Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанский народный костюм на выставке «Русский костюм в фотографиях периода XIX-XX веков»

В Галерее на Солянке открылась выставка "Ближе к телу. Русский костюм в фотографиях XIX-XXI веков".

После того как Петр I указом ввел в обиход костюм европейского образца, традиционная одежда, которую с XII по XVIII век в России носили все - от крестьянина до царя, из повседневной превратилась в нарядную. При дворе Екатерины II русский костюм надевали по праздникам, а после войны 1812 года отечественный сарафан с завышенной талией (ампирный) стал популярен в Европе. В XX веке функция русского костюма изменилась радикально: из обычной одежды он стал произведением искусства. Чтобы показать ребенку, как одевались наши предки еще каких-нибудь сто лет назад, его придется вести в Третьяковскую галерею или Малый театр. Выставка рассказывает о том, с каким результатом вышел в XXI век образ национальной одежды, столетиями казавшийся неизменным

Мужицкий картуз, рубаха на выпуск и борода лопатой – таков самый узнаваемый образ Льва Толстого. Впрочем, если для графа Толстого это была скорее игра в переодевание, то для выходца из крестьян Курской губернии Никиты Хрущева русская косоворотка была привычной одеждой. Как и кокошники для русских нянек и кормилиц в богатых семьях.

«На этих фотографиях из собрания Российской государственной библиотеки мы видим нянюшку и детей, которые одеты в европейское платье, а нянечки – в бусах и кокошнике. Детям хотели привить любовь и знание народной культуры», – поясняет куратор выставки Анна Петрова.

В начале ХХ века по заданию Этнографического музея по стране колесили многочисленные исследователи-первопроходцы, среди которых был Иван Билибин. Их главной задачей было найти и сфотографировать представителей многочисленных народностей Российской империи, чудом сохранивших свою самобытность. Ровно через сто лет, в начале ХХI века, в одежде русских крестьянок фотографируются их прапраправнучки.

«Вот эта юбка вышита по черному полю красным. И каждая девочка старалась как можно красивее сделать ее, чтобы достойнее выйти замуж. Шифры утеряны. Сохранились названия этой вышивки, но что именно хотели сказать девочки, уже не знает никто, даже эти бабушки», – говорит фотохудожник Алла Соловская.

Для исследователя русских костюмов Сергея Глебушкина нет никаких секретов. В кадре из фильма «Тихий Дон» он сразу распознает неточность. «На Тихом Доне и вообще на Доне не носили именно такие костюмы. Цесарская одета в костюм чисто рязанский. У донской казачки был совершенно другой костюм», – заверяет историк. Для него любая неточность – будь это обложка «Советского экрана» или небольшой эпизод из фильма – как ножом по сердцу. «Это же девушка, невеста! Если женщина не могла показываться на народе с непокрытой головой, то девушка имела право. Но все равно девушка – это скромница. А здесь, посмотрите, пуговица расстегнута. Да для XIX века она опозоренная сидит!» – продолжает Глебушкин.

Сергей Глебушкин сразу узнал и местность, и костюм: Рязанская область, село Секирино. Он и сам бывал там в экспедициях. И таких мест в России на радость много: там чтят традиции и хранят старинные костюмы, как сокровище. Как, например, наряд невесты из белгородской области.

Сергей Глебушкин: «Традиционная вышивка символическая, мы здесь видели традиционный узор, что соответствует XIX веку. Он сшит весь вручную, из домотканого льна».

В каждой губернии, и даже в каждом селе в костюме - свои самобытные детали. Как говорят историки, крестьянки в XIX веке были, как открытые книги.

Татьяна Валькова, историк костюма: «Когда-то костюм содержал массу всякой информации. Ну, по крайней мере, там, где сохранялись архаичные формы традиционного костюма, это, преимущественно, на юге, знающие люди могли многое узнать».

Здесь снимки крестьян из центральных и северных губерний, фотографии, сделанные сразу после этнографической выставки, в 1867м году.

Карина Соловьева, сотрудник российского этнографического музея: «Это портреты крестьян и крестьянок центральной России, северной губернии России, были сделаны в конце 60-х годов в известной студии «Митрейтер» в Москве, и затем был сшит альбом, состоящий из 250 листов».

Свой гимн российскому крестьянству пели Лев Толстой, Николай Клюев, Островский, а потом и выходец из крестьян Курской губернии Никита Хрущев в русской косоворотке. К истории костюма обращались художники из Большого театра, Мариинки, МХАТа. Этнографы и сегодня стремятся в те немногочисленные места, где до сих пор чтят традиции и хранят историю.

К середине ХХ века русский костюм, стилизованный ансамблем «Березка», Вячеславом Зайцевым и советским кинематографом, стал узнаваем во всем мире. Однако, по мнению историка Глебушкина, тиражи очень далеки от оригинала.

По материалам Телеканала "Культура"

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя admin.

Русский костюм и вправду присутствует на всех фотографиях этой выставки. Но странно думать, что для делавшего снимок фотографа именно костюм был его главной темой, а не сюжеты, типажи и пейзажи. Поэтому выставка названа с некоторым лукавством. Всем, кому интересен именно русский костюм, стоит отправиться в музеи истории и этнографии. Зато остальные могут о костюме благополучно забыть и смотреть просто выставку фотографий и фотографов.

Фотографии Вильяма Каррика из серии "Русские типы", сделанные во время этнографической экспедиции, не просто о костюмах, а еще и о русских типажах 1860-х годов. Костюмы, разумеется, присутствуют, персонажи не голые, спасибо и на этом. Снимки владельца фотоателье в Москве и Петербурге Карла Фишера — о театре, на них сцены из "Сказки о царе Салтане" в Большом театре (1913), "Конька-Горбунка" в Мариинском (1911). Костюмы если и русские, то театральные. Есть у Фишера и просто любопытные сцены из жизни начала XX века — чинное крещение детей-подкидышей в детском доме 1913 года, например.

О крестьянской жизни и романтичном восприятии действительности — разнообразные "Сеятели" и "Странники", неподалеку — фотография, сделанная конструктивистом Александром Родченко, на которой искусствовед Татьяна Малютина изображена в крестьянском костюме. Но если костюмы XIX—середины XX века приходилось принимать на веру, то цветные фотографии 1990-х провоцировали посетителей на споры: "А кто-нибудь когда-нибудь так ходил?"

Забавнее всего выглядит последняя часть выставки. Это самоидентификационные искания-автопортреты Владика Мамышева-Монро в шубе и с косой под названием "Тепло ли тебе девица?"; эстетические — Натальи Эденмонт, нашедшей применение русскому платку; дизайнерские — Александра Петлюры, представляющего "Советскую империю в вещах". И если начало выставки способно обмануть любителя костюма, то эта часть — любителя современного искусства.

МАРИЯ Ъ-МАЗАЛОВА.
"Коммерсант"
О проекте