Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Прибавления к Церковным ведомостям на 1889 год. Сведения о Рязанской епархии.

Раскопки старо-рязанского городища.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №4 1889 г.

В минувшем году, рязанская ученая архивная комиссия произвела раскопки внутри древнего старо-рязанского городища, бывшего некогда столицею рязанского княжества. Это городище находится от г. Рязани в 50 верстах. Оно имеет в длину 400, а в ширину 360 саж.; его окружность около 2 3/4 верст. С запада городище ограждено крутым берегом реки, а с других сторон— земляным валом, до 2-х верст в длину и не более 5 сажень в ширину рвом и оврагами. Форма городища — неправильный многоугольник. Внутри городища находились прежде два холма, на месте которых предполагали существование в прежнее время княжеского дворца и соборного храма. Один из этих холмов и быль исследован правителем дел рязанской архивной комиссии А. В. Селивановыми, который открыл здесь остатки древнего храма весьма интересного типа. По своей форме храм представляет вид четырехконечного креста; форма храма напоминает собою, по виду, плетеный из кожаных ремешков крест, найденный г. Селивановым на острове в находящейся здесь могиле. Открытый храм имеет в длину 39 1/2 арш., а в ширину 36 1/ 2 арш. Бут состоит из крупного белого камня, с ясными следами заливки; уцелевшая кладка стен — из плит большего формата, крепко связанных известью. Такие же четырехугольные плиты устилали и пол храма. Исторические данные о храмах древней Рязани в связи с данными, добытыми раскопками г. Селиванова, заставляют предполагать, что открытый храм есть церковь Бориса и Глеба, существовавшая в XII в. и разрушенная в 1237 году, во время нашествия Батыя. («Прав. Вестн.» № 5).

Деятельность уездных отделений Рязанского Епархиального училищного совета.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №10 1889 г.

Уездными отделениями Епархиального училищного совета установлены обязательные сроки, коими определяется продолжительность учебного года в каждом уезде: в Егорьевском уезде — с сентября по 1 июня, в Ряжском – с 15 сентября по 15 мая, в Скопинском – с 10 октября по 15 мая, в Рязанском – с 15 сентября по 15 мая.

Скопинским отделением Епархиального училищного совета испрошено у его высокопреосвященства разрешение обносить заведенные во всех храмах кружки в пользу церковных школ не только во время богослужения в храмах, но и по домам прихожан, для этой цели каждый священник мог бы избрать из среды своих прихожан особое, вполне благонадежное лицо, которое, пользуясь благоприятными обстоятельствами, ходило бы в известное время с кружкою и приглашало бы прихожан к пожертвованиям, подобно тому, как практикуется это при сборе пожертвований на церковное строение.

Членами Касимовского уездного отделения произведен был истекшей осенью личный осмотр значительной части школ, о чем представлены были в отделение доклады, по поводу которых отделение поспешило принять меры к устранению замеченных в школах недостатков.

Касимовским отделением постановлено, что учители церковно-приходских школ в учебное время могут отлучаться на срок до 8 дней не иначе, как с разрешения наблюдателя, а свыше 8 дней — с разрешения отделения.

Рязанским уездным отделением предположено просить уездную земскую управу о предоставлении в распоряжение отделения 10 открытых листов на право пользования за установленную плату земскими лошадьми, с целью объезда членами отделения церковно-приходских школ.

Тем же отделением по вопросу об отчислении церковных сумм на школы из годовых остатков постановлено отчислять по сельским приходам не менее 1/2 копейки с каждой приходской души, а по городским приходам – по 2 к. с души. («Рязан. Епар. Вед.», № 3).

Явление милости Божией.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №20 1889 г.

9 января 1889 года в рязанской губернской земской больнице скончалась жена надворного советника Елизавета Гавриловна Соколова. Заболела она крупозным воспалением легких 6 декабря 1888 года. На другой день, как только положена была в больницу, она сподобилась причаститься св. Таин. С глубокою верою она приступила к этому таинству, и болезнь ее стала разрешаться к лучшему. Доктора, муж и знакомые радовались ее выздоровлению, но сердце ее говорило ей другое. При посещении моем дня через два, она выразила даже сожаление о своем выздоровлении что «вот, опять придется готовиться когда-нибудь к переходу в загробную жизнь, тогда как теперь она уже подготовилась и рада бы умереть». Речь, естественно, зашла о будущей жизни, о значении и действии живой веры во Христа, которая разгоняет всякий страх неизвестности загробной жизни и ясно представляет будущее состояние верующих во Христа, вливает в душу их живую уверенность в действительности этой жизни, блаженной для всех умирающих во Христе. Под влиянием такого разговора и в подтверждение действительности того, во что глубоко верила больная, она во всеуслышание рассказала случай чудесного проявления милости Божией над ней. По чувству христианского смирения она два года скрывала проявление этой милости Божьей от всех, не исключая даже и своего мужа, а теперь она, предчувствуя свою кончину, не может скрывать того, что относится к славе Божьей и может вразумить неверующего и подкрепить слабого в вере. Рассказ этот непродолжителен и живо напоминаете евангельское повествование о кровоточивой женщине (Лук. 8, 43—48). Вот ее слова: "Несколько лет я чувствовала сильную боль в правой руке. Медицинские средства не оказывали никакого пособия. Наконец я решилась обратиться за помощью к Богу. Два года тому назад, в Великую субботу, когда стали обносить плащаницу вокруг церкви, я решилась прикоснуться к святыне больною рукою и принять участие в несении ее вместе с другими. Но, при всей своей решимости, я все таки боялась, как бы не оттолкнули меня, как женщину, и не сказали мне, что не следует женщине принимать участия в несении плащаницы. Какой-то внутренний страх объял меня — могу ли, в самом деле, прикоснуться к плащанице — но что ни будет, пусть оттолкнуть меня, а я все таки пойду к плащанице. Со страхом и трепетом я подошла, протянула свою руку, коснулась плащаницы, и боль мгновенно исчезла, как будто ее никогда и не было в руке. При рассказе Соколовой, и я живо вспомнил то, что видел ее и заметил робкую ее решимость принять участие в несении св. плащаницы. Как постоянная посетительница больничного храма и духовная моя дочь, она была хорошо известна мне, и в настоящем случае представляла собою первый пример участия женщины в несении св. плащаницы. Под влиянием этого-то неуловимого впечатления мне хотелось в то время ободрить ее, сказать ей: "Христос за всех умер, всех призывает к Себе и всем помогает!" Я не берусь разъяснить своего внутреннего чувства; но помню его так живо, как бы теперь его испытывал. "Дерзай дщи, вера твоя спасе тя: иди в мире", сказал Иисус Христос кровоточивой женщине, и этот голос слы¬шится и теперь верующими в Него. И благодарение Господу Богу, что храмы его являются местом излияния благодатных даров и милостей Божиих на призывающих пресвятое имя Его с верою.

Священник Александровской больничной церкви Павел Алфеев

Церковно-приходские школы Рязанской епархии.

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №28 1889 г.

По поводу отчета о церковно-приходских школах за 1887/88 учебный год в «Рязан. Епарх. Ведомостях» напечатана следующая любопытная заметка о развитии и упрочении этих школ. Приводимые в отчете сведения прежде всего утверждают, отрадный факт неслабеющей энергии епархиального духовенства, не останавливающегося ни пред какими трудами и жертвами для распространения в народ грамотности в духе начал веры и благочестия. Прошло только четыре года со времени издания положения о церковно-приходских школах 13 июня 1884 г. и за это время духовенство Рязанской епархии дружным к энергичным трудом своим успело увеличить число школ своих до 164, не считая, находящихся под его же надзором, а не редко и руководством, школ грамоты. Но чтобы получить ясное понятие о значении этой цифры, необходимо сопоставить ее с числом начальных народных училищ иного ведомства, находящихся в пределах епархии, а также принять во внимание число обучавшихся в тех м других школах детей. Из доклада члена губернского училищного совета, г. Буймистрова, ХХШ очередному губернскому земскому собранию видно, что к 1 января 1887 г. состояло в губернии 499 земских школ; следовательно, церковно-приходские школы в отношении к числу земских школ составляют слишком 32 %, а в отношении к общему числу начальных училищ губернии почти 25 %. Если присоединим сюда находящиеся в ведении духовенства школы грамоты (95 школ), то получится 259 школ, который к общему числу школ будут составлять 34 %.

В церковно-приходских школах в отчетном году обучалось 6702 чел.; причисляя сюда учащихся в подведомых духовенству школах грамоты, получим цифру 8621 чел. Как видно из доклада г. Буймистрова, число учеников к 1 января 1887 г. в земских школах достигало, цифры 35443 чел. Отсюда следует, что численность учащихся в духовных школах относительно числа земских учеников составляет 24 1/3 % , ж относительно общего числа обучающихся в начальн. школах губернии слишком 19 %. Не следует удивляться тому, что число учащихся в земских школах, при сопоставлении его с числом земских школ, представляет больший процент, чем число учеников духовного ведомства относительно числа духовных школ, или — другими словами, что на каждую земскую школу приходится учеников больше, чем на каждую школу духовную. Значительная часть церковно-приходских школ (слишком 23 %) занимают помещения тесные, а школы грамоты часто имеют по 5 и 6 учеников, что в общем и дает сравнительно меньшую численность учащихся в духовных школах.

Попытаемся теперь уяснить, на основании приведенных данных, общую картину народного образования в Рязанской епархии, т.е. определить, насколько существующие в ней школы в состоянии удовлетворить действительную потребность населения, по народному образованию. Всех жителей в губернии считается более 1.600,000 чел. обоего пола. Если мы попытаемся, на основании этой цифры, вывести число детей учебного возраста в губ. (Мин. Нар. Пр. определяет это число, как 15 % по отношению к общей цифре населения), то получим 253,000 детей учебного возраста. Если бы все эти дети действительно обучались в наличных начальных школах губернии, то в каждой из 758 школ пришлось бы поместить по 333 чел.— количество в четыре раза превышающее вместимость самого большого и больше чем в шесть -десять раз — самого маленького из имеющихся школьных помещений. Если разместить всю массу учебного возраста с нормальным составом в 50 учеников каждая, то потребовалось бы 5060 школ. Приняв действительную наличность каждой из существующих школ в 50 учеников, чтобы дать начальное образование каждому подрастающему ребенку, мы должны иметь еще 4302 школы, т.е. почти в 7 раз более, чем есть у нас в действительности. Сейчас в губернии обучаются только 14 чел. из каждой сотни детей учебного возраста, а 86 чел. остаются безграмотными!

Приведенные вычисления достаточно ясно показывают, как велики размеры предстоящей обществу задачи по расширению средств народного образования в губернии и как еще мало сделано для полного ее осуществления, несмотря на все нравственные усилия и материальные затраты на это дело! При такой скудости наших народно-образовательных средств, каждая вновь открывающаяся школа должна быть приветствуема самым горячим сочувствием общества, независимо от того, учреждается ли эта школа земством или духовенством. Вот почему и заслуживает высокой оценки и поддержки деятельность духовенства, успевшего в 4 года увеличить число начальных школ в губернии более, чем на 25 %, а число учащихся на 19 % и сделавшего это почти без всякой поддержки со стороны светских учреждений, специально заведующих народным образованием в России. Заслуга епархиального духовенства по народному образованию так очевидна, что все лица и сословия общественные, которым действительно дороги интересы народного просвещения в духе православной веры, не откажут ему в своей нравственной и материальной помощи.

Там же приведена следующая таблица, показывающая сравнительную численность учащихся за последнее четырехлетие:

Таблица

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №41 1889 г.

В «Рязанских Епархиальных Ведомостях» сообщаются следующие сведения о книжных складах за 1887-88 год. Центральный склад помещался в здании Рязанской духовной семинарии. Его отделений было 34 и помещались они при церквях городских и сельских, кроме двух, помещавшихся при церковно-приходских школах. Всеми складами, кроме одного, заведовали священники. Самое большое число складов (6) находилось в Пронском уезде. За указанное время из центрального склада было выслано 44,848 экземпляров, на сумму 1,906 руб. 6 коп. Возвращено денег 479 руб. 68 коп.

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №46 1889 г.

Инспектор народных училищ Егорьевского уезда, Рязанской губернии, г. Раевский в представленном им в Егорьевское отделение епархиального училищного совета отчете по осмотру пяти церковно-приходских школ, с особенной похвалой отзывается о Дубровской школе. «Я с величайшим удовольствием осматривал её, - говорит он, - часто удивляясь примерной постановке учебно-воспитательной части, как будто здесь с давних пор работают опытные педагоги, направленные опытным инспектором. Удивлялся и отличнейшему рвению, теплой, искренней любви и преданности, с какими ведут свое дело заслуживающие всякого почтения законоучитель, священник Боголюбов, и учитель Орлов». В числе замеченных им разумных дидактических приемов он указывает, между прочим, следующий поставленный в конспекте урока законоучителем школы вопрос: «как мы должны вести себя во время чтения часов и кого поминать в своих молитвах»? «К сожалению, говорит он, очень многие отцы законоучители до последнего времени совсем опускали из виду подобные вопросы, и только здесь, в Дубровской школе, я нахожу, что им отведено некоторое место. А то оказывается, что знакомство с литургией ограничивается почти только изъяснением символики..., а о том, как же, когда и о чем, подобает молиться – никогда и речи нет, как будто это так просто и понятно, что не требует разъяснений; и в результате получается, что дети не умеют за обеднею молиться, - стоят столбами или молятся видимо бессознательно, не ко времени, не согласуя крестных знамений и поклонов со смыслом того, что читается, поется или совершается».

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №47 1889 г.

Рязанским епархиальным училищным советом постановлено, что церковно-приходскими школами в епархии могут называться в епархии могут называться лишь те школы, которые имеют особого учителя, особое помещение и. наконец, денежные средства на свое содержание в размере не менее 50 руб. в год. Школы же, не удовлетворяющие трем вышеназванным условиям, должны именоваться не церковно-приходскими, а школами грамоты.

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №47 1889 г.

С начала текущего учебного года параллельное отделение рязанской образцовой семинарской школы, помещающееся на Театральной улице, в доме Бельцова, преобразовано в самостоятельную церковно-приходскую школу, с причислением её к приходу Спасоярской церкви. Устраивается новая одноклассная школа и в приходе Екатерининской церкви. Кроме того, при типолитографской мастерской Н. Д. Малашкина (на Приклонской улице) открывается профессиональная школа, которую будут посещать окончившие образцовую семинарскую школу ученики, с целью изучения каллиграфии прямой и обратной, граверного, наборного и иконописного дела. Курс учения трехгодичный. Школа имеет в виду выпускать хорошо подготовленных граверов, наборщиков и иконописцев, на труд которых имеется в настоящее время большой и хорошо оплачиваемый спрос. Предполагаемая организация этой школы, вместе с пройденным уже учениками её солидным курсом двухклассной церковно-приходской школы, обещает образовать не только искусных мастеров, обладающих достаточным развитием и познаниями, необходимыми для этой профессии, но и людей нравственно устойчивых и следовательно вооруженных для борьбы с соблазнами. переполняющими быт нашего мастерового люда. В видах подготовки учеников для учреждаемой школы, при семинарской образцовой школе вводятся уроки черчения и рисования («Рязанск. Епарх. Вед.» №19).

***

Прибавления к «Церковным Ведомостям» №49 1889 г.

17-го октабря в селе Кузьминске, Рязанского уезда, происходило освящение часовни, построенной в память чудесного избавления Государя Императора и всего Его Августейшего Семейства при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17-го октября 1888 года. Накануне было совершено всенощное бдение в Восвресенской церкви. После торжественной литургии и благодарственного Господу Богу молебствия в самый день праздника, на место освящения прибыл крестный ход от Воскресенской и Ильинской церквей села Кузьминска. Освящение совершал местный благочинный в сослужении трех священников. После освящения снова было совершено благодарственное молебствие с коленопреклонением.

Часовня сооружена на средства прихожан, по почину старшины Кузьминсвой волости. Внутри ее помещены иконы: Казанская Божией Матери, святаго пророка Oсии и икона с изображением Святых, имена коих носят Члены Августейшей Семьи.

***

22-го октября, в день храмового праздника, в Воскресенской церкви села Кузьминска происходило другое торжество. Прихожане Воскресенской церкви, во главе с сельскими старостами и волостным старшиной, почтили своего престарелаго пастыря о. Иоанна Добротворцева (состоявшего в должности священника в течение почти 57 лет и ныне уволившегося в заштат) поднесением ему Казанской иконы Божией Матери. При этои волостным старшиною Павлом Ануровым был прочитан адрес от крестьян.

Рязанский архипастырь, на благоусмотрение которого был предварительно представлен адрес, выразил полное свое одобрение намерению прихожан, о каковом свидетельствуют следующие слова, написанные на адресе: "Одобряю доброе намерение прихожан церкви ceлa Кузьминска и призываю им и их достоуважаемому пастырю Божие благословение. Феоктист, архиепископ Разанскии и Зарайский".

С.

0
 
Разместил: Игорь    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте