Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Мартовские облака

В Ерлинский парк пришла весна, явив себя в образах, увековеченных на полотнах Игоря Грабаря, который здесь не бывал. Хотя утверждать этого нельзя: установить едва ли когда-нибудь удастся, кто посещал парк в годы, когда им владел Сергей Николаевич Худеков.

Также канут в Лету имена тех, кто 12 марта сего года бродил по парковым в ручейках талого снега стёжкам или, мужественно преодолевая сугробы, пытался запечатлеть на фотокамеру нечто, ускользнувшее от других фотолюбителей и даже самого Грабаря, те же сугробы, рыхлые, в сверкающих льдинках прошедшего накануне дождя, или золотые нити мартовской капели.

И только, может быть, газетные полосы зафиксируют факт пребывания в парке в этот солнечный день нескольких официальных лиц, упустив ненароком из виду какого-нибудь героя будущих краеведческих исследований.

Не очень я уверена в том, что «зафиксируют», потому, что не увидела среди собравшихся аккредитованных представителей областной прессы. Иные же могут и полениться, ничего не написать – «своя рука – владыка». В таком случае потомки, да и современники, не только не узнают имён, но и того, по какому поводу состоялся в парке многочисленный сбор. Вот эту-то возможную брешь в информации я и взялась заполнить.

Итак, поводов для того, чтобы гости съехались в Ерлино, было несколько, каждый из которых по своей значимости мог претендовать на самостоятельность. Все они инициировались администрацией Историко-культурного, природо-ландшафтного музея-заповедника «Усадьба С.Н. Худекова» (директор Т.А. Балясова).

Повод первый: поминовение Сергея Николаевича Худекова.

Напомню, что об его кончине сообщил 21 февраля 1928 года в вечернем выпуске официальный орган печати «Красная газета»: «Вчера на 91-м году скончался Сергей Николаевич Худеков, бывший в течение почти полувека издателем ”Петербургской газеты”. Похороны скончавшегося состоятся завтра в Александро-Невской Лавре, Никольское кладбище».

Это лаконичное сообщение, однако, до сих пор заставляет людей, занимающихся исследованием жизни Худекова, задумываться, какие причины побудили газету, одно название которой определяет её направленность, сообщить о кончине бывшего миллионера, да ещё так уважительно. А информация в ней о приблизительном месте погребения помогла совсем недавно найти могилу Худекова, что было очень и очень непросто.

Повод второй: открытие в музейном комплексе административного здания. Это старинный двухэтажный кирпичный особняк, в котором жил и, наверное, работал во времена Худекова управляющий. После Октябрьской революции в нём находились различные учреждения, порой соседствуя друг с другом. Так, было время, когда там размещались почта и библиотека. До недавнего времени в нём располагалась администрация сельхозпредприятия. И вот, после ремонта освятили, разрезали красную ленточку – здание будет служить нуждам музея.

Жаль, что во время открытия ничего не было сказано о дореволюционных обитателях этого большого старинного дома. От управляющего ведь во многом зависело ведение хозяйства в усадьбе. О последнем же управляющем есть некоторые сведения. По крайней мере, письмо некоего Льва Иванова Худекову от 29 января 1915 года даёт основание предполагать, что он был управляющим. Его упоминает и Надежда Алексеевна, жена Худекова.

Внутри дома оказался небольшой зал со старинным пианино и новомодным телевизором. Стены зала украшают этюды различных видов парка, выполненные на пленэрах рязанскими художниками.

И третьим поводом сбора явилось открытие выставки этих работ. Выступившие художники Василий Николаев и Михаил Шелковенко поделились своими воспоминаниями о пленэрах в парке как о чудесном полном романтики времени и заметили, что на романтический лад их настраивала «тень Никии». Шелковенко даже продемонстрировал некий осколок разбившегося оконного стекла, который мистическим образом принял очертания женской фигурки, видимо, Никии.

А мне было приятно услышать: выдуманная мною как усадебный призрак эта самая «тень» так в парке материализовалась, что занимает уже не только местных ребятишек – от неё не отмахиваются и маститые художники.

Кстати, в своей первой книге о Худекове, которая называется «Тень Никии в Ерлинском парке», я кратко сообщаю, что её герой собирал картины, и резюмирую: «пока никто не занимался исследованием деятельности Худекова-коллекционера». За годы, следующие после выхода этой книги, положение изменилось. Благодаря исследованием москвичей и рязанцев, проведенных в архивах Москвы и Петербурга, в коллективном сборнике «Коллекционеры из рязанских усадеб», вышедшем в 2008 году в рязанском издательстве «Издатель Ситников», представлены три очерка, которые освещают серьезное увлечение Худекова коллекционированием. Это работы Ирины Красногорской «Письма коллекционеру», Татьяны Петровой «Его страстью был не только балет», Дмитрия Кривошапки «Коллекция под открытым небом». Презентация сборника стала ещё одним, четвёртым, поводом состоявшегося в парке мероприятия. К сожалению, поговорить о книге довелось только мне, её составителю и одному из семнадцати авторов: программа оказалась чрезвычайно насыщенной (были ещё и музыкальные номера в исполнении студентов Рязанского музыкального колледжа им. братьев Пироговых).

Правда, слово предоставлялось и Виктору Чеклуеву, но не как автору двух очерков в этой книге, а как президенту недавно созданного фонда С.Н. Худекова. От имени фонда Виктор Викторович подарил музею выполненную типографским способом копию IV тома «Истории танцев» Худекова. И это значимое событие: известно, что тираж этого тома сгорел во время пожара в типографии, чудом уцелело лишь несколько экземпляров, копии которых раздобыть очень сложно.

Таким образом, сейчас в музее собрался полный комплект главного труда Худекова. Ранее другой даритель передал музею второй том "Истории танцев" и книги, изданные в худековской типографии и типографии «Петербургской газеты». Теперь вот и репродукции картин из коллекции Худекова появятся. Они демонстрировались во время презентации на экране монитора.

В общем, в старинном парке появился новый культурный центр. Прежде им была только школа. Очень хочется, чтобы между этими двумя центрами наладилось сотрудничество, чтобы школа не сдавала своих позиций, чтобы зарождающиеся традиции соседа не вытеснили традиций старых, какими можно считать Худековские чтения, проводившиеся в школе ко дню рождения Худекова, детские творческие лагеря, конкурс Худекова, в котором школа принимала самое активное участие, и многое, многое другое. Ведь долгое время только эта сельская школа являлась сосредоточием памяти о человеке, которого можно назвать «гордостью земли Рязанской».

Теперь перечислю некоторых из тех, кто присутствовал в качестве гостей на этом мероприятии: Марина Вячеславовна Горожанова, заместитель начальника отдела по развитию туризма Комитета по культуре и туризму Рязанской области, Надежда Тимофеевна Тюрина, заведующая Управления образования Кораблинского района, Валентина Сергеевна Штрукина, председатель Яблоневской сельской администрации, и другие. Фамилии некоторых из них упоминаются в тексте. Об остальных потомкам придётся гадать…

Когда мы, десять Рязанцев, ехали домой, то увидели вдруг на мгновение непередаваемой красоты зрелище: слева над горизонтом поднимались то ли заснеженные горы, коих там никогда не было, то ли, что вообще невозможно – айсберги. Нет, это был не мираж, а кучевые облака, которые по мере нашего продвижения отрывались от земли и уплывали в небо, утрачивая своё потрясшее нас великолепие. Никто не успел их сфотографировать.
Может быть, наши художники изобразят их и внесут тем самым нечто новое в поэму живописцев о ранней весне.
Ирина Красногорская

Фото К. Ситникова

Мартовская синь Мартовская синь Весеннее небо Музей Обелиск Дань памяти земляку Дань памяти земляку Участники мероприятия у здания школы Открытие административного корпуса музея (бывший дом управляющего) Открытие художественной выставки в актовом зале музея Заслуженный художник России М. Шелковенко Директор музея Т. Балясова и президент фонда им. С.Н. Худекова В. Чеклуев Писатель И. Красногорская демонстрирует копии картин из коллекции С.Н. Худекова "Следы невиданных зверей" На пороге весны Весенняя распутица
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте