Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Александр Николаевич Афиногенов



( к 105-летию со дня рождения драматурга (1904–1941)

Известный драматург и общественный деятель 1920–40-х годов Александр Николаевич Афиногенов родился 4 апреля (22 марта по старому стилю) 1904 года в городе Скопине Рязанской губернии.

Его отец – железнодорожный служащий, участник русско-японской войны. После революции создал ряд произведений из крестьянской жизни под псевдонимом Н. Степной. Был членом ЦИК нескольких созывов.

Воспитанием детей занималась Антонина Васильевна – народная учительница, примкнувшая к революционному движению. В 1906 году она с детьми переехала в Оренбург, где редактировала газету «Простор», которая издавалась вскладчину группой демократически настроенной интеллигенции.

За опубликование противоправительственных материалов редактор газеты была оштрафована. Денег для уплаты штрафа не было. Антонине Васильевне пришлось вместе с детьми отправиться в тюрьму.

После освобождения из тюрьмы она продолжила работу в газете. Но вскоре «крамольная» газета решением суда была закрыта, а редактор приговорен к году тюрьмы. Как быть с детьми? Брать их опять с собой? Но это ведь год в крепости!..

Антонина Васильевна бежала в станицу Сломихинскую, раскинувшуюся в уральской степи, на берегу реки Узень. Оставшись одна с сыном (дочь умерла), «неблагонадежная» учительница не могла получить работы в школе. Зарабатывала частными уроками, на которых присутствовал маленький Шура – так в четыре года научившись читать, он стал страстным книголюбом.

После амнистии 1913 года А.В. Афиногеновой удалось переехать в Рязань и устроить сына во 2-ю гимназию. В 1916 году мальчик организовал домашний кукольный театр: сам смастерил ящик, писал тексты, делал куклы. Уже тогда отчетливо проявились незаурядные способности будущего драматурга.

Александр Афиногенов рано определился как человек общественно активный. Он посещал митинги, демонстрации и вскоре стал одним из организаторов Коммунистического союза учащихся Рязани.

В 1918 году, спасаясь от голода, Афиногеновы переехали к дяде Лёне (брату отца) – на разъезд № 16 Сызранско-Вяземской железной дороги, а потом – в Скопин.

Здесь Афиногенов, будучи старшеклассником 2-й Скопинской единой трудовой школы 2-й ступени, вступил в комсомол и с самозабвением отдался революционной работе. Часто выступал на рабочих и молодежных собраниях. Его воодушевленное слово вызывало живой отклик в сердцах и умах. Всегда неугомонный и напористый, он привлекал товарищей своей открытостью и энтузиазмом.

В 1920 году в Скопине выходят стихи Александра Дерзнувшего (тогдашний его псевдоним) и поэма «Город».

Как «постоянный оратор по чтению вступительного слова», Александр Афиногенов выступал перед спектаклями, участвовал в диспутах по театральным проблемам, рецензировал спектакли в газете «Власть труда».

Из автобиографии: «В 1920 году занимал 16 должностей и обязанностей (военный цензор, заведующий уездпечатью, редактор газеты и др.). Был членом коллегии отдела народного образования – приходил в школу, где учился и пугал учителей начальственным видом и наганом, прицепленным сбоку».

Окончив школу в 1921 году, Афиногенов поступил в Московский институт журналистики. Театральная Москва покорила его без остатка. Юношеские увлечения приобрели характер устойчивой страсти. Но Афиногенов и его друзья не жаловали Большой, Малый, Художественный театры – их притягивал Театр Революции, театр Мейерхольда.

Афиногенов Александр Николаевич

В 1923 году из-под его пера вышла первая пьеса «Роберт Тим», в которой было немало слабостей и просчётов, естественных для начинающего драматурга.

По окончании института журналистики (1924), Афиногенов едет в Ярославль – секретарем редакции газеты «Северный рабочий» и вскоре становится председателем Ярославской ассоциации пролетарских писателей.

В 1925 году, на конкурсах местного уровня, премиями были отмечены его оперетта «Семилетие эмиграции» и пьеса «Товарищ Яншин».

В 1926 году его пьеса «По ту сторону щели» была поставлена в столице 1-м рабочим театром Пролеткульта и имела большой успех. Афиногенова вызывают в Москву – на заведование литературной частью этого театра, а в 1928 году назначают директором театра. В период 1926–1929 гг. здесь были поставлены его работы «На переломе», «Гляди в оба!» и «Малиновое варенье».

Ошибочные принципы Пролеткульта оказали отрицательное влияние на юношеские драматургические опыты Афиногенова, уводя его на путь упрощенчества.

Идейный разрыв драматурга с Пролеткультом произошел в 1928 году, когда им была написана пьеса «Чудак». В ней – настоящий драматизм и стройная композиция, удачно показаны простые человеческие чувства и настоящие характеры.

Он писал в своей автобиографии: «Чудак», особенно работа над ним со МХАТ-2, перевернул во мне все представления о сущности и характере драматургического ремесла. Прежние пролеткультовские вывихи стали ненавистны, и я из работника Пролеткульта превратился в яростнейшего его врага».

Огромный успех имела пьеса Афинеогенова «Страх», посвященная теме классовой борьбы на фронте науки. Впервые она была поставлена в 1930 году во МХАТе, а потом – на сценах других московских театров и по всей стране. В 1931 году этой пьесой открылся театральный сезон в Рязани.

В «Страхе» Афиногенов показывает жизненные противоречия в самом конфликтном состоянии. О смелости драматурга и значении пьесы для того времени можно судить по словам главного её героя, профессора В.С. Бардина: «Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинений в уклоне, научный работник – обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха».

После «Чудака» и «Страха» Афиногенов становится знаменитым.

Продолжая писать для сцены, драматург принимает активное участие в работе писательских организаций: он – председатель Всероссийского комитета драматургии, секретарь театральной секции РАППа, ответственный редактор журнала «Театр и драматургия».

После ликвидации РАППа Александр Николаевич активно включился в работу Оргкомитета Союза советских писателей, руководил семинаром молодых драматургов.

Работал он ежедневно – что бы ни происходило в жизни – дома, на даче, в дни командировок, в поездах… Афиногенов работал с напором волевого сильного человека. Этому способствовала его супруга, Евгения Бернардовна. Дженни была американской коммунисткой. Она приехала в СССР с одной из актерских бригад. Встретилась с Афиногеновым, да так в Москве и осталась. Бросив сцену, она изучила русский язык и стала верной помощницей мужа. У нее был прекрасный литературный вкус и Александр Николаевич всегда советовался с ней, ей первой читал свои пьесы.

В 1932 году Афиногенов совершил длительную поездку по Германии, Франции, Италии. Провел несколько дней в гостях у Алексея Максимовича Горького в Сорренто. Они вели переписку, многократно встречались в Москве в Союзе писателей.

В 1935 году свет рампы увидела пьеса Афиногенова «Далёкое», в которой опоэтизированы и воспеты романтика повседневности, важность труда и высокие моральные качества простых советских людей – железнодорожников маленького разъезда Далёкое на Дальнем Востоке.

В 1936 году Афиногенов был потрясен событиями в Испании. Гневно пишет он о преступниках, поднявших оружие на свой народ, с любовью и восторгом – о мужественном сопротивлении защитников республики в пьесе «Салют, Испания!» В этой героической мелодраме, написанной на одном дыхании, в две недели, – боевой отклик драматурга на происходящие события и пламенная Пассионария, Долорес Ибаррури. Спектакль стал оружием сценической агитации: показ его в московских театрах превращался в демонстрацию солидарности советских людей с испанским народом.

Афиногенов Александр Николаевич

Однако спектакль недолго продержался на сцене. Как и все остальные афиногеновские спектакли, он был снят с репертуара. Наступил тридцать седьмой год. Имя знаменитого драматурга на все лады склонялось на писательских собраниях, связывалось с самыми неприглядными делами. Вокруг Афиногенова была создана такая обстановка, что оглушенные хором клеветников, коллеги отвернулись, полагая, что «дыма без огня не бывает».

В результате «за связь с врагами народа» Афиногенов был исключен из партии и из Союза писателей. Настали тяжелые дни. В тогдашней обстановке боялись дружбы с человеком, которого обвиняли во всех грехах и преступлениях против партии, против советской литературы.

В 1938 году клеветнические обвинения были сняты, Александр Николаевич был восстановлен в партии и вернулся в Союз писателей. Непередаваемой радостью было для него «снова возродиться к жизни во всех ее формах общения с людьми». Афиногенов снова работает, пишет, восстанавливает связи с театрами...

Пьесы «Мать своих детей» и «Машенька», написанные Афиногеновым в предвоенные 1939 и 1940 годы, занимают особое место в его драматургии. Александр Николаевич посвятил их животрепещущей теме воспитания. В первой из них, он продолжил горьковскую тему о «Матери – неиссякаемом источнике всепобеждающей жизни». Прообразом матери была Антонина Васильевна Афиногенова – с её непосредственностью и правдивостью, мудрым и справедливым отношением к жизни.

Огромной популярностью пользовалась лирическая комедия «Машенька». Она более пятнадцати лет не сходила с театральных афиш. Афиногенов создал поэтический образ советской школьницы: нежность и деликатность сочетаются в ней с отвращением ко всяческой фальши и лжи, с мужественной решительностью в отстаивании правды. Здесь самые личные чувства осмысливаются как часть общественного нравственного идеала. Благодаря высокому искусству драматурга через малое показывать большое, родилась пьеса большого общественного звучания.

С первых дней Великой Отечественной войны Афиногенов возглавил литературный отдел Совинформбюро. «Когда началась война, – вспоминал Б.Ромашов, – Афиногенов оказался одним из наиболее подготовленных к ней писателей. Надо было видеть, с каким горячим воодушевлением, с каким глубоким патриотизмом, с какой стремительностью он сплачивал вокруг себя людей, работая в информбюро, на радио, всюду поспевая и сохраняя такую жизнерадостную мобильность. Он кипел на работе, отдавая себя целиком охватившему всех патриотическому подъему. И его качества художника и общественника-организатора оказались в тех условиях чрезвычайно полезными».

Афиногенов много писал. Его статьи и очерки печатались в московских газетах, передавались по радио, шли за границу. В те дни трудно было сосредоточиться на творческой работе. И все же, урывками, по ночам он пишет! В сентябре 1941 года его пьеса «Накануне» была закончена.

Задумывал он её под тем же названием в 1940 году. Но тогда это означало «накануне войны», теперь это было «накануне победы». В самые тяжкие для страны дни, когда враг подходил к Москве, Афиногенов утверждал грядущую нашу Победу – в неё он свято верил, за неё боролся.

«Накануне» была одной из первых пьес о героической борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Но её Александр Николаевич не увидел на сцене.

29 октября 1941 года он вылетел по вызову из Куйбышева, где работало тогда Советское информбюро, – в Москву. Вечером того же дня погиб при исполнении служебных обязанностей, во время воздушного налета на столицу вражеской авиации. Не успев оформить документы для срочного вылета в Англию и США. Ему было 37 лет.

Н.Б. Чельцова

0
 
Разместил: Нина Борисовна    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте