Задумывались ли вы, с чем ассоциируется наша родная Рязань у жителей других российских городов? Первое, что приходит на ум, – это «Родина Есенина» и «столица ВДВ».
Кроме того, нам, рязанцам, приходится мириться с тем, что мы – «косопузые» (благодаря вроде бы нашим предкам-плотникам, которые носили за поясами топоры). Но и это ещё не всё. Нет-нет да и мелькнут в юмористических шоу вроде «Камеди-Клаб» или КВН шутки про Рязань. Причём шутки какие-то странные. Например, «девочка из Рязани моет голову Доместосом, чтобы под ободком не оставалось микробов». Послушаешь юмористов – и складывается впечатление, что Рязань – это провинция, где живут чудаковатые, совершенно непродвинутые, «лапотные» люди. Но ведь это, мягко го¬воря, не так! «КП-Рязань» задалась вопросом, откуда растут «корни» у таких шуток. Ответ нашёлся неожиданный. Ассистент кафедры журналистики РГУим. Есенина, кандидат филологических наук Наталья Гуторова убеждена, что имидж Рязани как «глухой провинции» во многом сформировали сами рязанцы – и притом как минимум сто лет назад. На эту тему Гуторова защищала диссертацию в Санкт-Петербурге.
Барыня и нищенкаВо второй половине 19 века, когда зарождались газеты, печатное слово имело над людьми поистине магическую власть. Его легко и охотно принимали на веру. О чём же писали в рязанских изданиях, освещавших местную жизнь в то время?
– Близость к Москве, которая сегодня многими воспринимается как одно из достоинств Рязани, в 19 веке была не на руку, – считает Наталья Гуторова. – Провинция проигрывала в сравнении со столицей. Амбициозные и талантливые рязанцы нередко переезжали в столицу. Официальная газета Рязани «Губернские ведомости» ещё зимой 1868 года писала о том, что в нашем городе заняться нечем, потому что всё местное светское общество на зиму уезжает в Москву, а проводить зиму в Рязани – ничуть не лучше, чем в деревне: здесь ничего не происходит...
В конце 19 века в Рязани появились, помимо административной, первые частные газеты. Своих читателей они развлекали не только новостями, но и карикатурами и фельетонами. Лейтмотивом большинства юмористических произведений была мысль об отсталости нашего города. Скажем, в тот период – на рубеже веков – одной из главных проблем Рязани был дефицит бюджета. Именно поэтому таких благ цивилизации, как водопровод и электричество нашему городу пришлось ждать довольно долго. В Москве уже ходили трамваи, а в Рязани до сих пор в грязи застревали извозчики на лошадях. В газете «Рязанская жизнь» в 1911 году вышла карикатура, на которой Москва изображена в виде барыни, а Рязань – нищенкой.
Под флагом оппозицииВ прессе вековой давности постоянно шли нападки на деятелей Рязанской городской Думы, – констатирует исследователь. – Писалось, что городское хозяйство они устраивают в свою пользу, используют должностные полномочия в своих интересах. Критиковалось и то, что среди думцев было мало молодых специалистов, а в основном люди пожилые, тяжёлые на подъём; и то, что среди депутатов были представители не всех профессий, ведь избирали в основном по имущественному цензу – купцов, предпринимателей. Публицисты сетовали, что в Рязани нет никакой общественной жизни. Осенью 1905 года вышел в свет фельетон одного из гласных (депутатов) Рязанской городской Думы, книготорговца Ивана Жиркова, под псевдонимом Иван Нескромный. Фельетон назывался «Вид на город с валу». Весенним днём лирический персонаж поднимается на кремлёвский вал. Он обводит взглядом Рязань, и задаётся вопросом: а почему в старой части города много церквей, а общественных зданий почти нет; да и в новой части города единственное, за что может зацепиться взгляд – это ремесленное училище и роддом, построенный банкиром Живаго. Автор высказывает предположение, что прежде хороший имидж города играл на руку купцам и предпринимателям. А теперь все заботятся о приобретении капитала, а имидж города значения не имеет. Живущим на рубеже 19 и 20 веков людям, которые могли бы что-то сделать для Рязани, созидать ничего не хочется, потому что с точки зрения развивающегося капитализма это невыгодно.
В том же 1905 году был подписан манифест о создании Думы и первые политические партии. Естественно, на страницах газет начались перепалки между ними. Под флагом оппозиции также всячески подчёркивалось, что Рязань – город невозможный, и его оставлять таким нельзя...Символы «запущенной Рязани»
«Подлежит большому сомнению, найдётся ли во всей России город, подобный Рязани. Один её внешний вид способен убить на месте культурного человека», – пишет «Рязанский вестник» в августе 1905 года. – «Наша Рязань чуть не столетия утопает в грязи и интереснее всего то, что рязанцы так привыкли».
– В газетах того времени постоянно муссировалось несколько тем, формирующих образ «запущенной Рязани», – поясняет Наталья Гуторова. Определённые «символы» городского хозяйства кочевали из номера в номер на протяжении целых десятилетий, становясь символами и самой Рязани. Дороги и фонари, Рюмина роща и река Лыбедь... Эти символы рождались на страницах частных газет «Рязанский листок», «Рязанский вестник», «Рязанская жизнь».
Впервые вопрос о состоянии мостовых поднял «Рязанский листок» в связи с распространением велосипедного спорта. «Езда по рязанским мостовым – это риск для ездока, – говорится в номере от 6 сентября 1901 года. – Нужно иметь на всякий случай запасную голову». Замощение улиц, судя по газетным сообщениям, проходило с большим трудом, с постоянными спорами о том, кто должен за это отвечать – город или владельцы ближайших домов. Общей системы замощения не было, в результате чего тротуары получались многоуровневыми.
Тот же «Рязанский листок» в 1898 г. иронизировал, что если бы в Рязани упала комета, она бы захлебнулась в грязи. В рязанских лужах можно, по предположению «Вестника», «если не утонуть, то во всяком случае вдосталь наплаваться». Рязанская площадь Введенская (ныне – Мичурина) после, видимо, реальных случаев гибели лошадей или даже людей в грязи получила название «братская могила» («Рязанский вестник» от 24 ноября 1912 года).
Наиболее мощный образ в местной печати сформировался вокруг речки Лыбедь. Это объясняется и географическим положением реки, разделявшей город, и общим состоянием санитарии, и отсутствием водопровода и канализации (их роль Лыбедь исполняла для нескольких районов города). Ещё в 1897 году «Рязанский листок» предлагал пустить реку по трубе, по примеру Неглинки. В1902-1903 гг эта же газета рисовала в фельетоне «Путешествие Мухи Метаморфозы» сценку на берегу: «Я видела, как собака подошла к Лыбеди, чтобы напиться, но понюхала её и отошла прочь», в то время как люди не только купались, но и пили воду из реки.– Таким образом, Рязань как провинциальный город со спокойной общественной жизнью и неразвитым городским хозяйством приобрела в освещении местных корреспондентов явно утрированные черты, – подытоживает на страницах своей диссертации Наталья Гуторова. – Вечная грязь, непроходимые улицы с незажжёнными фонарями география «гиблых мест» – только лишь маленькая толика всего городского хозяйства, а над ними фоново прорисованы образы «отцов города», пустивших дела на самотёк, думающих только о своём кошельке, не способных стоять во главе городского самоуправления.
Хотели, как лучше…Конечно, в защиту наших коллег нужно сказать, что, устраивая мощную атаку на общественное сознание сто лет назад, журналисты действовали из лучших побуждений. Они стремились привлечь внимание к плохим сторонам нашей жизни, чтобы их исправить. Но в результате СМИ добились обратного эффекта, практически убедив рязанцев в «безнадежности» их родного города. Постепенно этот имидж распространялся и за пределами Рязани. Путешественники, проезжая через наш город, покупали местные газеты на станции, читали – и ужасались.
– В советские годы подобного рода шутки не приветствовались, поэтому звучали редко. Но в наши дни всё вернулось на круги своя, – убеждена Гуторова. – Дело не только в том, что сейчас – свобода слова. На рубеже 20 и 21 веков происходят процессы, схожие с процессами 100-летней давности: капитализация российской экономики. Многие талантливые люди, перспективные специалисты, не имея возможности реализовать себя в Рязани, едут в столицу, которая расположена так близко.
О многом заставляет задуматься и тот факт, что современные рязанские СМИ всё так же пишут о плохих дорогах, о неблагоустроенности отдельных участков города, наконец – о нехватке денег в бюджете на все нужды Рязани. Неужели за 100 лет почти ничего не изменилось?– До тех пор, пока мы не начнём формировать наш имидж изнутри, не будем гордиться Рязанью как потрясающим городом, к нему не будут иначе относиться и в других регионах, – говорит исследователь. – Да, сейчас предпринимаются первые шаги в этом направлении. Об экономическом, туристическом, культурном потенциале Рязани стали всё громче говорить за её пределами. Но когда эти изменения отразятся в сознании самих горожан? Когда мы сами начнем уважать наш город? Может быть, это произойдет даже не у нас, а у следующего поколения рязанцев.
Что думают современные журналисты о Рязани
Наталья Демидкова, корреспондент газеты «Рязанские ведомости»:
– Конечно, о Рязани, как об идеальном городе, говорить пока сложно. Однозначно, существуют положительные тенденции, особенно в экономическом развитии региона. Но пока мы в основном занимаемся тем, что «латаем дыры», боремся с недостатками. О дальнейшем глобальном развитии нашего города и области можно будет говорить только тогда, когда работа по устранению вопиющих проблем если не полностью, то хотя бы максимально завершится.
Александр Мысовских, корреспондент газеты «АиФ»-Рязань»:– Почему над Рязанью смеются? Мне кажется, причина – в той огромной разнице, чем Рязань была когда-то и чем она является сейчас. Те, кто изучал историю, знают, что когда-то Рязанское княжество было одним из сильнейших на Руси. А сейчас, я считаю, наш регион в числе отстающих. Многие рязанцы недовольны уровнем своей жизни, вынуждены искать подработку. Да что далеко ходить – взять нас, журналистов. Зарплата у нас невысокая, да и статус тоже. В других регионах пресса реально является «четвертой властью», а у нас – не так часто удаётся изменить что-то благодаря газетной публикации. Правда, сейчас забрезжил «свет в конце тоннеля». Если действующей власти в регионе удастся реализовать те программы, о которых сейчас много говорится – я надеюсь, в Рязанской области жизнь всё же изменится к лучшему.
Андрей Нестеренко, главный редактор газеты «Рязанские зори»:– Я считаю, пренебрежительное отношение к Рязани идёт оттого, что это ближайшая к Москве провинция. После пожара 1812 года среди рабочих, приехавших восстанавливать столицу, больше всего было именно рязанцев. С тех самых пор москвичи и начали пренебрежительно называть наших земляков «косопузыми» – из-за топоров за поясом. Ну и вообще грех было не высмеять приезжих провинциалов. Доброе дело с тех пор забылось, а имидж остался... Но, кстати, всем шутникам, высмеивающим Рязань, следует помнить, что команда КВН «Прима», победившая в этом году в финале, выросла в своё время из Рязанской лиги КВН, как и много других замечательных команд!
Оксана Калашникова
"Комсомольская Правда в Рязани". №1 от 6 января 2010 года.
Комментарии
Рязанский край. Естественные произведения.
Рязанский край всегда славился богатством своих естественных произведений. О том отзываются с особенной похвалой иностранцы, путешествующие по России в 15 и 16 веках. Барон Гербертштейн говорит, между прочим, в записках своих, что область Рязанская принадлежит к плодороднейшим из провинций Московских. Каждое хлебное зерно, по словам его, дает в ней два и более колосьев….. меду, рыбы птиц и зверей здесь великое множество, древесные плоды гораздо лучше московских, а народ смелый и воинственный.
Самое насмешливое прозвище: «пузатая сторона» (косопузая) , которым до сих пор простолюдины московской губернии величают Рязанцев, не ясно ли напоминает о богатстве страны их." и далее "
исследование нравственных свойств жителей
Образ жизни, имея первенствующее влияние на физическое развитие народа, отражается и на нравственных свойствах. Ничто не способствует так патриархальной чистоте нравов, как простая жизнь земледельца. Живя постоянно в семействе, среди сельских занятий, земледелец, если и отчуждает себя, через знакомство с многими лучшими условиями жизни, зато так же его не касаются пороки той ложной цивилизации, которой бывают проникнуты обыкновенно его собратья промышленники.
