Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Несколько слов о касимовских архитектурных памятниках



В далеком прошлом Касимов (еще Городец-Мещерский) - крепость с мощными стенами - возвышался на левом берегу Оки среди не обжитой земли в окружении непроходимых лесов, нераспаханных равнин и, вероятно, производил впечатление чуда: природной первозданности противостояло архитектурно организованное пространство, упорядоченный и «одомашненный» мир. Шло время. Город рос и развивался. Однако все его изначальные постройки в 1376 году уничтожило монголо-татарское нашествие. Тем не менее, город, вдохнув новую силу, смог подняться из руин и явить миру свою особую архитектурную сказку...

В средние века Касимов являлся столицей «искусственного» Касимовского царства. Татарская сторона - древнейшая его часть. Минарет, возведенный вместе с мечетью вблизи дворца царевича Касима в 1467 году, - уникальный памятник архитектуры той поры. Массивный, сложенный из «дикаря» цилиндр с верхним малым цилиндром и куполом очень выразителен. Внутри спиральная каменная лестница, освещаемая маленькими щелевидными окнами, ведет на открытый балкон, с которого открывается замечательный вид на город и заокские дали. Плиты стен огромны, отесаны грубо, но сложены добросовестно, на века.

Неподалеку находится еще один памятник эпохи Касимовского царства - мавзолей над останками здешних владык, построенный в 1555 году: небольшое сооружение прямоугольной формы с низким белокаменным сводом. Несколько арочных проемов, несложный карниз на глади стен составляют практически все его убранство. Над входом - каменная плита с арабской надписью: «Строитель и собственник этого здания - Шах-Али-хан, сын Шейх-Адмяр-Султана. 21 числа месяца рамазана 962 года (9 августа 1555 года. - В. П.)». Надпись окружают изречения из Корана. Внутри два помещения: в одном - могилы, в другом - молельня, где читали Коран при поминовении погребенных.

На старом татарском кладбище стоит мавзолей Авган-Мухаммед-Султана (1649), сохранивший форму и символику своего архитектурного собрата, но отмеченный и более поздними деталями. Он кирпичный, а украшен почти так же, как украшали свои дома и храмы русские люди, что говорит о возросшем влиянии русской культуры. То же можно сказать о новой мечети.

Еще в XVIII веке почти все городские постройки оставались деревянными (см. гравюру Адама Олеария, на сегодня считающуюся самым древним изображением Касимова).

Первый каменный касимовский храм - пятиглавая Богоявленская церковь, возведенная в 1700 году на территории Пушкарской слободы, на крутом обрыве берега Оки. Ослепительно белая на фоне густой зеленой листвы, она великолепно смотрится в ансамбле города, особенно со стороны реки.

Две церкви расположены в районе Нового Посада: построенная на самом высоком месте Касимова Никольская (1705), в которой сохранился резной позолоченный иконостас XVIII века, и заложенная в 1753 году Троицкая.

Историческим ядром города является Соборная площадь. В центре, устремленный в небо, высится Вознесенский собор - слава и гордость касимовцев. Сооруженный в 1754 году на месте деревянной церкви Вознесения Господня по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина, он являлся сердцем города. С его звонницы открывалась многокилометровая панорама. Звон 760-пудового колокола разносился на всю округу. Соборные куранты отбивали каждые 15 минут. Собор царил над городом, над рекой, величавый в своем грозном покое. Касимовцам в их едва поднимающихся над землей жилищах розово-красный, как заря, гигант казался воздвигнутым неземной силой...

К сожалению, первоначальный вид главный храм Касимова не сохранил, утратив колокольню и приделы. Длительное время в нем располагалась спортивная школа. И только в 1990-х годах здание было передано Рязанской епархии. Летом 2002 года после ремонта состоялось освящение собора, которое совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

На южной стороне площади находится храм Успения Пресвятой Богородицы - один из самых больших и красивых в городе. Его построили в 1755 году; после революции он был закрыт и использовался как складское помещение; в настоящее время в нем возобновлены богослужения.

Несколько ниже на склоне стоит Благовещенская церковь (1740), обращающая на себя внимание особой формы крестом, венчающим купол.

Отдельная обширная тема, которой мы здесь за недостатком места коснемся лишь вскользь, - светская архитектура Касимова, его градостроительное своеобразие. Что касается последнего, здесь Касимов многим обязан своему уроженцу - зодчему Ивану Сергеевичу Гагину (1767-1844). Это он так разумно спланировал город, создав систему прямых улиц и широких площадей. Венцом его архитектурной деятельности стали знаменитые торговые ряды - их десятки колонн и арок словно отдают честь бурно развившемуся тогда касимовскому предпринимательству.

Вокруг Соборной площади выстроились лучшие здания старого города - административные, а также дома русской и татарской касимовской торговой знати. У каждого - свой неповторимый облик, своя история.

После революции большинство старинных особняков и храмов подверглись разорению и только к концу ХХ века памятники архитектуры Касимова начали обретать изначальный вид.

В. Потапов

Московский журнал

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте