Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязань простилась со знаменитыми земляками

В рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике закрылась экспозиция "Во славу Отечества". 14 марта узбекские гастарбайтеры вынесли ее из Дворца Олега Рязанского кремля. Общественный комитет в защиту Кремля во время разбора экспозиции провел торжественную траурную панихиду, в ходе которой были "захоронены": "музей гордость Рязани", "светское государство", "слава Отечества", "вера в закон", "конституционные права".

В пресс-службе комитета в защиту Кремля заявили: "Надругательство над отечественной историей стало свершившимся фактом, с чем мы и поздравляем инициаторов и участников рейдерской кампании начиная с Президента и премьера и заканчивая местными, рязанскими деятелями: замгубернатором Т. Панфиловой, начальником областного комитета по культуре Е. Царевой, ее заместителем Г.Соколовой, архиепископом Павлом (Пономаревым).

То, что происходит в Рязанском кремле нельзя трактовать иначе, как отказ от исторической памяти, кощунство и осквернение отечественной истории и культуры. Зал, в стенах которого воспитывались десятки тысяч рязанских школьников и студентов, прекратил свое существование. Портреты и бюсты выдающихся ученых, писателей, путешественников убраны в музейное хранилище, а г-жа Панфилова, ничтоже сумняшеся, пообещала написать на смену им портреты еще лучше(!).

Музей остался и без конференц-зала. Зато владыка приобрел домовую церковь.

Празднуйте, российская культура и образование! На смену музеям в Кремле еще один храм. В добавление к пяти полупустым, а то и вообще пустым. Ни Медведева, ни Путина, понятно, это нисколько не заботит. Это волнует только рязанцев, пытающихся воспитывать своих детей и внуков на славных традициях отечественной культуры".

"Наша Рязань"

3
Рейтинг: 3 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя admin.

Церковь терзает музейный комплекс.Заповедник «Рязанский кремль» выселяют под открытое небо

В четверг, 16 июля, на Чистых прудах прошел митинг Комитета в защиту музея-заповедника «Рязанский кремль».

По словам участников акции, с 2006 года РПЦ требует передать площади музея себе. Рязанская епархия во главе с архиепископом Павлом считает, что Церкви надо вернуть все «награбленное»: от храмов до музейного гаража. Однако Рязанский кремль внесен в список особо ценных объектов культурного наследия страны — это памятник федерального значения. В Законе «О музейном фонде» записано, что отнять недвижимое имущество у музея можно только в случае его ликвидации или использования построек не по назначению.

В начале 2006 года патриарх Алексий II попросил президента Путина подумать над передачей Рязанского кремля Церкви. Патриарх писал: постройки Кремля используются нерационально, памятники находятся в аварийном состоянии. Приехавшие комиссии, впрочем, нарушений не нашли, а на международном фестивале «Зодчество» Рязанский кремль был признан лучшим по уровню реставрации и состоянию памятников. Но Путин постановил: премьеру Фрадкову и главе МЭРТа Грефу «предложить вариант положительного решения».

На основе этой резолюции Росимущество потребовало у музейщиков немедленно освободить Кремль. Они пошли на компромисс — уступили епархии ряд помещений. А главный музейный корпус, дворец Олега, не отдали. За «неумение вести диалог» с РПЦ глава Роскультуры Михаил Швыдкой уволил директора музея-заповедника Людмилу Максимову. И назначил на вакантное место замначальника рязанского управления культуры Галину Соколову. Она передала епархии часть дворца Олега. Вскоре Соколову перевели в областное правительство.

Музею некуда выезжать — где разместить более 225 тысяч экспонатов? Сейчас музею говорят, что построят для реликвий (среди которых посох Александра Пересвета и кольчуга князя Олега) здание недалеко от Кремля. Но как перенести в помещение Кремлевский вал, две реки и атмосферу построек XV — XIX веков?

Музейщики готовы сотрудничать с Церковью. «Мы за то, чтобы вернуть процесс в законное русло, — говорит завотделом развития музея Ирина Кусова. — Все памятники в Кремле должны оставаться в ведении музея-заповедника, епархии должен быть обеспечен доступ для организации богослужений».

Архиепископ Павел со своей стороны не считает компромисс лучшим вариантом: «Практика показывает, что совместное использование памятников невозможно — это повод для постоянных конфликтов. Все здания музея-заповедника — от храмов до хозяйственных построек — церковные. Мы просим предоставить музею достойные помещения». Комментируя мнение о невозможности переноса заповедника в здание, архиепископ напомнил, что к музею относится и другая историческая площадка — Старая Рязань. Это городище, где ведутся раскопки. Архиепископ не уточнил, как на раскопках можно организовать экспозиции.

Лидер рязанского отделения движения «За права человека» Александр Бехтольд подчеркнул, что нарушается конституционное право граждан на доступ к культурным ценностям. Комитет в защиту музея-заповедника уже подал жалобу в Европейский суд по правам человека.

Никита Гирин
"Новая газета",20.07.09.
Изображение пользователя admin.

В субботу, 14 марта, в Рязанском кремле демонтировали экспозицию «Во славу Отечества», посвящённую знаменитым рязанцам. Жители города и члены общественного комитета «В защиту Рязанского кремля» организовали акцию протеста.

По словам сотрудников музея, экспозиция «Во славу Отечества» была открыта в одном из залов Дворца Олега ещё в конце 50-х годов. Здесь были представлены документы, личные вещи и портреты наших знаменитых земляков – деятелей науки и искусства, военачальников и путешественников. Среди них – композитор А.В. Александров, мореплаватель В.М. Головнин, поэт С.А. Есенин, ученый К.Э. Циолковский, географ П.П. Семенов-Тян-Шанский, физиолог И.П. Павлов и многие другие. Теперь, помещение, где располагалась выставка, передано в ведение Рязанской епархии.

Жители города собрались около Дворца Олега с траурными плакатами. Когда рабочие стали выносить экспозицию, участники акции начали скандировать «Позор!», а затем провели панихиду по «погибшим» Конституционным правам, Вере в Закон, Гордости Рязани и Славе Отечества».

Напомним, что демонтаж экспозиции проводился на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) по Рязанской области от 1 сентября 2008 года. Согласно этому документу, изъятое у музея недвижимое имущество (Успенский собор и западная часть Дворца Олега) должны быть переданы в безвозмездное пользование Рязанской епархии как объекты религиозного значения.

– Передача епархии помещения, в котором находилась выставка, наносит сокрушительный удар по экспозиционной целостности музея. Эти действия нарушают конституционные права граждан на доступ к объектам культурного наследия, кроме того, нарушают и закон «О музейном фонде РФ», – отметила в интервью РИА 7 новостей» заместитель директора музея-заповедника «Рязанский кремль» Ирина Кусова.

Одна из участниц акции поделилась с собравшимися, что «на следующей неделе хотела привести в музей своего внука, чтобы показать ему эту экспозицию и рассказать о наших знаменитых земляках».

Сотрудники музея предполагают, что «теперь эту выставку уже никто не увидит, потому что в том зале, где она располагалась, планируют разместить домовую церковь, а экспозиция «Во славу Отечества», скорее всего, будет пылиться в фондах музея».

Тем не менее, протестные акции, по словам членов общественного комитета «В защиту Рязанского кремля», прекращены не будут.

– Сейчас нам нужно сделать всё возможное, чтобы эта история не имела продолжения, – отмечают представители комитета.

Фоторепортаж РИА "7 Новостей"

Изображение пользователя admin.

Длительный конфликт между музеем "Рязанский Кремль" и епархией недавно обострился. Часть помещений, где располагались музейные экспозиции, передана Церкви. Экспонаты отправлены в запасники. Как Вы прокомментируете ситуацию?

Вопрос в Рязани действительно возник не сегодня, он стоит давно. Я помню, были варианты решения его и 3, и 5 лет назад, но представители музея от всех возможных предложений его решения отказывались. Вот поэтому ситуация там с возвращением Церкви принадлежавшего ранее ей имущества вышла за рамки разумной дискуссии. Сейчас некоторые "горячие головы" пытаются обвинить Церковь в том, что она насильно отнимает у горожан их культурный центр. Но на самом деле происходит обратное - будет воссоздан храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, существовавший здесь более 400 лет. Все сохранившиеся храмы будут отреставрированы, кроме того, Рязанской епархией там будет организован музей церковных древностей (древлехранилище), подобно тому, который существовал там до революции 1917 года. И все это будет доступно для всех желающих.

