Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Грамота Олега Рязанского: лицевой список второй половины XVII в.

Пергаменная грамота великого князя Олега Ивановича Рязанского второй половины XIV в., выданная монастырю «на Олгове», является единственным уцелевшим иллюминированным памятником русской деловой письменности. Лицевые изображения начинают сопровождать государственные акты только с конца XVI – начала XVII в., поэтому рязанская грамота занимает особое место в истории развития художественной культуры Северо-Восточной Руси.

Грамота существует в двух списках второй половины XVII в. после указа царя Алексея Михайловича от 9 июля 1651 г. о приписке рязанского Ольгова монастыря Савво-Сторожевской обители(1) состоялась передача монастырского архива в Звенигород. После этого времени приступили к составлению копийной книги Ольгова монастыря(2) (в которую был переписан текст из подлинника XIV в.(3) и оформлению лицевого списка в виде отдельной грамоты-копии, которая в настоящее время хранится под общим шифром вместе с подлинником в фонде грамот Коллегии экономии(4).

Текст лицевого списка, названный публикатором «архивной копией», вошел в научный оборот в 1913г.(5), однако наличие списка прослеживается по изданию 1836г., в котором впервые публиковавшийся текст подлинника XIV в. был частично реконструирован по тексту лицевого списка XVII в.(6) Фрагмент текста лицевого списка был воспроизведен в археографическом издании 1964 г.(7) Тремя публикациями ограничивается перечень изданий, в которых в том или ином объеме фигурировал текст лицевого списка XVII в. До настоящего времени лицевой список не исследовался и не комментировался, если не считать краткой ремарки одного из публикаторов: «текстъ грамоты и поясненiе ея писаны въ этой копии одною рукой»(8).

Лицевой список имеет следующие размеры: в длину, по левому краю – 416 мм, по правому – 415 мм; в ширину, по верхнему краю – 321 мм, по нижнему – 330 мм. Текст состоит из 24 строк; 4 строки, следующие за основным текстом, являются пространной записью переписчика (о состоянии подлинника и схеме расположения фигур миниатюры). Текст и приписка выполнены одной рукой. По обеим сторонам от текста (слева и справа) писцом оставлены широкие поля, прочерченные каким-то острым предметом, отчего текст выглядит как бы заключенным в рамку. На левом поле, внизу, имеется архивная помета(9), выполненная канцелярским почерком темно-коричневыми чернилами в столбец, в семь коротких строк: «№|Олегъ долженъ|быть современъ|Димитрiю|Донскому или|6027–|1363–1389|». Время появления пометы можно определить между 1912–1913 г.

Предположительно, она была сделана в ходе подготовки к изданию специализированного сборника 1913 г., в котором, как уже отмечалось, впервые был опубликован текст лицевого списка. В 1912 г. список XVII в. вместе с подлинником XIV в. был помещен «в особую, выложенную шелком, папку»(10), но отдельный архивный номер ему присвоен не был. Характерно, что автор пометы посчитал нужным уточнить время жизни Олега Рязанского, сопоставив его с Дмитрием Донским и обозначив годы великого княжения последнего: «1363–1389». Цифры «6027–» в летоисчислении от сотворения мира архивистом зачеркнуты.

Общее состояние лицевого списка можно оценить как удовлетворительное. Консервационно-реставрационным работам документ не подвергался. Филиграни не просматриваются. Текст сохранился полностью. Для написания текста писец использовал светло-коричневые чернила. Письмо – скоропись.

Почерк ровный, без наклона, буквы вытянуты и тесно поставлены друг к другу. Видимые следы разлиновки отсутствуют, однако писец четко придерживался линии (не исключено использование специальной матрицы). Межстрочный интервал составляет 1 см и соблюдается на всем протяжении текста практически без погрешностей.

В настоящее время бумага грамоты потемнела и загрязнена, лист истончился и местами затерт. В тексте, на миниатюре и на верхнем поле имеются темные (очевидно, масляные и/или восковые) пятна и разводы. Лист плотно, но неровно (скошен в верхнем левом углу) наклеен на бумажную основу.

Изначально грамота хранилась без основы, о чем свидетельствует ряд признаков. На верхнем поле основы имеются следы от гвоздевых отверстий (слева, справа и в центре). На листе грамоты отверстий нет. Лист сохранил следы механического воздействия: был сложен в несколько раз, отчего образовались разрывы на сгибах, что послужило причиной укрепления листа. На протяжении всего времени вопрос о месте изготовления грамоты-копии оставался открытым, тогда как принадлежность копийной книги Савво-Сторожевскому монастырю сомнений не вызывала. Результаты визуального осмотра лицевого списка и кодекса показали схожесть цвета чернил и текстуры писчего материала, используемых для обоих памятников, что может свидетельствовать в пользу их создания в пределах одной монастырской канцелярии, скорее всего, скриптория Савво-Сторожевского монастыря, что не противоречит историческим сведениям.

Грамота существенно пострадала в зоне миниатюры, исполняющей роль заставки. Наблюдаются утраты фрагментов одежд Христа, Богоматери и левого архангела. Нимб архангела также поврежден. Самая значительная по площади утрата – на плаще Иоанна Предтечи, которая частично затронула плащ правого архангела. В некоторых местах отошла клеевая прослойка. В «квадрате», где изображен игумен Арсений, имеется сквозное гвоздевое (?) отверстие.

Иконографическим образцом для миниатюры грамоты-копии послужила миниатюра подлинника XIV в., поэтому структура Деисуса осталась прежней, но имели место авторская интерпретация композиции и стилистические изменения, соответствующие традиции XVII в. Миниатюра исполнена в технике акварели. Цвета: желто-оранжевый, бледно-зеленый, темно-коричневый, вишневый, черный. Лицевые изображения (Христос, Богоматерь, архангелы Михаил и Гавриил, Иоанн Предтеча, апостол Иаков, поставленный здесь в одну линию с остальными персонажами) заключены в двойную, вытянутую по горизонтали, желто-оранжевую рамку в виде картуша. Местоположение игумена Арсения – второй нижний ряд – и его коленопреклоненная поза остались неизменными, однако миниатюрист обвел пространство вокруг фигуры, по аналогии с Деисусом, двойной рамочной линией, образовав клеймо, внутри которого выписал уступчатый наклонный позем, расцвеченный желто-оранжевой краской в тон рамки. Все фигуры, за исключением Арсения, написаны более чем по пояс. Двуперстный жест Христа сменился на именословное перстосложение. Некогда закрытое евангелие теперь раскрыто. В правой угловой части Деисуса (со стороны Христа) появилось обрамление в виде однокупольного храма с навершием в форме трилистника.

Археографический обзор и искусствоведческий анализ лицевого списка дали возможность решить целый комплекс вопросов, связанных с общей характеристикой и степенью сохранности памятника, временем и местом его происхождения, с выявлением художественных особенностей миниатюры, что позволяет ввести в научный оборот новый изобразительный памятник второй половины XVII столетия.

-------------------------------------------------------------------------

(1) Шумаков С. [А.] Материалы для истории рязанского края // Труды Рязанской ученой архивной комиссии. Рязань, 1897. т. XII. вып. 1. с. 88.
(2) Согласно записи переписчика, работа была завершена в 1653 г. (РГАДА. Ф. 1199. оп. 1. Д. 118. л. 1).
(3) РГАДА. Ф. 1199. оп. 1. Д. 118. л. 30 об. – 33.
(4) РГАДА. Ф. 281. оп. 15. № 9821.
(5) Сборник Московского архива Министерства юстиции (далее – сб. МАМЮ). М., 1913. т. I. с. 8–9.
(6) Сборник Муханова. М., 1836. № 116. с. 194–195.
(7) АСЭИ. т. III. № 322. с. 352.
(8) Сб. МАМЮ. с. 9.
(9) Кроме архивной пометы никаких учетных записей поступления в архив лицевого списка к настоящему времени не выявлено.
(10) Сб. МАМЮ. с. 31.

М. В. Семина (Москва)

Источник: Тезисы докладов участников V Международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси», стр. 103-104. /«Древняя Русь. Вопросы медиевистики»//М., № 3-2009г.

Дм. Анохин

0
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте