В России активно обсуждается президентский указ «О Комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». В комиссию вошли 28 человек – представители министерств и ведомств (включая Минобороны, МИД, Минюст, Межведомственную комиссию по защите государственной тайны, ФСБ, СВР...). Впрочем, есть и депутаты Госдумы, и ученые из РАН.
«Состав комиссии поверг меня в шок, – сразу же высказался известный ученый Рой Медведев. – Там всего лишь три историка, да и то не имеющих авторитета среди профессионалов. Одно дело – директор института, и другое – независимый историк, руководствующийся фактами, а не указаниями начальства».
Возможно, Рой Медведев имел в виду и. о. директора Института российской истории Андрея Сахарова (15.12.08 Отделение историко-филологических наук РАН избрало другого директора ИРИ, но 20.01.09 Президиум РАН не утвердил его, а оставил г-на Сахарова и.о. директора еще на полтора года). Об одном утверждении Сахарова не могу не напомнить. Шесть лет назад, когда главный начальник страны Владимир Путин выказал интерес к нашей древней истории, дважды посетив раскопки в селе Старая Ладога Ленинградской области, некоторые ученые живо откликнулись и снова заговорили не о норманнском, а о южно-балтийском, славянском происхождении Рюрика. Причем начало его княжения связывали не с Новгородом, а с нынешней Ленинградской областью (может, кому-то польстить хотели?). Тогда главный по должности историк Андрей Сахаров, доказывая южно-балтийское, славянское происхождение Рюрика, написал в «Известиях» так: «Когда Нестор говорит о варягах, он пишет: есть норвежцы, шведы, есть датчане, а есть варяги – «русь». То есть он перечисляет определенные этносы и среди них отдельно выделяет скандинавский и отдельно – варяго-русский этнос».
Тут опешили даже граждане, ограниченные лишь школьным историческим образованием. Ничего подобного летописец Нестор не писал, «норвежцев» и «датчан» не «перечислял», и уж тем более «скандинавский этнос» не «отделял». У него написано: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы...».
Прямое искажение источника. Как его квалифицировать? Если как «фальсификацию», то члены высокой Комиссии должны дать оценку члену своей же Комиссии, начать с себя. Ведь вопрос связан с началом начал нашей истории.
Однако и в самом названии Комиссии заложена двусмысленность: «...по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».
А если в пользу, то можно? И что понимать под «ущербом», и что – под «пользой»? Кто определит? Официальные органы.
А они подвержены не только искренним заблуждениям, ошибкам, страстям, но и политическим влияниям, служебным зависимостям. Возьмем начальствующий состав Комиссии. Председатель – глава администрации президента Сергей Нарышкин. Заместитель – зам. министра образования Исаак Калина (знаменит насаждением учебника истории, где Сталин назван «эффективным менеджером»). Ответсекретарь – Иван Демидов, в прошлом телеведущий «Музобоза», член теневого кабмина ЛДПР, продюсер телеканала, принадлежавшего Борису Березовскому, координатор по идеологии «Молодой гвардии Единой России», а ныне начальник департамента управления по внутренней политике в администрации президента. Могут у этих людей возникнуть представления об «интересах России», продиктованные не историческим фактом, а чиновной службой или изгибами их политической карьеры? Безусловно. Сама же история как наука не знает понятий «ущерб», «интересы», «польза».
Дабы проиллюстрировать шаткость почвы под указом президента, приведу хрестоматийный пример из прошлого – Ивана Сусанина. По официальной версии, в марте 1613 года польские интервенты пытались убить только что избранного царя Михаила Романова, но крестьянин Иван Сусанин увел их в леса и болота, за что поплатился жизнью. А вот историк Николай Иванович Костомаров сомневался в этом. А историк Сергей Михайлович Соловьев вообще написал: «Сусанина замучили не поляки и не литовцы, а козаки или вообще свои, русские разбойники...»
Как быть с историками? Как с фальсификаторами? Действительно, поляков изгнали из Москвы еще в ноябре 1612 года, они спасались, уходя на запад, и присутствие какого-либо вооруженного польского отряда на севере от Москвы, через пять (!) месяцев после разгрома, да еще с определенной целью убить царя – весьма сомнительно. А вот казачьи отряды были главным вооруженным формированием в Смутное время, одновременно воюя на обеих сторонах. Казачьи вожди Трубецкой и Заруцкий служили и «тушинскому вору» Лжедмитрию II, и целовали крест на верность «псковскому вору» Сидорке – Лжедмитрию III, потом Заруцкий предал ополчение и ушел к Марине Мнишек под Коломну, а казаки Трубецкого остались с Мининым и Пожарским. Однако Минин и Пожарский никогда не ходили на совет в лагерь Трубецкого – боялись, что их убьют. В самый решительный момент битвы за Москву, когда польско-литовские отряды гетмана Ходкевича одним ударом «смяли и втоптали в Москву-реку сотни и полки» Пожарского, когда судьба ополчения висела на волоске, казаки отказались идти в бой – потребовали деньги. И остались на позициях только после того, как им вынесли в уплату церковное золото...
Историк С. М. Соловьев, как и другие его современники, вообще отделяет «козаков» от русских людей, от русского народа: «Не поляки и не литовцы, а козаки или вообще свои, русские разбойники...»
Казаки в Смутное время были мощной самостоятельной силой и представляли самую страшную угрозу для существования Русского государства, в течение десяти лет терроризируя страну. Даже через два года после официального окончания Смуты власть московского царя являлась номинальной, царь говорил на Земском соборе в сентябре 1614 года: «Пишут к нам из замосковных и из поморских городов, что пришли в уезды воры-козаки, многие люди, православных христиан побивают и жгут разными муками, денежных доходов и хлебных запасов сбирать не дадут, собранную денежную казну в Москву от их воровства провезти нельзя». Доходило до того, что в 1614 году атаман Баловень подступал к Москве и требовал денег...
Н. И. Костомарова и С. М. Соловьева к ответственности не привлечешь. Но любого другого из ныне живущих – можно (имея желание и власть в совокупности). Очевидно же, что трактовка смерти Ивана Сусанина как жертвы польских оккупантов в циничном идеологическом понимании – не «в ущерб интересам России», а вот от рук «воров-козаков» – в «ущерб», поскольку казаки, по нынешней официальной версии, позиционируются исключительно как верные слуги царя-батюшки. И это тоже правда!
Да, на протяжении веков казаки были врагами царской власти. Три войны (под водительством Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева), потрясшие страну, называемые в советской историографии Крестьянскими войнами, на самом деле были казачьими войнами. Но, воюя против государства, убегая от государства, казаки … расширяли пределы этого государства и, в конце концов, стали пограничным и военно-полицейским отрядом государства, одним из оплотов власти. Диалектика, однако.
Столь подробно я остановился на одном из сложных моментов в нашем прошлом для того, чтобы заострить внимание, сколь опасно оперировать словом «фальсификация» применительно к истории, да еще в официальном указе президента.
Указ вызван, конечно, коллизиями вокруг истории Второй мировой войны. Но принимать документ о противодействии одной конкретной «фальсификации истории» несолидно. А вот камуфлировать это «под историю вообще» – опасно, ибо любая история – предмет дискуссий.
«Комиссия создана, чтобы заткнуть рот тем, кто хотел писать о преступлениях сталинского режима, о темной стороне войны, – отметил политик (историк, между прочим) Владимир Рыжков. – Под предлогом того, что людям нужна правда о войне, именно правду и хотят запретить».
«Комсомолка» миллионным тиражом являет миру аншлаг: «Клевета на нашу Победу уже достигла таких масштабов, что российские власти серьезно задумались, как этому противодействовать». А далее – беседа с доктором исторических наук Юрием Жуковым, предлагающим: «Российские граждане, умышленно искажающие факты истории, должны нести уголовное наказание. А за что именно – это должно быть четко прописано в законе. Конечно, делать это надо официально, по суду. С серьезной предварительной экспертизой».
Это новость. Любое мнение, не совпадающее с мнением доктора наук Жукова, считать уголовным преступлением и за это сажать в лагеря? Или не совпадающее с чем? С чьим мнением? Жуков не пояснил.
Хорошо, что он употребил выражение «умышленно искажающие». Самое сложное в следствии и в суде – доказать умысел. Что дает инакомыслящим некоторые шансы на спасение. Например, маршалу Язову и президенту Медведеву.
В начале года президент дал распоряжение главе министерства обороны подготовить официальные данные о погибших в годы Великой Отечественной войны. «Спустя 65 лет после войны все еще не обнародованы данные о наших потерях. Нужно выходить на историческую истину», – сказал он. А накануне Дня победы маршал Язов объявил, что такие данные установлены еще в бытность его министром обороны СССР, то есть добрых 20 лет назад. Значит, кто-то из них «искажает». Надеюсь, не «умышленно». И потому ни президента, ни маршала, надеюсь, не подвергнут «уголовному наказанию», как предлагает г-н Жуков.
Ученые, взывающие к силовым структурам в дискуссиях о научной истине, не появляются случайно, они возникают, едва государственная власть дает сигнал. В «Комсомолке» сформулировано так: привлекать к уголовной ответственности тех, кто отрицает Победу СССР в Великой Отечественной войне. А кто может отрицать «Победу СССР в Великой Отечественной войне»? Как можно отрицать исторический ФАКТ, определивший судьбу человечества на протяжении последних десятилетий?
Вышел в свет большой том писем могучего прозаика, рядового Великой Отечественной Виктора Астафьева под названием «Нет мне ответа». Вот что он пишет о маршале Г. К. Жукове: «Это выкормыш «отца и учителя»!.. Браконьер русского народа! Он и товарищ Сталин сожгли в огне войны русский народ и Россию. Вот с этого тяжелого обвинения надо начинать разговор о войне, тогда и будет правда, но нам до нее не дожить. Сил наших, ума нашего и мужества не хватит говорить о трагедии нашего народа, в том числе о войне, всю правду».
Слова русского писателя-фронтовика – фальсификация? Это его, будь он жив, нужно сажать в тюрьму на 3-5 лет? В конце мая челябинские единороссы, обсуждая законопроект о фальсификации истории, договорились до предложения расстреливать очернителей, а заодно и представителей СМИ, и издателей. Замдекана истфака ЮУрГУ Василий Герман считает, что рассекречивать материалы о Великой Отечественной можно только для специалистов, чтобы не вносить сумбур в умы молодежи. А некто Александр Дегтярь (не участвовавший в войне) кричал о книге Астафьева: «Эта гадость уже на челябинской земле». Он-то и требовал сурового наказания, вплоть до расстрела.
Общество же расценивает законопроект и указ как попытку запугать всех и сразу. Сам факт обсуждения в Госдуме закона о тюрьме за «неправильную» трактовку Второй мировой – злобная и открытая угроза. Нам предлагается забыть то,
что знали, и не пытаться узнать то, что было скрыто, нам предлагается затыкать глаза и уши, чтобы не впустить ненароком в головы и сердца правду, которую невозможно скрыть в наш информационный век, нам предлагается завязать узлом языки – и больше не развязывать. Впрочем, наш номер – десятый. Главную арию должны спеть «историки», громко и просто, без полифонических выкрутасов, чтобы арию эту можно было переделать в марш для всех и каждого, для страны и мира.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ, писатель, публицист