыте и истории миссионерства РПЦ за рубежом, после чего задал аудитории вопрос, аналогичный вопросу Старшинова: а, собственно, какой образ мы хотим создать? "Мы же не руль, чтобы всем нравится. Надо определиться, как мы хотим позиционироваться – либо как культурная резервация, либо как мощная страна", – заключил он.

С концепцией протоирея Александра Макарова не согласился телеведущий Максим Шевченко. Он отметил, что Россию нельзя считать православной страной. По его мнению, это лишь один из тех самых стереотипов, которые мешают России. При этом Шевченко делал акцент на многонациональность нашей страны, на то, что мирное сосуществование национально-религиозных групп – это миф. Выход из сложившейся ситуации он видит в том, чтобы больше внимания уделять работе с национальными меньшинствами.

Профессор РГГУ Людмила Адилова предложила пойти по пути создания в стране новых "узнаваемых брендов" и более эффективных пропагандистских медиа-инструментов. Ведь, по ее словам, "общих ценностей у населения нет, поэтому восприятие страны за ее пределами происходит на уровне управляемой имиджевой политики".

Член Центрального совета партии "Справедливая Россия" Алексей Митрофанов в более категоричных выражениях обрисовал "внутреннее" восприятие образа России, который сейчас доминирует на разных социальных уровнях населения страны. "Это борьба за "кэш". Пенсионеры борются за повышение пенсий, олигархи – за передел собственности, за увеличение капитала, дележ. И это происходит повсеместно. С таким настроем Россия обречена на распад", – считает Митрофанов.

Впрочем, хорошего настроения участникам круглого стола не прибавили и выступления представителей зарубежных стран. Антеро Ээрола, корреспондент национальной радиовещательной компании Финляндии YLE откровенно признался, что для финнов такой "новой" страны как Россия пока не существует. "Говоря слово "Россия" они имеют в виду СССР. И пока никто не помнит о том, что такой страны нет уже 20 лет", – сказал журналист. Тем не менее, он косвенно признал, что деятельность по созданию имиджа страны "сверху" все же имеет свои результаты. В частности, такую рабочую группу в Финляндии возглавил президент финского экономического чуда – компании Nokia. "Да, Россию до сих пор в Финляндии воспринимают настороженно. Но так же настороженно воспринимают у нас и страны НАТО. Так что вы в хорошей компании", – пошутил Ээрола. Он также предложил конкретные направления деятельности, по которым финны считают целесообразным начать работу по улучшению российского имиджа. Это, прежде всего, туризм, и все, что с ним связано.

Левичев поддержал журналиста, напомнив, что цены на туристические услуги и гостиницы в таких городах как Москва и Санкт-Петербург не сопоставимы по дороговизне с городами Европы.

Однако самую серьезную критику в ходе мероприятия получил в свой адрес телеканал "Russia Today". К примеру, заместитель главного редактора журнала "Азия и Африка" Александр Денисов привел в качестве примера сюжет об избиении негров в Москве, который очень странно смотрелся в эфире африканских стран. А Винсенте Барриентус из Иберо-латинского института Бразилии вообще весьма эмоционально назвал руководство "Russia Today" и стиль этого телеканала "подростковыми" и "непрофессиональными".

Центр экстремальной журналистики

4
Рейтинг: 4 (1 голос)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте