Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Кролик перед удавом...

Бежать? Бороться? Переждать?

С момента сообщений о первых признаках глобального финансового кризиса многие ведущие журналисты бизнес-СМИ начали в тоске заламывать руки по поводу своей негативной роли в фор­­­­мировании «общественного лунатизма», приведшего к са­­­мой крупной в истории финансовой катастрофе: «Ах, почему мы видели деревья, но не увидели за ними леса?!» А дру­­­гие СМИ, полные злорад­ства по отношению к первым, бросились советовать читателям и зрителям, как перекрасить чёрную полосу в белую. И качественная, и бульварная пресса полны историями семей, борющихся за еду для своих детей, за тепло в своих холодных домах. Иногда такие истории открывают первые полосы. Но появились и серьёзные исследования, избегающие малодушных банальностей типа ежеминутных плевков в сторону банкиров и бизнеса. Журналисты сегодня переживают то же, что переживает общество (невыплаченные кредиты, потеря собственности, потеря работы). Не думаю, что их следует выделять в отдельную группу. Я хочу поговорить о том, как и чем журналисты пытаются помочь обществу (а значит, и себе самим).

Некоторые СМИ стремили­сь понять, что происходит (та­­­­ким, например, был обзор Бри­­­­танского Фонда умственного здоровья на YouGov*), исследовавший изменения в образе жизни. Что выяснилось? По­­­­­ло­­­вина взрослого населения ест дома, а не в кафе, каж­­­­­­­­дый четвёртый решил сам выращивать овощи и фрукты, каждый пятый ездит на вело­­­сипеде или ходит пешком, из­­­­­бегая общественного транспорта. Часть СМИ увидели в кризисе скрытое благословение. Ограничения в питании? Полезно! Самим готовить обе­­­­ды, растить урожай и ис­­­­­кать развлечения в кругу семьи и друзей? Отлично!

Но в фехтовании словами побеждают «торговцы мраком и гибелью». Публикация в га­­­­­зе­­­те The Scotsman «Я должен был и дальше бежать, как хомяк в колесе» отразила настроения шотландцев, обращающихся за врачебной помощью по по­­­­­­­воду депрессии и беспокойст­­­­ва. Газета посетила монастырскую больницу в Глазго, где реабилитируются знаменитости. Случаи депрессии у них выросли на 40 %. У всех – долги. Бороться с долгами на фоне подавленной психики – дело безнадёжное.

Би-би-си, располагая огромными ресурсами и армией экспертов, объясняет людям, откуда ждать и как избегать кризисных неприятностей. Но, по факту, падение цен на не­­­­дви­­­жимость, удорожание жизни, рост долгов – всё это про­­­­­исходит независимо от нас и подавляет наше сознание, и угрожает нашему здоровью. Лондонская НИИ Гигиены и Медицины на основании экс­­­­пертных оценок утверждает, что и в России экономическая ситуация сказывается на здоровье людей. Стрессовое социальное напряжение отра­­­зится на сердечно-сосудистой и иммунной системах, а в долгосрочной перспективе – на эффекте «быстрого старения». В Великобритании же во время Недели здоровья нации провели исследование, которое, увы, показало, что каждый четвёртый гражданин (а это 2,5 млн. человек) ведёт борьбу со своими долгами на фоне не замечаемой им болезни.

Би-би-си, конечно, СМИ столь же авторитетное, сколь и популистское. Но её исследования вызвали реакцию региональной прессы, стоящей много ближе к интересам и озабоченностям собственных сообществ.

Газета Western Mail (Уэльс) давала читателям советы, сход­­­ные с советами о поведении во время стихийного бедствия. Они говорят: вы не справитесь с долгами по кредитам, если не справитесь с собой, со своими страхами, с депрессией, если будете терять самоуважение, если не будете принимать помощь от других людей. Другие региональные газеты сосредоточились на риске обусловленных стрессом семейных ссор. Третьи предлагают властям расширить право на гибкий график или сокращённый ра­­­­­бочий день, на возможность работы на дому (как минимум, для юных родителей, каковых миллионы).

Пресса бурлит, сводя старые счёты. Интеллектуалы обвиняют консервативных обозревателей и неолибералов, которых они считают ответственными за «потребительский разгул», поощрявший людей думать, что «широкоэкранные телевизоры более важны, чем игра с их малышами».

Science Christian Monitor счи­­­тает духовную помощь важнее всего остального. «Семья, ока­­­­завшаяся в лапах кредитного кризиса, должна помнить, что гармония Бога – ваша опора и ваша правда – осталась непо­­вреждённой».

Кризис глобален, и мировые СМИ реагируют на него сходно. В Сингапуре, например, кризисная ситуация другая, а реакция общества (беспокойство, де­­­­п­­­­ре­­­с­­­­сия) – сходная. Там СМИ сосредоточились на спасении среднего класса. Но в СМИ – то же, что и в Англии, России, везде. И вот на закуску цитата из сингапурской прессы: «Мы похожи на кроликов перед удавом: непонятно, что делать. Бежать? Бороться? Или впасть в ступор и ждать?»

Джим БУМЕЛА, президент Международной федерации журналистов

Журналист

4
Рейтинг: 4 (1 голос)
 
Разместил: almakarov2008    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте