Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Неизвестный Указ 1653г. о запрещении колдовства в рязанских и других городах.



В России осуждалась и преследовалась любая магическая практика и колдовство последовательно запрещалось духовными и светскими властями1. Каноническую основу позиции к колдовству составили переводные византийские Номоканоны (Кормчие), содержащие различные патристические сочинения и определения поместных и вселенских соборов.

С ХVI в. статьи о колдовстве появляются и в светском законодательстве, в частности, в постановлениях Стоглавого собора 1551 г. С ХVII в. преследование колдовства приобретает регулярный характер и сохранилось значительное число следственных дел2. Борьба с народной религиозностью являлась составной частью программы очищения церкви, обновления православия, которую разделяли несколько патриархов. Патриарх Филарет, стремившийся воссоздать идеализированную им церковь времен Стоглавого собора, жестко наказывал нарушителей церковной дисциплины3 и предпринимал меры по истреблению неканонической литературы4. Наиболее полное развитие идеи исправления церковной традиции получили в период патриархата Иосифа, и их формирование обычно связывают с так называемыми «ревнителями древнего благочестия».

В 40-е г. ХVII в. последовала серия указов, нацеленных на укрепление благочестия5, в том числе в 1648 г. указ царя Алексея Михайловича о запрещении «бесовских игрищ» и колдовских ритуалов6. Интересно, что годом раньше статья о наказании колдовства была опубликована в составе переводного памятника, не имеющего законодательного значения: «Учение и хитрости ратного строения пехотных людей» И. Вальдгаузена (М., 1647). Но в столь важном юридическом кодексе, как Соборное Уложение 1649 г., отсутствует непосредственное осуждение колдовской практики. На колдунов могли распространяться статьи Уложения об «умысле» на государево здоровье и о «богохульниках».

--------------------------------

1 Ард. Попов. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904.Ч. 1; Ryan W. F. The Bathhouse at Midnight: An Historical Survey of Magic and Divination in Russia. University Park, Pennsylvania, 1999. Особенно страшны были колдуны, вступившие в связь с дьяволом (Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996)
2 Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси ХVII столетия. (Материалы по истории медицины в России. Т. 3). СПб., 1906; Рождественский Н. В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту ХVII в. // ЧОИДР. 1902. Кн. 2. Отд. IV. С. 1–31; Zguta Russel. Witcraft Trials in Seventeenth-Century Russia // American History Review. Vol. 82. ¹ 5. December 1977. Р. 1187–1207; Kivelson V. Patrolling the Boundaries: Witchcraft Accusations and Household Strife in Seventeenth-Century Muscovy // Harvard Ukrainian Studies. Vol. XIX. 1995. S. 302–323.
3 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою Комиссиею (Далее – АИ). Т. 3. ¹ 93.
4 Примером может служить следственное дело дьяка Семена Григорьева, уличенного в чтении книги Рафли. (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою Экспедициею (Далее – ААЭ). Т. 3. ¹ 176; Турилов А. А., Ченцов А. В. К изучению «отреченных» книг // Естественно-научные представления Древней Руси. М., 1988. С. 111–140).
5 ААЭ. Т. 6. ¹ 19, ¹ 321, ¹ 324.
6 Иванов П. Описание Государственного Архива старых дел. М., 1850. С. 296–299; Харузин Н. К вопросу о борьбе Московского правительства с народными языческими обрядами и суевериями в половине ХVII в. // Этнографическое
обозрение. 1897. ¹ 1. С. 143–151.
5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Добрый день!
Благодарю Вас за сей интересный материал.
Надеюсь, что Вы поможете мне вот с таким вопросом.
Мне нужны сами исходники указов, а именно название их и дата... то есть как они идут в оригинале, можете ли Вы подсказать конкретно именно эти данные? либо помочь с источником, откуда могу почерпнуть выходные данные.
Особенно интересуют 2 указа:
1 1648 г. указ царя Алексея Михайловича о запрещении «бесовских игрищ» и колдовских ритуалов6.
2 1653 (161) г., января 14. Указ царя Алексея Михайловича о запрещении колдовства и хранения отреченных книг и заговоров.
Но, в идеале: меня интересуют сами документы, которые касаются именно данной тематики. Я бы с огромным удовольствием ознакомилась с ними, со сканами, фотографими документов (так как, навряд ли, их можно будет увидеть воочию, по крайней мере, в короткий срок).

Сразу прошу Вас обозначить приблизительно сроки возможного предоставления информации, чтобы я ориентировалась во времени. Почему? - Сейчас провожу научное исследование и мне жизненно необходимы эти документы. А у научного исследования, к сожалению, есть срок подачи результатов. Хотя и после этого срока я смогу продолжать работу в этом направлении. -) Но уже в эту работу не смогу включить тот материал, что прошу у Вас, к сожалению.(

О проекте