Из интервью Митрополита Климента газете "Известия"

Изображение пользователя admin.

Владыка Павел: "Что это, как не бесовское сопротивление?"

Рязанский архиепископ прокомментировал протесты музейщиков против передачи Церкви православного храма…

"Это самозваная нигде не зарегистрированая непонятная организация, которая состоит из 10 душевнобольных человек. Они выступают категорически против любых попыток передачи Церкви ее имущества. Что тут скажешь? Это просто больные люди…" – заметил в интервью "Русской линии" архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев), комментируя возмущение Общественного комитета в защиту Рязанского Кремля передачей музейного помещения под православный храм.

Как сообщает сайт "Наша Рязань", в рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике закрылась экспозиция "Во славу Отечества", в связи с чем Общественный комитет в защиту Кремля провел "торжественную траурную панихиду", в ходе которой были "захоронены": "музей гордость Рязани", "светское государство", "слава Отечества", "вера в закон" и "конституционные права". В пресс-службе комитета по этому поводу заявили: "Надругательство над отечественной историей стало свершившимся фактом, с чем мы и поздравляем инициаторов и участников рейдерской кампании начиная с Президента и премьера и заканчивая местными, рязанскими деятелями: замгубернатора Т.Панфилову, начальника областного комитета по культуре Е.Цареву, ее заместителя Г.Соколову, архиепископа Павла (Пономарева). То, что происходит в Рязанском Кремле нельзя трактовать иначе, как отказ от исторической памяти, кощунство и осквернение отечественной истории и культуры. Зал, в стенах которого воспитывались десятки тысяч рязанских школьников и студентов, прекратил свое существование. Портреты и бюсты выдающихся ученых, писателей, путешественников убраны в музейное хранилище… Музей остался и без конференц-зала. Зато владыка приобрел домовую церковь. Празднуйте, российская культура и образование! На смену музеям в Кремле еще один храм. В добавление к пяти полупустым, а то и вообще пустым. Ни Медведева, ни Путина, понятно, это нисколько не заботит. Это волнует только рязанцев, пытающихся воспитывать своих детей и внуков на славных традициях отечественной культуры".

По словам владыки Павла, авторами открытого письма руководит бывший директор музея Людмила Максимова, которая была уволена за финансовые нарушения, и зам. директора Ирина Кусова. "На самом деле, речь идет не о Дворце князя Олега, так как он сгорел, а об архиерейском доме, построенном на его месте 250 лет спустя. На этой территории в течение 400 лет находилось епархиальное управление. И комплекс этот назывался не Кремлём, а Архиерейским двором. После революции он был передан вначале водоканалу, а в 1922 году – музею. В архиерейском доме, о котором идет речь, находился храм в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Потом он был разрушен, внутреннее убранство было уничтожено. Там проводились увеселительные мероприятия, новогодние праздники, была экспозиция, на которой были вывешены портреты знаменитых рязанцев. После этого по нашей просьбе, по просьбе Патриарха Алексия II о возвращении церковных строений было принято решение о поэтапном переводе музея. Осенью прошлого года было принято решение о передачи части подворья (461 м), но до сих пор противники этого решения сопротивлялись, переносили, откладывали сроки его исполнения, и не возвращали Церкви ее законного имущества. Сейчас эта часть возвращена, в прошедшую субботу музейная экспозиция была вынесена и скоро на ее месте начнется восстановление храма в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Так что никаких из ряда вон выходящих событий не случилось, идет плановая работа. Но некоторые музейные работники неистовствуют, потому что боятся потерять рабочие места. Но никто не собирается уничтожать музей, ему будут предоставлены другие достойные помещения", – прояснил ситуацию владыка Павел.

"Будем надеяться, что со временем всё успокоится. Обратите внимание, всех этих протестующих вполне устраивало, что в храме Усекновения главы Иоанна Крестителя был музей, что там пели и плясали! А передачу храма Церкви они называют "кощунством и надругательством"… Что это, как не бесовское сопротивление? Но это всё пройдет", – заключил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.

Русская линия

Изображение пользователя admin.

Не буду повторяться насчёт зала «Во славу Отечества». Ясное дело – скандал вышел на всю страну. Интересно другое, как высокие начальники на эту тему высказались. С изрядным запозданием, но зато синхронно, как будто их за одну ниточку кто-то дёрнул. Сначала министр культуры Авдеев поведал, что РПЦ, оказывается, понимает, что нельзя музей удалить в поле, и «примером согласованного, цивилизованного подхода является Рязанский кремль». После таких заявлений, вообще говоря, министру надо уходить в отставку, ибо он либо полную некомпетентность в вопросе демонстрирует, и не знает, что тут уже три года творится, либо в других местах ещё хуже, чем в Рязани. Только что такое «хуже»? Где-то, может быть, музейных работников уже на кострах сжигают?

А через день после министра губернатор Ковалёв высказался и, конечно, министра переплюнул. Полный текст ковалёвского заявления с разбегу и не воспроизведёшь, ибо читается он как абракадабра. Мы обязательно опубликуем эту речь слово в слово, и поместим в интернет, потому что это очень поучительно, как рязанский губернатор, выступая на тему культуры с русским языком обращается, какую культуру речи демонстрирует.

«Я не понимаю, кому будет хуже, если кремль отдадим церкви, не понимаю!» - восклицает губернатор Ковалёв. И правда, кому будет хуже, если нарушается закон? Только закону. Нарушителю закона явно хуже не будет. И я охотно верю, что губернатор Ковалёв не понимает. Тем более, что он ни разу в музее с момента приезда в Рязань не побывал. Он видно, и вправду не понимает, зачем это нужно – ходить в музей. И много чего не понимает ещё. И правильно. От начальника понимать не требуется. Ему нужно только, как всем известному герою «12 стульев», сидеть и надувать щёки. А тем временем за его спиной какой-нибудь шустрый брюнет настоящие дела обделывает. Взносы, так сказать, собирает.

Как написал один замечательный писатель, - когда начальник выслушивает вас с кажущимся вниманием, не обольщайтесь. «Внимание его не более как приём. Как всякий вышколенный и переутомившийся работник, он умеет в пустые минуты существования полностью прекратить мозговую работу».

И вот я обращаюсь к губернатору Ковалёву, даром что его тут нет. Какая разница, раз он мозговую работу прекратил. Пусть вот этот столб будет вроде как губернатор. И я ему пытаюсь простую, как огурец, истину разъяснить. На детски простых примерах.

Губернатор в Рязанской области один. И архиерей в епархии один. И президент у Российской Федерации тоже, по идее, один, хотя нынче их у нас, похоже два. Так вот – особо ценный объект культурного наследия в Рязанской области тоже один-единственный – музей-заповедник «Рязанский кремль». Это значит, что он находится на высшей категории государственной охраны и делать ему хуже нельзя, о чём бы речь ни шла. И в отличии от губернатора, архиерея и даже президента, он единственный не по должности, а по праву своей ценности. Ни губернатор ни архиерей национальным достоянием не являются. Это всего лишь должности, на которых один субъект сменяет другого, часто ничего о себе не оставляя, кроме плохой памяти. А Рязанский кремль сам по себе ценность. Он был, есть и будет. Так кто же важнее, кремль или губернатор?

Но вот, случилось так, что президент у нас вдруг поверил в бога. И следом немедленно все его подчинённые уверовали и завели они себе отцов духовных. И оказалось, что эти отцы духовные, до той поры к государству никакого отношения не имевшие, сидевшие где-то в сторонке, стали вроде как главными над своими духовными чадами, и те им ни в чём отказать теперь не могут. И если придёт к президенту его духовный отец и скажет: «подари мне, сыне, такой-то объект, являющийся федеральной собственностью, который по закону отчуждению из федеральной собственности не подлежит», президент тут же напишет резолюцию: «искать вариант положительного решения».

И сразу сто тысяч его подчинённых, (у каждого из которых есть свой духовный отец), тут же забегают, засуетятся, и всё кому надо на блюдечке вынесут.

Так вот, многоуважаемый столб, чтобы так дела не делались и существуют законы. Потому что законы пишутся не для прихоти и сиюминутных выгод отдельных личностей. И федеральное законодательство, регулирующее деятельность музеев, как раз и предупреждает ситуацию, при которой президент, архиерей и губернатор сойдутся за чашкой чая или какого-нибудь иного напитка и начнут передвигать музейные учреждения как фишки на доске: это мы сюда переставим, это сюда, а это вообще с доски сбросим. Вот тут Закон и говорит: э, нет братцы, будь вы хоть сто раз замечательные люди, лидеры нации и отцы отечества, но делать этого вы не можете, потому что есть статья такая-то, статья такая-то и статья такая-то, и у нас, извините, не монархия, тем более не монархия абсолютистская.

И что с этим проклятым Законом поделать, коль скоро почти все у нас грамотные, а он напечатан русскими буквами, и к запрещённой литературе пока что не относится?

Воспользоваться первым и единственным параграфом из устава «О нестеснении градоначальника законами»: «Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствия, то, сняв оный со стола, подложи под себя. И тогда всё сие, сделавшись невидимым, много тебе в действии облегчит». Это, как вы понимаете, Салтыков-Щедрин, «История одного города». Но разве не по этому уставу – убери с глаз долой неудобный тебе закон, положи под себя, прижми его своей крепкой задницей, живёт губернатор Ковалёв, живёт миинистр культуры Авдеев, живёт и всегда жила наша российская бюрократия?

Эта бюрократия может быть царской, «демократической», советской или антисоветской, но всё равно она останется тем, чем назвал её когда-то предсовнаркома Ленин В.И. (и правильно назвал): «Самый страшный внутренний враг».

При Николае I бюрократия довела империю до поражения в Крымской войне – как следствие, крепостнический строй рухнул. При Николае II одряхлевшая бюрократия довела до краха саму империю. Советская бюрократия в конце концов погубила Советский Союз. Но никогда в истории страны – вы уж мне поверьте, я историк – бюрократия не была настолько консолидированной и уверенной в своей безнаказанности, а в силу это настолько бессовестной и настолько опасной. И к гибели она ведёт уже сегодняшнюю Россию. Это не громкие слова, а констатация факта. Потому что путь к деградации и общества, и государства, лежит через утрату культуры, через одичание, через варваризацию, через возврат в средневековье. Вот это и делает столь опасным всю историю с Рязанским Кремлём, потому что здесь отрабатываются механизмы безвозвратного разрушения всего законодательства, которое хоть как-то охраняло до сих пор учреждения культуры от преступного расхищения и передела, именуемых «приватизацией». Потому-то захватившей власть в стране бюрократии и нужна такая РПЦ – авторитарная, стоящая не отдельно от государства, как полагается по конституции, а над государством. Их общий идеал – народ нерассуждающий, безгласный, не способный сопротивляться, доведённый до состояния «тупой бараньей покорности перед всяким существующим фактом».

«Бывали хуже времена, но не было подлей»… Все знают эту фразу, вот только автора забыли. А ведь она принадлежит писательнице Надежде Хвощинской, рязанке, чей дом, полуразрушенный в центре Рязани уже много лет не смущает власти, хотя это тоже памятник культуры. Зато церкви государство устами печальной памяти Швыдкого пообещало миллиард на реставрацию того, что РПЦ у государства же отхватила. Запомните эту простую истину. Всякая реставрация на памятниках архитектуры, которыми распоряжается церковь, осуществляется не на мифические «средства церкви», а на те же государственные деньги, которые и раньше шли на реставрацию. Только музеям их давали как правило мало, а церкви отваливают щедрой рукой. И работают на объектах не священники и монахи, а те же реставраторы. А потом губернатор Ковалёв выходит и говорит: вот, смотрите, как только отдали церкви Преображенский собор, так сразу реставрация началась. Лжецы и фарисеи! Помалкивали вы бы о Преображенском соборе, где сорок лет городские власти продержали областной архив, не давая ему приличествующего помещения! И до сих пор у архива его нет! Архива, подчёркиваю, потому что музей Преображенским собором вообще не распоряжался, у него просто не было такой возможности. А освободись он от архивохранилища лет двадцать назад – был бы отреставрирован не хуже Архангельского, уверяю вас.

И несправедливо будет ни разу не упомянуть провокатора конфликта. Провокатора, репутацию которого пытаются спасти все эти высказывания министра и губернатора, хотят уже то, что он втянул в свои игры и заставил отдуваться за свою наглость весь государственный аппарат – не повод, чтобы его так выгораживать. Я говорю об архиепископе Павле, человеке, ухитрившемся войти, я думаю, в тройку самых непопулярных в Рязани деятелей вместе с Провоторовым и Рюминым. Разумеется, дело его начальства решать, держать такого архиерея, из-за которого авторитет церкви в нашем городе скоро рухнет ниже уровня 1917 года, или награждать его почётной грамотой. Но мы имеем право и на собственное мнение. Архиепископ Павел должен освободить Рязань от своего присутствия.

Александр Никитин
"Наша Рязань"
Изображение пользователя admin.

В четверг, 9 апреля в ГТРК «Ока» состоялась пресс-конференция Губернатора Рязанской области Олега Ковалёва, посвящённая подведению итогов 2008 года и перспективам развития региона на 2009 год.

В течение 2,5 часов в адрес главы региона прозвучало более 20 вопросов. Большая часть их касалась экономической и политической обстановки в регионе, антикризисных мер, предпринимаемых руководством региона, и планов Правительства области на текущий год.

Олег Ковалёв прокомментировал и ситуацию, сложившуюся вокруг музея-заповедника «Рязанский кремль». Как известно, противостояние между сотрудниками музея и Рязанской епархии существует уже несколько лет. По словам губернатора, свою позицию по этому поводу он высказывает впервые.

– Давайте посмотрим на ситуацию объективно и без эмоций. Так как музей-заповедник «Рязанский кремль» находится в федеральной собственности, то и, соответственно, решения о передаче его объектов должны приниматься федеральными органами власти. Что я должен делать, если приняты решения на федеральном уровне? Я должен выполнять их в той части, которые касаются региональной власти, – отметил глава региона.

– Я посетил все здания, переданные Кремлём Рязанской епархии. Если бы мы не передали Преображенский собор ещё года два, то он бы просто развалился. После того как епархия получила в собственность Преображенский собор, Богоявленскую церковь и Колокольню, то сразу же принялась за ремонт. Кому от этого хуже, если храмы сохраняться и будут приведены в соответствующий эстетический вид. Что же касается музея, то у него действительно большая экспозиция, но, честно сказать, хороших условий для хранения экспозиций нет. Позиция сотрудников музея, как патриотов своего дела, мне понятна, – сказал губернатор.

– Поэтому, – добавил губернатор, – на одном из совещаний в Минкультуры РФ нами был предложен жёсткий вариант решения проблемы. Все схемы, которые ранее предлагались, были отвергнуты. Поэтому было принято такое решение. Федеральный центр должен выделить необходимые средства, регион, в свою очередь, выделяет площадку в исторической части города, где на эти средства будет построено новое здание музея, оборудованное всеми необходимыми хранилищами по самому современному слову техники. А Кремль полностью отдаём епархии. Для рязанцев это лучший из вариантов. На всех совещаниях я настаиваю именно на этом решении, это прекратит те распри, которые происходят вокруг ситуации с Кремлём – подчеркнул Олег Ковалёв.

RZN.info

Елена Сафронова
Я все время, что идет полемика вокруг Рязанского Кремля, вспоминаю глубочайший духовный средневековый конфликт: как "иосифляне", последователи Иосифа Волоцкого, сторонника жестких монастырских уставов, крупного монастырского землевладения и экономической деятельности церкви, обрекли на сожжение как еретиков "нестяжателей", последователей Нила Сорского, сторонников для монахов "особножительства" в скитах и добывания средств к существованию "рукомеслом" и подаянием...
Это произошло в 1503 году. Пятью годами раньше инквизиция сожгла на костре Б. Савонаролу за такие же воззвания к бессребренничеству церкви.

Историки религии и теологи говорят, что в этой полемике было "две правды" - с точки зрения христианского учения. Возможно; я не теолог. Просто очень уж показательная аналогия просматривается...

Изображение пользователя admin.

Не слишком ли много церкви? (Опрос).

Избрание нового патриарха, начало государственного лицензирования духовных семинарий, обсуждение введения в школьную программу "Основ православной культуры" и, наконец, участие на прошлой неделе главы РПЦ в работе президиума Госсовета — эти события неизменно становились главными темами новостных выпусков.

Вячеслав Позгалев, губернатор Вологодской области.

Катастрофически мало. Почти весь ХХ век церковь была вычеркнута из жизни и только теперь восстанавливает влияние. И государство должно ей в этом помогать. Несмотря на то что Россия — светская страна, надо ввести в общеобразовательную программу курс истории религий, иначе дети вырастут просто бескультурными! Но главное, церковь должна играть ключевую роль в воспитании общества, и отрицать это преступно.

Тамара Морщакова, советник Конституционного суда.

Много, но не там, где нужно. Церковь ведет очень активный диалог с властью в ущерб общению с народом. За рубежом РПЦ критикуют как раз за такую опасную близость власти. Ведь политики зачастую используют дружбу с церковью для того, чтобы вызвать доверие у народа. Но государству рано или поздно придется расплачиваться с церковью за поддержку. Стоит ли сомневаться, за чей счет.

Дмитрий Мезенцев, заместитель председателя Совета федерации.

Нет такой шкалы, которая могла бы это измерить, а по ощущениям — не много. Участие религиозных деятелей в государственных мероприятиях и жизни общества — показатель уважения, которое государство и общество воздают им за служение нам во благо. Чем больше верующих, тем больше добра и меньше желания построить индивидуалистическое общество.

Евгений Сабуров, научный руководитель Федерального института развития образования. С точки зрения здоровья общества надо держаться от РПЦ подальше. Как верный сын Русской православной церкви с ужасом наблюдаю, что происходит. Отдельные предложения вызывают вопросы даже с точки зрения закона. Некоторые говорят: а на чем еще мы сплотим народ? Так говорили и в Израиле, и теперь там раввины лезут во все дела. Впрочем, еще повезло, что патриархом избрали не Климента.

Владимир Платонов, председатель Мосгордумы.

Это не вопрос вкуса — много или мало, здесь может быть только одно — соответствует Конституции или нет. Долгие годы духовная власть притеснялась, будучи не только отделена от государства, но и уничтожаема государством. Может, сейчас маятник качнулся в другую сторону. Но я пока не вижу проблемы — государство у нас светское, все конфессии равны перед законом.

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ.

Много кампанейщины и профанации в отношениях церкви и власти. Я с большим уважением отношусь к человеку с верой, чем без нее, но я прихожу в ужас, когда чиновники, еще недавно ругавшие церковь, стоят со свечками и крестятся левой рукой. А заповеди Иисуса сродни моральному кодексу строителя коммуниста — у нас одни ценности.

Сергей Гинзбург, режиссер.

Церковных функционеров много. Для меня церковь и патриархия — разные вещи. Церковь — это прежде всего вера. А участие патриарха в сборищах власти — это политика.

Кирсан Илюмжинов, президент Республики Калмыкия.

Стало больше, потому что было мало. Но сегодня церковь сама по себе ничего не может сделать, она должна работать с властью. Например, с министерством культуры.

Виктор Петрик, академик РАЕН.

Церкви не может быть много. А всем, кто сетует на засилье церкви, хочу напомнить, что было 15 лет назад, когда этой самой церкви было мало: в стране нарастала экспансия ислама, по улицам гуляли кришнаиты, по углам множились секты. Сейчас, слава богу, духовную власть в стране взял в руки образованнейший человек, а власть наконец поняла, что церковь не конкурент, а союзник в воспитании здорового консолидированного общества.

Руслан Аушев, председатель комитета по делам воинов-интернационалистов при совете глав правительств СНГ, бывший президент Ингушетии.

Нельзя, чтобы одну конфессию выделяли, а остальные оставались на задворках. С религией нужно быть очень аккуратным. Главное, чтобы в стране соблюдалось равное отношение ко всем религиям.

Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США.

Слишком, и чем больше роль церковной вертикали, тем меньше реальной веры в Бога. Любовь власти к церкви объясняется тем, что церковь возвращается к роли, которую играла до 1917 года, когда она была идеологическим отделом монархии: если ты против церкви — ты против государства, и наоборот. Этот симбиоз церкви и государства не дает возможности инакомыслящим никуда деться. Он убивает свободу мышления, позволяя воспитывать определенно мыслящего человека.

Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края.

Скорее наоборот. Церковь могла бы оказать куда более заметное благотворное влияние на общество. Ведь церковь выступает на стороне добра, а добра, любви слишком не бывает.

Эдуард Лимонов, лидер запрещенной Национал-большевистской партии.

Страна превращается в клерикальную. Мало того что церковь трется о сапог власти, так теперь церковники не боятся принадлежать к богатым, церковные олигархи разъезжают на Lexus и Bentley. А ведь христианство — религия униженных и оскорбленных. Церкви надо стремиться не во дворцы, а в катакомбы.

Владимир Масорин, адмирал, бывший командующий ВМФ России.

Чем больше я живу, тем чаще в храм хожу. Я крестился, будучи начальником штаба эскадры, капитаном 1-го ранга. Учитывая отсутствие идеологии, смену ценностей, нельзя говорить, что религии много. Когда человеку хорошо — он ни к кому не обращается, когда плохо — просит помощи у Бога. И, наверное, власть правильно делает, активно взаимодействуя с церковью.

Владимир Познер, телеведущий.

Стремление РПЦ к власти, к влиянию на всех и все и через ТВ, и через школу меня не удивляет. Удивляет и огорчает то, что в светском государстве власть идет РПЦ навстречу. Может, убрать из Конституции пункт об отделении церкви от государства? Почему бы России не стать православной федерацией по образу, например, Исламской Республики Иран? Это было бы честнее.

Эдуард Краснянский, писатель.

Чересчур много, многие политики не задумываясь бросились в лоно церкви. Светская и духовная власти сблизились до такой степени, что страшно за то, что будет дальше. Причем это сближение происходит только в православии, у мусульман или буддистов я такого не наблюдал.

Сергей Михайлов, предприниматель.

Церковь не учит плохому, а хорошего много не бывает. Россия погибнет без православия, и надо ее граждан насыщать духовным. А лучше, чем церковь, этого не сделает никто.

Валерий Сердюков, губернатор Ленинградской области.

Пока перебора не вижу. Перестраивается общество, перестраивается и церковь. Она по-другому начинает вести работу по воспитанию нравственности и преданности родине. Для людей старшего поколения эти вещи понятны и приемлемы. Кроме того, я не заметил, что у нас главенство РПЦ. На прошлой неделе все видели, как в стране праздновали день рождения пророка Мухаммеда.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России.

Дальше будет еще больше. Нынешняя элита рвется в мировой истеблишмент, а там церковь играет огромную роль. Светскость и атеизм давно уже стали знаками маргинальности. Элите России с ее темным прошлым нужно любой ценой продемонстрировать приобщенность к высоколобому мейнстриму, в котором присутствуют папа римский и далай-лама.

Елена Андреева, президент холдинга охранных предприятий "Бастион".

Много, и особенно там, где бюджет распределяется или разговор о собственности ведется. Много среди чиновников, в бизнес-сообществе, а там, где люди страдают, ее нет. Раньше проповедники ездили в глубинку, занимались просветительством, помогали людям. Теперь этого не видно.

Шолбан Кара-оол, председатель правительства Республики Тува.

Общество потеряло духовное начало, а церковь помогает эти проблемы решать. Да и привилегированности РПЦ я не вижу. На официальных мероприятиях присутствуют не только представители РПЦ, но и других конфессий.

Владимир Балабанов, председатель правления Русь-банка.

Лучше смотреть по ТВ церковные службы, чем разные шоу. Христианству на Руси тысяча лет, и наши предки морально были более стойкими, чем нынешнее поколение.

"Коммерсант-Власть"

О проекте