Необыкновенная простота жизни и совершенное незнание лучших ее сторон, не допускает в жителях Степной стороны и вообще земледельческих уездов развития многих природных качеств. От этого они мало хлопочут об улучшении своего быта, терпеливо снося лишения жизни, часто очень суровой. Жилища, пища и одежда их носят характер какого-то скучного однообразия, безвкусия, тесноты и прочих неудобств. От этого же сложился и характер степняка – земледельца, обыкновенно неповоротливого, неловкого, сбивчивого в понятиях и туго объясняющего себе значение вещей и предметов. За то на долю степных жителей досталось много нравственных достоинств. Они отличаются кротостью и тихостью нрава, прилежанием и гораздо менее крестьян промышленников имеют дурных наклонностей. Впрочем, следует сказать, что все исчисленные недостатки рязанского крестьянина земледельца отнюдь не врожденные, а проистекают только от образа жизни его. Тот же неповоротливый и бестолковый степняк, в других лучших обстоятельствах жизни, скоро усваивает другие привычки и наклонности, уясняет свои понятия и в нем является сметливость, удаль и другие неотъемлемые качества великороссиянина.
Жители Мещерской и части Рязанской сторон живут совершенно под другими условиями. Недостаток земли и ее бесплодие не манят их к работам земледельца, и они избрали себе другие средства существования. Близость Москвы, судоходная река, обилие лесу и другие, столь же выгодные условия их местности открыли обширное поприще предпринимательства и сметливости русского человека. Предоставив заботы о земледелии и вообще о домохозяйстве немногим членам своего семейства и даже женщинам, одни из них целыми партиями расходятся по разным далеким и близким сторонам, другие же занимаются на домах различными более или менее искусственными ремеслами. Ясно, что подобный образ жизни, если с одной стороны способствует развитию природных качеств крестьянина и знакомит с разными, неизвестными дотоле, сторонами жизни, то, с другой стороны сильно вредит нравственности необразованного еще народа.
Рязанский крестьянин промышленник скоро даст узнать себя. Он боек, словоохотлив, сметлив и удал, любит щегольнуть своей одеждой, речью и занятием, заботиться об удобствах в жилье и пище, наряжает свою жену и вообще у него денег, так и довольства более чем у крестьянина – земледельца. Конечно, что самая степень этого довольства соизмеряется с личными качествами промышленника и со свойствами того промысла, которым он занимается. Но этот же самый крестьянин промышленник, находясь беспрестанно в сношениях и в зависимости от людей разного звания, образования и нравственности, усваивает их привычки, наклонности и пороки и предает их детям своим. Находясь в разлуке с семейством иногда по целым годам, он отвыкает от него, так что в самых денежных его выгодах очень часто не участвует семья, им оставленная в селении. Таким образом, если с одной стороны жизнь промышленника развивает в нем достоинства великорусской натуры, и делает его изворотливым в приискании средств, деятельным и предприимчивым, то с другой стороны, она увеличивает и его недостатки. Равнодушный к своему семейству, он становиться равнодушным и ко всему остальному и беззаботность укореняется в нем в высшей степени. Удаль превращается в буйный разгул, а сметливость, ловкость и смелость принимают часто безнравственные направления.
Итак, в самом различии быта населения Рязанской губернии кроются причины тех особенностей нравственных, которые резко отличают земледельческую часть губернии от промышленной. Общие же нравственные свойства жителей Рязанской губернии те же, что в прочих великоросских губерниях, та же религиозность, или вернее набожность, сильно развитая в простом народе. Крестьянину не в полнее понятна сущность догматов православной церкви, но страх Божий сильный и постоянный сопровождает его везде. Он удерживает его от дурных намерений, точно так же как, Промысел божий служит ему утешением в тяжкие дни невзгод. Повиновение властям и доверие к обществу суть так же отличительные его свойства. Говоря правду, примеры ослушания и неповиновения довольно редки, и случаются более как вынужденные чрезмерными требованиями или вследствие недоразумений. Крестьянин вполне доверяет обществу, среди которого живет, зная, что оно не обманет его, но в иных случаях жизни смотрит на многое подозрительно и недоверчиво, и в этом, конечно нельзя упрекать русского человека, по природе доброго и простодушного.
Семейная любовь отличается патриархальной простотой. Силы ее скрыты притворной суровостью и равнодушием, и не любят обнаруживаться ни в каких проявлениях нежности. Этот недостаток нежности гибельнее всего отражается на воспитании малолетних детей, их которых многие делаются его жертвами. Раздоры в семействах не редки и всегда происходят от женщин, от их мелочных интриг, соперничества и зависти. ". Может быть непрекращающиеся насмешки выходцев из "Промышленной стороны" над "степной", подхваченные недобросовестными рязанскими журналистами и с удовольствием подхваченные всеми остальными как раз и стали поводом смеяться над самими собой? Может пора прекратить охаивать себя, это с удовольствием сделают наши недруги!!! Среди рязанцев я встречал больше талантливых, умных дорбых, душевных и порядочных людей, чем среди выходцев из других сторон. можно было бы
Тем не менее, гордиться малой родиной – естественное желание любого думающего человека. Огорчает лишь то, что гордость эту пытаются чуть ли не насильственно ПРИВИВАТЬ, причем зачастую – на совершенно негодных примерах. Как следствие – вызывая оскомину, отвращение и ощущение неумелого манипулирования собой.
Именно НЕУМЕЛОГО - что втройне обидно.
Печать Рязанской губернии (1838-1917 гг.): Становление и типология
Ну Челябинску в Нашей раше тоже достается и ничего.
А километрах за триста от нас город Пенза. Он моложе Рязани, от центра дальше, и у него славного прошлого нет, он княжеством никогда не был. Зато этот город чист даже в осеннюю распутицу и выглядит так, что невольно внушает уважение. К себе, к горожанам и ко властям. Заставить уважать нельзя. ИМХО.
Да - а почему не вспомнили про "грибы с глазами"? Эту поговорку уж точно знают как определение Рязани "по всей Руси великой". Что она означает, до сих пор, кажется, внятного представления никто не предложил... Мне кажется, что знать о своем прошлом (и в том числе - о том, как воспринимали твоих предков "соседи по планете" в этом самом прошлом) как можно больше - это важнее, чем механически "формировать положительный имидж" своего минувшего и настоящего. Нет?..
Очень, как говорил В.И. Ленин про роман Горького "Мать", своевременная статья... Но один пункт меня смущает:
"До тех пор, пока мы не начнём формировать наш имидж изнутри, не будем гордиться Рязанью как потрясающим городом, к нему не будут иначе относиться и в других регионах, – говорит исследователь".
Формирование имиджа должно строиться на каких-то конкретных деталях, заслуживающих уважения. В противном случае искусственное создание положительного имиджа рано или поздно лопнет, как мыльный пузырь. И положение окажется еще менее достойным, чем до начала искусственной стимуляции "уважения к...".
Как бы ни было грустно это признавать, но рязанские патриоты порой оказываются в смешном виде, отрицая очевидное. Примеров гипертрофированной местечковой гордости, граничащих с лихорадочным формированием "положительного имиджа" являлось множество и на этом портале. Но что поделаешь, если эти попытки порой лишь демонстрировали, что рязанцы могут стать объектами для шуток?..
По этой ссылке, в самом низу длинной "бороды" комментариев, женщина, горячая патриотка Рязани, проявляет похвальную заботу о чистоте русского литературного языка в художественных произведениях, написанных в Рязани - не зная подлинного значения русско-французского слова "пердимонокль".
http://history-ryazan.ru/node/5171#comments
Если бы этот эпизод попал "на зубок" кому-то из команды "Комеди Клаб" и стал поводом для вышучивания рязанских интеллектуалов, это было бы очень неприятно. Но, положа руку на сердце, кто виноват, что сей случай имел место, да не где-нибудь в Курске, Липецке либо Абакане, а именно в Рязани?.. И любой ли ценой стоит формировать положительный имидж? Может, иногда стоит начинать с исправления недостатков, хотя бы тех, что поддаются коррекции? И уж на этой почве начинать гордиться собой?..