Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Обзор Рязанского губотдела ОГПУ от 21.05.1929г.

Обзор Рязанского губотдела ОГПУ о политнастроениях православного духовенства и противодействии крестьян антирелигиозным мероприятиям власти
21 мая 1929 г.
Секретарю Рязгубкома ВКП(б) тов. Тимофееву(1)

г. Рязань

За последнее время в ряде мест Рязанской губернии в конце апреля и начале мая м-ца с.г. отмечено ряд случаев открытых выступлений церковников против Соввласти, которые ведя усиленные проповеди против безбожия, критикуя и извращенно истолковывая действия Советской власти и ВКП(б) как насилие над религией, ведут за собой массу населения, в результате вызываемые ими возмущения в некоторых случаях даже выливаются в форму массовых демонстраций с выпадами против Советской власти и с выкриками «бей коммунистов».

Так, например, в селе Змеевки, Чернавской вол., Скопинского уезда, в апреле месяце с.г. свирепствовал сыпной тиф, в связи с этим Скопинским Уздравотделом были запрещены всякие собрания, были закрыты школы, изба-читальня и церковь. Священник закрытой церкви Дмитриев вместе с кулаками перед медперсоналом неоднократно требовали открытия церкви. В то же время вели агитацию среди верующих, что церковь закрыта не по случаю эпидемии тифа, что Советская власть таким путем закрывает церкви вообще, насаждает безбожников, прививает безбожие насильно. Незадолго до Пасхи участковый врач Гольдрейер о карантине и закрытии церкви объявил лично попу Дмитриеву, который врачу сказал, не вижу надобности в закрытии церкви. Члены церковного совета Цепляев Иван Дмитриевич, Бучихин Андрей Федорович, зажиточный и кулак, лишенец Тихонов Александр Федулович, неоднократно приходили к Гольдрейеру и в грубой форме с угрозами требовали открытия церкви, то же самое этими же лицами повторено 27 апреля с.г. в здании кооператива, где присутствовало много граждан. Церковники присутствующим старались доказать, что такого рода действия Советской власти есть насилие над религией. Несмотря на это Гольдрейер в открытии церкви отказал. После этого Цепляев, Бучихин и Тихонов отправились к попу Дмитриеву, куда пришла и жена псаломщика Кочеткова Матрена. Все вместе, посоветовавшись, начали обходить по дворам крестьян, в результате чего 23 апреля организовалась демонстрация, в которой большинство участия принимали женщины, главным образом, под руководством Кочетковой направились к зданию сельсовета. Наряду с требованиями о открытии церкви, демонстранты кричали:

«почему нет хлеба, почему власть отвезла его за границу. Задушили нас налогами, а сами живут как бары, не дадим в обиду попа и проч.»

Сельсовет в открытии церкви отказал, но каких-либо мер о причинах закрытия не разъяснил. Толпа демонстрантов от сельсовета направилась к школе, где в это время находился врач Гольдрейер и учитель Зотов. Толпа у школы, ругая Советскую власть, требовала открытия церкви и прекращения гонения на религию. 30 апреля демонстрация повторилась снова. Местной властью мер никаких принято не было. Демонстранты с криками по адресу Соввласти долгое время ходили по селу. На первый день демонстрации принимали активное участие и члены сельсовета, как то Орлов К.П., Стрельцова Е., Демидова Агафья, жены членов сельсовета и другие, кои выражали демонстрантам сочувствие и говорили:

«нет никакой необходимости держать церковь закрытой, как это делает власть, когда приходит Пасха. Все равно верующие поедут святить пасху в другие села».

Во время демонстрации 29—30 апреля священник Дмитриев как-будто никакого участия не принимал, сидел у себя дома, но Цепляев, Бучихин и Тихонов постоянно ходили к нему на дом и получали указания.

В селе Павелец, Скопинского уезда прибывшую туда специальную комиссию по обследованию ШКМ и учительского персонала в составе члена Бюро Скопинского Укома ВКП(б) тов. Рыкалина и Зав. УПТ тов. Сорокина местное кулачество усиленно пыталось компрометировать, принимая меры выгнать их из села.

3 мая с.г. в 4 часа дня Рыкалин и Сорокин назначили общее собрание гр-н села с целью выявления мнения крестьян по докладу Зав. ШКМ. К 6 часам вечера со всех сторон села стали быстро сходиться взволнованные крестьяне, особенно много женщин, кое-кто с палками, все приходившие кричали:

«Вы кажется приехали закрыть нашу церковь, мы Вам ее не дадим».

Таким образом собрание было сорвано. Членов комиссии и некоторых местных коммунистов главари, возбуждавшие толпу, окружили и стали требовать немедленно удалиться из села Павелец. Мельник Другов Николай и другие из кулаков и церковников кричали: «бей их, коммунистов».

Такие выкрики бросала и некая Царькова Надежда Яковлевна, просфирня, состоящая в церковном хору, они же представителей комиссии и местной власти хватали за груди, не давали им разъяснять о цели их приезда и говорили:

«Врут они, они церковь хотят закрыть, не верьте им, не расходитесь»;

«Почему к Пасхе не дали муки, почему нет вина, куда делся хлеб, зачем Вы его вывезли за границу, зачем лишили голоса Кормильцева, в нашем селе нет кулаков, зачем перевели от нас учительницу Тюшевскую (дочьместного попа) и учительницу Доброхотову (дочь быв. диакона). Зачем отдали лучшую землю коллективу».

Все отмеченное было создано по инициативе кулака-группировщика упомянутого выше Кормильцева и местного попа Тюшевского и других кулацких элементов, кои являются членами церковного совета. Так как когда комиссия по прибытию в с. Павелец приступила к работам обследования ШКМ, то Царькова по указаниям Тюшевского и Кормильцева ходила по дворам и говорила:

«Идите скорее в школу, туда из Москвы приехала комиссия с целью закрыть нашу церковь и забрать попа».

Ими же для этой цели были использованы гонцами и мальчики.

В с. Горлово, Скопинского уезда, на собрании, созванном местными организациями как анти-пасхальное собрание, не стесняясь, с явной антисоветской агитацией выступали церковники Жуков Владимир Иванович, Шкырин Александр и Чиликин Семен, которые, сорвав собрание, вызывали граждан на демонстрацию против безбожия. Главным инициатором и руководителем со стороны являлся священник того же села.

По этому же случаю взволнованной пьяной толпой 5 мая с.г. был избит член ВИКа Кудимов, на которого набросились с криками «бей коммунистов». В избиении принимал активное участие член церковного совета Паршиков, подстрекаемый попом Крыловым, который до этого неоднократно выступал с проповедью против безбожия. Во время предвыборной кампании в Ряжске на избирательных участковых собраниях, где стоял вопрос о закрытии городского собора, Крылов также вел контратаку и вывесил объявление:

«Приходской совет при соборной церкви просит православных христиан присоединить свои подписи к протесту верующих против предполагаемого закрытия собора. Долг каждого из верующих, подпишитесь, сделайте это скорее».

В Скопине вновь избранный пред. благочиннического совета(2) Никандров Николай особенно активно ведет борьбу против безбожия, работа которого направлена не только против безбожников, но и к тому, что Никандров из учеников Сретенской школы № 2 организовал группу в количестве 5 человек из являющихся прислужниками церкви. Через указанных ребят Никандров за вознаграждение в виде денег, тетрадей, карандашей и т.п. ведет разлагающую работу среди учащихся. Группа учеников, организованная Никандровым, пионерам заявляет:

«Отец Николай на диспуте покрыл вашего Слободского, где вам убедить нас и доказать что-либо против религии, попы правы и сильнее вас. Советская власть не хороша, мы всегда будем идти за старые порядки. Нам при Соввласти приходится платить налоги, а раньше этого не было».

Других учеников приглашает ходить в церковь, говоря, что там ничего не просят, а пойдешь в клуб, там требуют деньги.

В селе Вирюлевки, Гагаринской вол., Скопинского уезда, священник Болагдовцев Петр Семенович, быв. офицер, в своих проповедях ведя агитацию против безбожия, ведет агитацию против советской власти. Он говорит:

«Советская власть, это власть не от Бога, власть временная, поэтому ей можно и не подчиняться. Недалеко то время, когда декретами Советской власти и червонцами на посмешище людям будут заклеивать заборы».

В селе Хавертово, Михайловской вол., Скопинского уезда, священник Тушинский среди крестьян ведет усиленную агитацию о войне, говоря:

«Безбожие привело к тому, что иностранные государства не в силах более терпеть издевательства над православньш духовенством и в сегодняшнем году объявят войну. Сам Троцкий пойдет войной на нас и побьет».

В селе Дурное, Пронской волости, Скопинского уезда, 5 мая с.г. секретарь комсомольской ячейки Шепелев Василий Алексеевич, учитель Левушкин, кp-не Квасов Иван Сергеевич и Жданов после проведения агит. пасхального вечера решили заснять с колокольни виды с. Дурное, с какой целью поднялись на колокольню церкви села Дурное, где производили снимки села. Дьякон Алтухов видя, что вышеуказанные гр-не полезли на колокольню с аппаратом, запер их на замок на колокольне, а сам побежал по домам крестьян села Дурное, которым говорил:

«Комсомольцы и учитель полезли на колокольню с бомбой, для того чтобы взорвать церковь во время обедни».

Благодаря такой агитации диакона собралась толпа крестьян около 200 человек, некоторые полезли на колокольню, осматривали все щели в поисках бомбы. Некоторые набрасывались на посетивших колокольню, которые еще до сбора толпы [были] выпущены церковным сторожем.

В селе Санском, Шиловской вол., 1 мая на базарной площади недалеко от церкви был поставлен открытый экран для демонстрации картины. Во время постановки экрана в церкви шла служба, по окончании которой верующие, проходившие мимо экрана, особенно женщины, набросились на экран и стали рвать полотно и избивать кино-механика комсомольца Маркешкина, на этот шум пришел секретарь ячейки ВКП(б) Попов, на которого толпа также набросилась и стала избивать и его.

Избиваемые были освобождены подоспевшим председателем сельсовета.

Вдохновителями данного явления являлись Подлазов Павел Ильич, 52 лет, гр-н села Санское, член церковного совета — быв. урядник, Клочков Михаил Артемьевич, 60 лет, член церковного совета, бывший жандарм, которые при выходе из церкви женщинам говорили:

«бабы, рвите полотно, вам ничего не будет».

14 мая с.г. в село Мосолово, Спасского уезда, для изъятия благочинного(3), на которого имеется обвинение, был послан Пом. Упол[номоченного] по Скопинскому уезду. Во время ареста по инициативе церковного старосты — кулака села Мосолово — начали бить в набат, на который собралось до 500 человек, которые, подстрекаемые церковниками и кулацкой частью деревни, стали в защиту благочинного, оказали сопротивление, забрасывая камнями Исаева и представителя милиции, однако дело было доведено до конца.

По существу уездуполномоченным дано соответствующее указание, о результатах будет сообщено дополнительно.

Зам. Нач-ка РГО ОГПУ (Ландышев)
Ст. Уполномочен. СО (Терский)

Пом. Уполномочен. (Богманов)

ГАРО, ф. 2, оп. 1, д. 15, л. 32-36.
Подлинник

_________________

1) Другой экземпляр документа послан в Москву в Секретный отдел ОГПУ. Фамилия Секретаря Рязгубкома ВКП(б) Тимофеева в документе вписана от руки.
2) Так в тексте.
3) То есть священника.

Публикация: "Рязанская деревня в 1929-1930гг. Хроника головокружения. Документы и материалы"/Москва-Торонто, 1998г.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте