Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Военно-музыкальная связь

Здания Рязанского высшего военного училища связи построены на бывшей территории старинного артиллерийского плаца. А ещё раньше, в конце XVIII столетия, на этом месте стоял Оперный дом — один из первых в России музыкальных театров.

«А ВСЕ-ТАКИ ОНА ВЕРТИТСЯ!»

Первый городской театр появился в Рязани в 1787 году. Располагался он на нынешней улице Каширина — примерно там, где сейчас стоит основной корпус Рязанского высшего военного училища связи. В конце XVIII века это место считалось окраиной, а если чем и славилось, то только обширным пустырём.

Построенное по проекту губернского архитектора Ивана Сулокадзева, здание театра представляло собой двухэтажное деревянное сооружение высотой 8 метров, длиной по фасаду 32,5 метра и шириной 15,25 метра.

Этот храм рязанской культуры сооружался на деньги частных лиц. Первоначально долевое участие в этом деле приняли отставной гвардейский поручик Григорий Приклонский и чиновник казённой палаты, одновременно инспектировавший народные училища, Афанасий Дохтуров. Они не уступали друг другу как в любви к искусству, так и в оригинальности. Первый уже тогда резко выступал против крепостного права, что было среди помещиков большой редкостью. Второй считался вечным мальчишкой, поскольку предпочитал общаться не с нужными людьми, а с теми представителями молодого поколения, которые разделяли его страстное увлечение искусством лицедейства и оперой.

Оба театрала обучали молодёжь сценическому, вокальному и танцевальному искусству. Афанасий Афанасьевич пригласил в труппу молодых людей, служивших в гражданских учреждениях Рязани, а Григорий Петрович преобразил в артистов своих немногочисленных дворовых из деревни Александровка Рязанского уезда. Каждому из них добрый барин дал вольную, освободив тем самым от крепостной зависимости. За этот поступок большинство рязанских дворян считали бывшего военного сумасшедшим. А сам Приклонский на этот счёт утверждал, что «ума, по большому счёту, лишён тот, у кого отсутствует совесть» . Ещё он доказывал, что «люди, держащие своих братьев во Христе на уровне скотины, не могут считаться православными». За последнее высказывание епархиальные власти хотели отлучить Григория Петровича от церкви. Чтобы этого не произошло, ему пришлось солгать и прилюдно признаться в своей неправоте, оставаясь при этом нравственно верным прежним убеждениям. «Иногда приходится выбирать из нескольких зол меньшее и сознательно идти на грех вранья, — признавался он другу, — подобно известному астроному средневековья Галилео Галилею, который на словах раскаялся перед церковной инквизицией по поводу признания теории Николая Коперника, а в уме повторял одно и то же: «А всё-таки она вертится!»

ЛЮБИМОЕ ДЕТИЩЕ

В связи с крайне жёсткими сроками выполнения строительного проекта первоначально построенное здание рязанского театра не обладало какой-либо архитектурной значительностью. Но оно стало любимым детищем Сулокадзева, поскольку сам он был завзятым меломаном. Главный объект культуры Рязани того времени находился в центре внимания аристократов. Материальную помощь на постоянную модернизацию и художественное улучшение выделяли и дворянское депутатское собрание, и губернатор. В результате к концу двадцатых годов позапрошлого столетия внешняя форма театра как по стилю, так и по убранству могла сравниться с лучшими образцами деревянного зодчества города.

В 1797 году Рязанский оперный дом посетили высокопоставленные вельможи из Москвы во главе со знатоком и ценителем театрального искусства графом Салтыковым. Он особенно выделил среди артистов Петра Колпакова и Матрёну Воробьёву. Оба эти талантливых человека в нашем городе не задержались. В первой четверти XIX столетия они с успехом выступали в Большом Петровском театре Москвы.

По свидетельству современников, рязанскую труппу относили к числу «наиболее значительных в России по своим художественным достижениям и по общественной значимости» . На сцене театра шли оперы «Аскольдова могила» и «Вадим» композитора Верстовского, «Волшебный стрелок» Вебера. Постановка этих сложных в музыкальном отношении произведений говорит о незаурядном мастерстве рязанских исполнителей.

ПОСЛЕ ПОЖАРА

В 1837 г. в Рязани произошло страшное событие: пожар уничтожил чуть ли не всю деревянную часть города. Сгорело и здание оперного театра. Последний его содержатель, витебский дворянин, обанкротился. Ведущие артисты труппы рассеялись по стране. Тем не менее театральная жизнь Рязани не угасла. Представления стали даваться в частных домах, снимаемых антрепренёрами.

Место сгоревшего театра долгое время пустовало. Лишь через несколько лет на нём устроили так называемый артиллерийский плац — обширную земляную площадку, на которой можно было выставить не только войска, но и артиллерийскую технику.

Нынешняя улица Каширина именовалась Конюшенной: на ней размещались многочисленные загоны для лошадей, используемых для перевозки пушек. Рядом построили склады для военного обмундирования, а в конце XIX века — здания разместившейся в Рязани 35-й артиллерийской дивизии.

После Октябрьской революции эти помещения, по-прежнему находившиеся в ведении военных, продолжали использовать по назначению уже новые власти. В 1961 году на месте бывшего театра нашло пристанище передислоцированное из Горького (нынешнего Нижнего Новгорода) военное училище связи.

Евгений Данилин

Газета «Панорама города», №34 (691), 2009 г.

На территории училища связи раньше находился Оперный дом
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте