Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Павел Радимов - живописец запаса

Получивший образование ещё до Октябрьской революции, художник Павел Радимов был в советское время любимцем власть предержащих. А раз так, считают некоторые исследователи рязанской истории, творчество этого человека просто не могло не быть конъюнктурным, мнение это разделяют далеко не все.

Мои школьные годы пришлись на расцвет социализма. Обучающей азам рисования учительнице удалось внушить чуть ли не всем ученикам нашего класса, что лучшие отечественные художники — это так называемые передвижники. Сохранившаяся до сих пор уверенность укрепилась после знакомства с творческой судьбой Павла Александровича Радимова — последнего председателя этого товарищества.

В БУРСАКАХ

Он родился и провёл детские годы в селе Ходяйново, входящем сейчас в состав Рыбновского района. «И прадед, и дед, и отец мои были священниками, — признавался художник в мемуарах. — Поскольку тропинка в эту сферу человеческой деятельности была протоптана, мне трудно было рассчитывать на что-то иное. Вот и попал я в Зарайское духовное училище, а из него уже — в Рязанскую бурсу».

В духовной семинарии Павел учился со старшим братом Василием. Но священниками братья так и не стали. Оба с прохладцей относились ко всем обязательным в семинарии дисциплинам, но добровольно посещали дополнительные занятия по рисованию и живописи, которые вёл известный рязанский иконописец и художник Николай Шумов.

В 1911 году Павел Александрович Радимов окончил историко-филологический факультет университета в Казани и остался в этом городе преподавать историю искусств и литературу в художественной школе. К тому времени он уже представил свои картины на очередную выставку передвижников, а через четыре года стал уже полноправным членом этого товарищества.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КОММУНИСТ

Художественные работы Павла Радимова одни знатоки злобно критиковали, другие хвалили. Как бы то ни было, но после смерти в 1918 году Николая Никандровича Дубовского именно бывший недоучившийся рязанский семинарист возглавил Товарищество передвижных выставок.

И писал он не только портреты политических деятелей. Этот живописец особенно любил изображать на своих картинах православные храмы и плодотворно работал над пейзажами. Политические пристрастия не смогли убить в нём художника и аллергией на проявление христианской культуры не заразили. «Чудесный старик этот Радимов! Именно таким и должен быть настоящий коммунист!» — признавался своим друзьям в шестидесятые годы прошлого столетия известный рязанский краевед и писатель Дмитрий Акимович Коновалов.

К слову сказать, коммунист Радимов тайком посещал церковные службы в тех местах, где его никто не смог бы узнать. Был он простым и очень добрым человеком. Павел Александрович оказывал и моральную поддержку, и материальную помощь незнакомым людям, не открывая при этом своего имени.

Такое поведение коммуниста, соблюдающего церковные заповеди, сейчас кажется весьма странным. Но такие люди встречались.

СВЯТОЙ НИКАНОР

Как и всем, Павлу Александровичу, конечно же, в какой-то степени волей-неволей приходилось следовать конъюнктуре. Но при этом его выставки массово посещались без какого-либо вмешательства властей. «К людям пошли мои картины, в народ!» — добродушно усмехался художник, когда его лучшие этюды бесследно пропадали после выставок, и не требовал, как сейчас у нас это принято в подобных случаях, компенсации за моральный и материальный ущерб, хотя при своей должности председателя Ассоциации революционных художников он, несомненно, получил бы деньги за украденные картины, сообщи только о случившемся партийным начальникам.

Понимая, что при этом пострадают невинные люди, которые не смогли предотвратить кражу произведений искусства, Радимов поступить таким образом никак не мог. Совесть не позволяла.

Был случай, когда некий рязанский поэт М. взял и не вернул два всемирно известных этюда Павла Александровича. Художник отнёсся к этому с полнейшим благодушием. «Пусть приобщается к искусству, — утешал он жену, — а я тебе ещё лучше картины напишу» .

И такое отношение к своим работам было у живописца в то время, когда они экспонировались в Мюнхене, Венеции, Кёльне, Берлине, Лондоне, Нью-Йорке, Токио! До сих пор почти в каждом крупном музее России есть картины рязанского «православного коммуниста».

Наибольшее влияние на формирование характера Радимова оказал его родной дед Никанор, служивший дьячком в сельской церкви. «От него я набрался бодрости и смелости в делах», — признавался Дмитрию Коновалову художник незадолго до смерти.

Когда-то, ещё до Октябрьской революции, соседка в Ходяйнове попросила Павла подновить икону. Созданный юношей лик святого стал необыкновенно походить на лицо Никанора Радимова. И смотреть на это художество приходили все жители села.

Сейчас молодое поколение любителей живописи в большинстве своём о Павле Радимове знает мало. Хранящиеся в запасниках Рязанского областного художественного музея работы этого талантливого человека на всеобщее обозрение выставляются редко.

И всё-таки живут ещё на Рязанщине люди, которые способны сказать о незаурядном земляке и его творчестве только добрые слова.

Евгений Данилин

Газета «Панорама города», №42 (699), 2009 г.

Павел Александрович Радимов
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте