Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Предложения

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе






Rambler's Top100



.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанский Кремль



В настоящее время в Кремле существует комплекс различных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и колорит. Красивый вид на кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его величественные сооружения: успенский собор (конец XVII в ) и колокольня (XVIII-XIX вв.) имеют большое значение не только для истории русской архитектуры, но и для искусства градостроительства.

К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки кремля, относящиеся к XV веку - последнему периоду расцвета Рязанского княжества.

Христорождественский собор (XV-XIXвв. Бывший Успенский) и Архангельский (XV- XVII вв.) дошли до наших дней с большими изменениями. За Архангельским и Христорождественским соборами расположен уникальный ансамбль памятников гражданского зодчества бывшего Архиерейского двора. Это Архиерейский дом (XVIIв.), Певческий и Консиерейский корпусы(XVIIв.), хозяйственные здания бывшего Архиерейского и Конюшенного дворов (XVII- XIX вв.), амбары (XVII в.).

К юго-западу от Успенского собора находится комплекс зданий (XVII- XIX вв.) древнего Спасского монастыря, который существует на этом месте с XIV века, а на северо-восточном краю кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь святого Духа (XVII в.) - все, что осталось от монастыря того же названия основанного еще в XV веке. Многие сооружения кремля, в том числе крепостные стены и башни, стоявшие на высоких земляных валах, не сохранились, но земля кремлевская насыщена памятниками археологии.

Частые войны, набеги степных кочевников, пожары, сильно опустошили рязанскую землю, уничтожив большую часть ее древнего искусства, о нем мы теперь можем судить по немногим сохранившимся памятникам: ювелирным изделиям, мелкой пластики, чеканке, резьбе по дереву и камню, иконописи и иным художественным ценностям. Они находятся на территории кремля в краеведческом и художественном музеях, а так же в других крупных музеях страны. Шедевры ювелирного искусства из Старой Рязани - «княжеские бармы» (XI-XII вв.), хранящиеся в оружейной палате Московского кремля, дают представление об очень высоком уровне древней культуры рязанского края.

В настоящее время в музеях Рязанского кремля можно познакомиться с культурой и с искусством Переяславля - Рязанского, начиная с его основания и кончая современной Рязанью.

Переяславль Рязанский был заложен черниговским князем Олегом Святославичем - внуком Ярослава Мудрого. Изгнанный в конце XI века вместе с братом Ярославом из черниговской земли, Олег Святославич вынужден был отправиться в расположенные вдоль Оки муромо-рязанские земли, доставшиеся ему в наследство. Освоение их вызвало сильную борьбу, особенно за Муром - один из главных городов на важном торговом пути к камским болгарам. В 1095 году Изяслав, сын Владимира Мономаха, взял Муром и в нем посадника князя Олега. В связи с этими событиями впервые в Начальной летописи под 1096 годом упоминается Рязань (Старая Рязань), в которую Олег Святославич пошел к брату Ярославу за помощью. На пути из Старой Рязани во Владимир Олег Святославич создал для себя новый опорный пункт - крепость Переяславль Рязанский. По началу она представляла собой небольшую укрепленную территорию в центре северной части кремлевского холма. Здесь находился двор князя Олега и его дружины, обнесенный по видимому, деревянным частоколом.

Южнорусское происхождение основателя Переяславля - Рязанского отразилось на названии города и рек его окружающих (Переяславль, Трубеж, Лыбедь, Дунайчик).

После 1097 года Олег Святославич возвращается в свою «законную» вотчину, в Чернигов, а в Рязани (старой) и Муроме, остается Ярослав - родоначальник рязанских и муромских князей.

Летописных сведений о заложении города не сохранилось. Но в архивах Рязани в XIX в. были найдены любопытные записи об истории заложения Переяславля -Рязанского. Наиболее интересна запись, сделанная полууставом в конце XVI века на листе следованной Псалтири в 1562 году. В ней говорится, что Переяславль -Рязанский был «заложен» в 1095 году у церкви Николы Святого на берегу Озера Быстрого, не раз упомянувшегося в книжных грамотах XV века. Однако когда закладывался «город», церкви Николы Святого еще не было, так как она могла быть построена только после перенесения образа Святого Николы «от Корсуни на Рязань в лето 6733 году», то есть в 1225 году по новому стилю. Упоминание же автора записи XVI века об этой церкви является уничтожением исторического места закладки «города», понятным его современникам.

В начале XIII века, после ожесточенных боев между Рязанскими и Владимиро-Суздальским княжествами, в Переяславле возникла необходимость сооружения новой крепости, и в 1208 году рязанский епископ Арсений снова «град Переяславль заложил у озера», то есть освятил закладку. Новая крепость была большего размера и занимала также северную часть кремлевского холма. В 1955-1957 гг. экспедиция А.Л. Монгайта, проводимая здесь археологические исследования, обнаружила культурный слой XII века, свидетельствующий о наличии в кремле поселения еще в домонгольское время.

Старая Рязань после разорения ее татаро-монголами в 1237 году пыталась отстроиться стольным городом княжества. Частые набеги татар и особенно нападение их в 1288 году заставило вскоре княжеский двор и всех горожан покинуть город. Еще раньше Старую Рязань оставил епископский двор.

В конце XIII века, произошло важное политическое событие в княжестве - отделение Рязани от Черниговской епархии в создание независимой Рязанской. Епископская кафедра была перенесена в Борисоглебский собор «старого острога» Переяславля. Некоторые исследователи рязанских летописей предполагают, что «старый острог» в XII- XIII веках был самостоятельной крепостью и назывался Борисов Глебов городок, который впоследствии слился с Переяславлем. Местонахождение епископской кафедры в непосредственной близости к Переяславлю несомненно, способствовало его возвышению. Например, известно, что в 1300 году в Переяславле происходил какой-то съезд князей. А в 1301 году московский князь Даниил, опасавшийся своего «восточного соседа», «приходил ратью на Рязань и бился у града Переяславля.» Он взял в плен рязанского князя Константина, который позднее был казнен в Москве. Окончательно значение Переяславля как столицы Рязанского княжества утвердилось с середины XIV века, особенно в княжение Олега Ивановича (умер в 1401 году), носившего титул «великого».

Кремль Переяславля в XIV веке, как и в XIII, занимал северную часть плато. Границы его определяются древними монастырями: на юго-западе с XIV века существует Спасский монастырь и на северо-востоке с XV века - Духовской. Южная часть кремлевского холма по-прежнему была занята посадом. За ним на южном краю плато у Лыбеди располагался городской торг, который с ростом города распространился на другой берег реки. Здесь же пересекались дороги из Москвы. Владимира, Старой Рязани и Пронска. Развитие торговли способствовало подъему экономики и росту города.

После Куликовской битвы (1380 г.) авторитет московского князя Дмитрия Донского сильно возрос, а Рязань потеряла свое влияние на дела княжества в верховьях Оки. В связи с этим в 1382-1385 годах разгорелась ожесточенная борьба между Москвой и Рязанью. В летописях под 1385 годом сообщается, что к рязанскому князю Олегу Ивановичу по просьбе Дмитрия Донского было отправлено мирное посольство во главе с игуменом Сергием, которому удалось, наконец, помирить князей. Мир был закреплен в 1386 году свадьбою дочери Дмитрия Донского Софьи с сыном князя Олега Федором. В дальнейшем вся история Рязанского княжества шла по линии развития родственных связей с Москвой, что способствовало его усилению.

О каменном строительстве Переяславле Рязанском XIV века ничего не известно. Археологи до сих пор обнаруживают только деревянную застройку. Мало что известно и об искусстве этого периода, почти полностью уничтоженном частыми войнами с татарами…

XV век - век расцвета Переяславля и дальнейшего его укрепления. Размеры крепости в это время достигли современных границ кремля. Земляные валы, стоявшие уже тогда по краю кремлевского холма, были снова подсыпаны и увеличены в высоту. Они окружали княжескую резиденцию, монастыри и посад. С западной стороны крепости проходил глубокий ров, соединивший полноводные в то время реки Лыбедь с Трубежом. В XV веке на громадных земляных валах стояли деревянные стены и башни. Сохранившаяся часть крепостных сооружений - западный земляной вал со рвом, несмотря на разрушение временем, имеет высоту около 18 метров от дна рва.

Наиболее ранее здание кремля - старый Успенский собор начала XV века - неоднократно перестраивался и дошел до нашего времени в стиле архитектуры XIX века - с громоздкими завершениями в «русско-византийских» формах. Старым собор стали называть после сооружения рядом с ним нового Успенского собора в конце XVII века. В XVIII веке старый собор был переименован в Христорождественский. О его древности свидетельствует белокаменная кладка, впервые обнаруженная Н.Н. Ворониным на апсидах. При последних ремонтных работах белокаменная кладка стен и цоколь, характерный для храмов XV века, были освобождены от штукатурки.

Старый собор служил усыпальницей рязанских князей. Он был построен до 1427 года, когда первым в нем был похоронен Федор Ольгович. Анализируя старые описи, остатки кладки в натуре и учитывая возросшее влияние Москвы, можно предположить, что строители рязанского Успенского собора XV века подражали московскому Успенскому собору 1326 года. Они возвели храм четырехстолпным, крестовокупольным, одноглавым, с тремя апсидами и, возможно, с тремя притворами. Дальнейшие археологические исследования помогут это выяснить.

Первая известная нам перестройка Успенского собора в Рязани происходила в 1598-1606 г. В описи же 1598 года значится: «…пред епископии вороты церковь соборная во имя Успения Пресвятые Богородицы каменная новая сооружает ее архиепископ Митрофан…» с приделом Федора Тирона.

Затем храм возобновлялся московским архитектором «каменных дел подмастерьем» Ю.К. Ермоловым в 1651 году. Другая переделка собора производилась в 1670-х годах. Но все перестройки XVI-XVII веков не изменили основных размеров храма. Он по-прежнему имел в длину и ширину по шести саженей. Сохранившиеся до 1753 года внутренние столбы собора и каменные гробницы князей, начиная с Федора Ольговича, дают основание считать, что собор начала XV века в XVI-XVII веках не изменил своей основной архитектурно-планировочной схемы и что в описи 1598 года «новой» церковью назвали старую возобновленную в новом стиле. Из описания 1638 года узнаем, что церковь в это время была пятиглавая и имела три рундука - крыльца без папертей. Коренная же перестройка собора была осуществлена в 1753 году, когда разобрали внутренние столбы, над стенами свели новые своды, перестроили трапезную. При этих работах каменные гробницы были разбиты и заменены деревянными. В 1776 году новые своды опять обрушились и окончательно уничтожили княжеские гробницы.

Через 50 лет, в 1826 году, старый Успенский собор, так как он был «низок, темен и стеснен пределами», перестроили по проекту архитектора Стефенгагена. В это время его стены подняли на два с половиной аршина, с западной стороны пристроили четырехколонный портик, северный и южный входы оформили четырьмя спаренными по две колонны, над четвериком возвели новое завершение в виде ротонды, увеличили окна. О том, каким стал собор в это время, можно судить по рисунку Рязанского кремля, выполненному с натуры М. Бровкиным в 1863 году.

Найденный в архиве чертеж 1873 года «Проект на замену старого ветхого купола новым» дает представление о переделках памятника в XIX веке. Темным тоном на чертеже выделена кладка 1873 года. Штриховой показаны сохранившиеся стены нижней части старого Успенского собора. Из чертежа так же видно, что именно в это время при утверждении проекта на плане карандашом наметили расширить западный портик за счет разбираемых боковых, то есть существующий теперь восьмиколонный портик составлен в 1873 г. из колонн, сделанных по проекту Стефангагена в 1826 году. Позднее, очевидно к 800-летию Рязани (1895г.), в соборе пробили новые окна в первом ярусе. С такими изменениями собор дошел до нашего времени - ширина его по-прежнему равна шести саженям, а белокаменная кладка имеется не только в апсидах, но и в боковых стенах четверика.

Другой древний собор XV века - Архангельский - был княжеской домовой церковью и служил усыпальницей рязанских архиереев. В отличие от старого Успенского собора он сложен из крупного кирпича. Неоднократные пожары заставили древних зодчих почти полностью залицевать поверхность стен новым кирпичом. Одновременно перекладывались отдельные детали (окна, порталы, корзины). Это создало большие трудности для правильной датировки памятника.

Однако в западной трети южного фасада собора сохранился след древней килевидной закоморы и узкое щелевидное окно, которые уцелели потому, что в начале XVI века к этому участку стены была пристроена каменная колокольня. О древности собора говорит так же глубоко ушедший в землю цоколь, повторяющий рисунок в верхней части цоколя старого Успенского собора. К сожалению, перестроена верхняя часть собора: над крещатыми столбами выложены новые подпружные арки, своды и барабан. Снаружи изменили конфигурацию почти всех апсид и надложили верх четверика. Но, несмотря на это, Архангельский собор сохранил типичные признаки архитектуры XV века.

Он представляет собой небольшой четырехстолпный, крестовокупольный, одноглавый храм с тремя апсидами и тремя входами, которые сначала имели белокаменные перспективные порталы с полукруглыми площадками перед ними. Барабан и поддерживающие его посредством системы арок и парусов крещатые столбы сдвинуты к востоку и не совпадают с наружными лопатками. Последние тоже сдвинуты к востоку, но меньше, чем внутренние столбы. Все это создает впечатление, что барабан находится на центральной оси здания. Центричность его подчеркивалась и утраченным после пожара 1647 года пирамидальным верхом собора. Первоначально за рядом закамор выше располагались угловые кокошники и еще один ряд их находился у квадратного постамента барабана.

Интересно отметить, что в Архангельском соборе, так же как и в старом Успенском, в XVI веке были одинаковые полы из керамических плиток, выложенных звездами. Найдены плитки только с коричневой поливой. Аналогичные полы в XVI веке, но в три цвета, были в Архангельском соборе Московского Кремля.

Четырехскатную крышу собор получил после пожара 1647 года, от которого он пострадал особенно сильно. Тогда мастер из Солигалича В.Х.Зубов еще раз заново облицевал обгорелые стены внутри и снаружи, восстановил верхнюю часть собора (своды и барабан со шлемовидным покрытием), а по периметру четверика надложил новый карниз с закоморами. В это же время были выложены из крупного кирпича перспективные порталы вместо разрушенных белокаменных.

С южной стороны Архангельского собора на старом месте архитектор Ю.К. Ершов возвел новую колокольню (третью по счету), которую разобрали в конце первой четверти XIX века. По проекту губернского архитектора С.А. Щеткина в 1864 -1865 годах к собору была пристроена одноэтажная трапезная. Для входа в нее в одной из арок перехода, соединяющего полаты епископа с большим Успенским собором, Щеткин строил белокаменный портал в ложнорусском стиле. Трапезную он соединил с собором широким арочным проемом.

Одновременно со Щеткиным над возобновлением интерьера собора работал художник Н.В. Шумов. Небольшие фрагменты росписи, выполненной им, имеется в барабане главы.

Древний иконостас Архангельского собора не сохранился, но несколько икон из него конца XV века - начала XVI века находятся в Рязанском художественном музее. Это храмовая икона архангела Михаила «Чудо в Хонях», «Троица», «Благовещение» и конца XVII века «София Премудрость Божия». Древние детали памятника, выявленные при исследованиях, позволили провести фрагментарную реставрацию его. Почти все другие постройки кремля в XV веке были деревянные.

Развитие родственных связей с Москвой привело не только к развитию искусства и строительства, но и к большому подчинению Москве. Уже в середине XV века Рязань была занята московскими наместниками. В начале XVI века она еще больше теряет свою самостоятельность. В 1503 году треть земель и городов княжества по завещанию князя Федора «третьего» перешла к Москве. Великий князь московский стал именоваться и князем рязанским. В 1520 году последний рязанский князь был взят в плен, а через год и Рязань присоединили к Москве. Кремль Переяславля - Рязанского как административный центр княжества потерял свое значение. С этого времени начался новый этап в жизни Переяславля. Епископская кафедра из Борисоглебского собора переносится в кремль, который становится резиденцией рязанских епископов. На месте бывшего княжеского двора епископ Иона начал строить палаты для жилья, белокаменную церковь Иоанна Предтечи и разные хозяйственные сооружения. Остатки белокаменного подвала палат Ионы обнаружены при раскопках 1961 года в центре Архиерейского двора. В 1792 году губернский архитектор Иван Сулакатщев составил план «архиерейского дома». Палаты Ионы с хозяйственными помещениями на этом плане показаны в виде длинного корпуса, расположенного почти параллельно существующим теперь Архиерейским палатам. Этот несохранившийся корпус отделил парадный двор от хозяйственного и конюшенного.

Двор епископа Ионы в последствии был расширен и плотно застроен. От каменных сооружений этого периода почти ничего не сохранилось, кроме археологических остатков белокаменного подклита палат Ионы и части белокаменной церкви Иоанна Предчети (подплет и фрагменты первого и второго ярусов). Последние вошли в постройку нового храма Иоанна Предчети XVII века в Архангельском доме.

XVI век для искусство Рязани был, пожалуй, самым ярким и плодотворным, несмотря на тяжелые испытания, особенно в начале века. Смутное время, нашествие поляков в 1611 году.

В 1650-х годах были снова отстроены крепостные сооружения кремля. Кроме каменной глебовской башни XVI века с проезжими воротами на Московскую дорогу, на земляных валах стояло еще одиннадцать деревянных башен, из них три - проездные. Рязанская проездная башня выходила на южную сторону к торгу, Ипатская стояла на восточной стороне около Духовского монастыря и в центре северной стены находилась Тайницкая. Она была с воротами и тайником, ведущим кТрубежу, для снабжения водой крепости в случае осады.

Каменное строительство XVII века оставило нам целый комплекс интересных в художественном отношении зданий. В 1653-1655 годах - «… архиепископ Мисаил в архиереском дворе строил каменные палаты в длину 32 сажени, поперек 6 сажень с половиною трехаршинных» (сажень 216 см), «на верху тех палат церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с трапезною». Архитектором был тот же Ю.К. Ершов. Построенный им храм Иоанна Предтечи поднимался почти до карниза третьего этажа существующего теперь Архиерейского дома и выше завершался тремя рядами кокошников в барабаном с главой. Под трапезной была «хлебня», а под церковью - «хлебодарня». Крыльцо, расположенное и сейчас у юго-западного угла дома, вело во второй этаж на звонницу и паперть с открытой аркадой. Собственно кельи епископа находились на первом этаже в восточном конце здания, который вскоре был надстроен, и тогда его житье было переведено в палаты второго этажа. Для входа туда в центр южного фасада на месте существующего сейчас железного навеса XIX века стояло великолепное каменное крыльцо.

В 1692 году «сверх крестовой и келий» Архиерейского дома костромской мастер Григорий Мазухин надстроил третий этаж с деталями нарышкинского стиля.

Восточная часть палат пристроена в 1778-1980 годах архитектором Швейдером, а в XIX веке перестроена губернским архитектором С.А.Щеткиным.

Задолго до надстройки третьего этажа Архирейского дома в 1658 году был сооружен Певческий корпус «длиной 12 и поперек 6 сажень». По-видимому, тогда же вместо сгоревшей судной избы и колодничей возвели Консисторский корпус. Весь этот ансамбль зданий Архиерейского двора, созданный в середине XVII века в одном строгом стиле, вероятно, Ю.К. Ершовым, напоминает архитектуру предыдущего века. Возможно, что зодчий хотел увязать новые здания с древним Архангельским собором и стоявшим перед дворцом епископа старым Успенским. Только крыльца всех перечисленных гражданских построек придавали их суровому облику нарядность.

Интересно отметить, что в середине XVII века в палатах архиепископа и в Певческом корпусе была применена, если можно так выразиться, «типовая» жилая секция, состоящая из холодных сеней и примыкающих к ним под прямым углом теплых сеней. Двери из теплых сеней вели в две изолированные кельи, расположенные рядом и выходящие окнами на главный фасад. Печи топились из сеней через специальные арочные устройства в стенах, называвшиеся каминами.

Полы в сенях были обычно каменные, что уменьшало возможность возникновения пожара при топке печей. К торцам холодных сеней пристраивались маленькие палатки с «выгребами» - ретирады. При доме архиерея и при кельях эконома (Певческий корпус) находились специальные палаты для приема челобитчиков. Эти помещения были полностью изолированы от жилых келий. Они имели самостоятельный вход с улицы. Примером служит угловая юго-восточная палата с сохранившимися прекрасными фрагментами росписи стен. В палате стояла изразцовая печь. Ее изразцовое убранство менялось со временем. Здесь были найдены фрагменты красных, зеленых и полихромных изразцов. В Архиерейском доме такая «приемная» располагалась в цокольном этаже (ныне подвальном) под жилыми палатами архиерея.

С восточной стороны Архиерейского двора стоит двухэтажное каменное здание конца XVII века, называемое сейчас неправильно гостиницей черни. Известно и его другое название: Архиерейская гостиница (вторая половина XIX века). В архивных документах 1864 года оно названо амбарами. Исследование памятника подтверждает его первоначальное назначение для хранения зерна и других запасов.

Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, из которых семь находятся на первом этаже, где до сих пор сохранились сомкнутые своды. Каждая секция имеет посредине дверной проем, по бокам которого располагается по одному окну. Наружные лопатки соответствуют внутренним поперечным стенам. Лопатка отсутствует только против той поперечной стены, в которой размещается внутристенная лестница ведущая на чердак. К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Задний фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, проходившую по восточной оконечности кремлевского холма, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены Архиерейского двора.

Амбары были пристроены к более древнему двухэтажному зданию, разобранному до 1792 года. Но его южная наружная стена сохранилась и является теперь северной торцовой стеной амбаров. К крайнему южному концу главного западного фасада амбаров примыкало еще одно крыльцо, состоявшее из четырех помещений в первом этаже и столько же во втором. В одном из поперечных стен его так же проходила внутристенная лестница на чердак. Это западное крыло было разобрано, как видно из вышеупомянутого плана 1792 года, в конце XVIII века. На плане Архиерейского двора показано, что между Архангельским собором и Консисторским корпусом, кроме колокольни, находилась еще караульная палатка и далее к югу каменные ворота, которые примыкали к Консисторскому корпусу и были одновременно с ним построены.

Ворота вели к Консистории и в конюшенный двор, расположенный дальше к востоку. За зданием Консистории к его торцу примыкали сараи для «разной поклажи», кузницы и бочарная (конца XVII века), сохранившиеся до наших дней. По восточной стороне конюшенного двора располагалась конюшня, построенная тоже в конце XVII века Н. Устиновым, одним из помощников архитектора Я. Бухвостова. К северному торцу конюшни примыкал каретный сарай. Судя по плану 1792 г., все эти здания имели окна только со стороны двора, а наружные стены были почти глухими. Каретный сарай не сохранился, а от конюшни XVII века остался небольшой фрагмент ее южной части. В XIX веке архитектор С.А. Щеткин вместо старой конюшни с каретным сараем построил новую. Однако в настоящее время это здание настолько изменено, что в нем трудно увидеть его первоначальное назначение.

Таков в общих чертах комплекс построек Архиерейского двора, который дошел до нас со значительными утратами каменных сооружений. К концу XVII века уже не было ни одного деревянного здания на его территории. В XIX веке появилось вновь несколько деревянных построек.

Деревянные стены крепости с башнями не сохранились. Последний раз они возобновлялись в 1650-1651 годах под руководством Ефтифия Сытина, а затем Прокопия Елизарова. От Глебовской проездной башни через ров был перекинут дубовый мост, который заканчивался воротами. Фрагмент от белокаменных оснований деревянных стен и башен до сих пор сохранился на северном склоне кремлевского холма напротив старого Успенского собора.

Новый Успенский собор является наиболее значительным и величественным сооружением нарышкинского стиля в Рязанском кремле. В конце XVII века в связи с ростом города небольшой старый Успенский собор уже не устраивал рязанского митрополита. Кроме того, старый собор находился в очень плохом состоянии. Возникла необходимость в постройке нового. Место было выбрано к югу от древнего Успенского собора. Для строительства была расчищена площадка разобрали старую Зелейную (Пороховую) палату, остатки которой сохранились до сих пор в земле между Успенским и Христорождественским соборами. Строительство нового собора было начато в 1684 году «подмастерьями» Шарыпиным и Сусаниным. Но уже в 1687 году рязанский митрополит должен был отказаться от их услуг и привлек на эту работу московского архитектора, вероятнее всего, Осипа Старцева.

В 1692 году собор, построенный уже до самого верха, внезапно обрушился из-за слабых грунтов и при этом уничтожил надвратную церковь Варлаама Хутынского (XVII в.) в Спасском монастыре. Вслед за этим были объявлены торги на постройку Успенского собора. В них участвовали известные зодчие конца XVII века: Осип Старцев, Яков Бухвостов, Григорий Мазухин. Торги выиграл Яков Бухвостов. В 1693 году он начал строить собор «со товарищи» Никитой Устиновым, Герасимом Ивановым и Иваном Парфеновым по образцу Успенского собора Московского Кремля, но размерами больше его. Собор Бухвостова тоже шестистолпный, с круглыми столбами.

Он поставлен на самом высоком месте кремлевского холма. Впервые такой грандиозный объем поднят на высокий подклет. Имея форму почти куба, он завершается мощным пятиглавием, смещенным к востоку. Три пониженные апсиды еще более подчеркивают его грандиозность. Собор господствует над окружающей территорией, организует пространство города. Издали указывает на его древний центр.

Особенности нарышкинского стиля здесь проявились с наибольшей полнотой. Это сказалось не только в решении внутреннего пространства, которое представляется как единый просторный трехсветлый зал, хотя еще и затененный толстями столбами. Его внутренний объем прекрасно увязан с внешним образом здания. Доминирующие вертикальные членения фасадов со своеобразными сложной формы лопатками, подчеркивающими громадную высоту собора, смягчаются небольшими горизонтальными уступами стен между первым, вторым и третьим ярусами окон. Уступ между вторым и третьим ярусами сделан на полуколоннах, заканчивающихся декоративными бабышками, которые в настоящее время почти полностью утрачены. Городчатый карниз является только переходом к тому богатому резному белокаменному завершению стен в виде парапетов «закомаров резью», которые не сохранились, но первоначально ограждали проход поверху по периметру стен. Выход туда осуществлялся по внутристенной лестнице, расположенной в северо-западном углу храма. Лестница освещается маленькими прямоугольными оконцами.

Кровля была первоначально деревянная, низкая по сводам. Великолепная резьба по белому камню достигла здесь едва ли не наивысшего искусства. Реалистическая и многодельная в нижнем ярусе собора, она постепенно упрощается к верхним ярусам, а вверху снова создает акцент, окружая монументальную группу барабанов глав красивым кружевом резных парапетов. Главы завершаются большими кованными крестами, являющимися образцом высокохудожественной работы русских кузнецов конца XVII начала XVIII века. Тоже можно видеть в железных кованых дверях порталов. Первоначальное гульбище собора утрачено. Существующее гульбище построено в XIX веке. Какой вид имел храм первоначально дает представление чертеж его реконструкции, автором которого является архитектор Е.В. Михайловский. При последних исследованиях найдены белокаменные резные детали от верхнего парапета собора и от аркады гульбища, которые подтверждают реконструкцию Е.В.Михайловского.

Сохранился первоначальный резной иконостас, изготовленный мастером Христофоровым. Иконы были написаны в конце XVII века (до 1702 года) иконописцем Николаем Соломовым «с товарищи». Художник Н.В.Шумов выполнил акварелью во второй половине XIX века чертеж иконостаса Успенского собора, который дает представление в целом о его композиции. Стены здания первоначально не были расписаны. Роспись появилась только в XIX веке. Московский художник Николай Степанов в 1855 году расписал собор внутри. Апсиды были расписаны в 1857 году в 1891 году собор расписывался вторично. Фрагменты росписи XIX века сохранились на сводах.

В 1960 годах по памятнику производились противоаварийные и реставрационные работы, вызванные появлением больших трещин в стенах и сводах из-за плохого состояния основания. В это время под южную половину его были подведены мощные фундаменты, а стены укреплены железными связами. Восстановлена резьба иконостаса, иконы реставрируются художниками Г.Е. и Т.Г.Бригиными.

Перед Успенским собором стоит колокольня, которая строилась в течении полувека -с 1789 года по 1840 год. Это грандиозное сооружение (высота 83,2 м) в стиле классицизма возводилась разными архитекторами. Начало было положено архитектором-самоучкой С.А.Воротиловым, происходившим из крестьян Нерехотского уезда Костромской губернии. Он заложил фундамент колокольни почти на месте Глебовской башни с учетом новой, только что утвержденной планировки города с ее Соборной улицей ориентированной на кремль. Однако ее проект как несоответствующий новым вкусам был забракован и составлен новый. Автор его неизвестен.

По новому проекту в 1797 году был осуществлен первый ярус колокольни. В связи с аварийным состоянием Успенского собора в конце XVII века все средства были потрачены на его украшение. А строительство колокольни приостановлено. В 1816 году был построен второй его ярус, по новому проекту архитектора И.Ф.Русско, который показал себя зрелым мастером классицизма. Дальнейшее строительство колокольни опять прекратилось из за отсутствия денег. В 1830-х годах архитектор Биндеман предложил свой проект достройки колокольни в стиле ампир с частичной разборкой второго яруса. Проект не был принят. Не был принят и проект архитектора Висконти 1835 года.

Наконец, известный архитектор К.А.Тон сделал проект трехъярусной колокольни, который был принят. Но Н.И.Воронихин, только что ставший губернским архитектором, сумел убедить архиепископа в необходимости построения четвертого яруса и шпиля, так как проект Тона с низкой колокольней не отвечал градостроительным задачам.

Воронихин составил свой проект 4-х ярусной колокольни, который и был осуществлен. Четвертый ярус он предложил выполнить не из камня, а из железа для того, что бы иметь возможность закрепить конструкцию высокого, почти 25-метрового шпиля. Несмотря на то, что колокольня строилась разными архитекторами, она сохранила общую композиционную идею и цельность, и представляет собой настоящее произведение искусства.

К югу от Успенского собора и Соборной площади кремля располагается Спасский монастырь, основание которого, как уже упоминалось выше, относится к XIV веку. После пожара в 1647 году монастырь был заново отстроен. В 1647 году возведена Богоявленская церковь. Однако ее белокаменный подклет может быть отнесен к более раннему времени. Она построена по типу московских приходских храмов XVII века. Ее небольшой четверик с полукруглой аспидой завершается изящным пятиглавием (сами главы -первая половина XVIII века). Трапезная и особенно шатровая колокольня, расположенные несимметрично к основному объему церкви, создают приятный живописный силуэт. У юго-западного угла трапезной и колокольни просматриваются следы какого то обрушившегося каменного перехода.

Другой сохранившейся постройкой монастыря является Спасо-Преображенский собор 1702 года, расположенный в центре его территории. Он представляет собой в плане бесстолпный четверик с трехчастной апсидой и одной главой. Так же как и Богославская церковь, он изначально имел четырехкратное покрытие. Вверху четверика проходит профилированный карниз с поясом ложных закомор. Углы четверика оформлены пучками тройных колонн. Окна украшены разными белокаменными наличниками. Собор украшен поясом полихромных изразцов, особенно на абсиде. Фасады решены так же несимметрично. Собор имеет два портала с северной и западной сторон. С этих же сторон его огибало открытое гульбище, очевидно, со столбами в виде пучков колонн, которые поддерживали аркаду. К сожалению, оно утрачено.

К западу от собора стоит еще одно здание -Гостиница знати, оформленное в стиле 2-й половины XIX века. Однако в первом этаже его сохранились значительные части стен древних келий XVII века.

Окружающая монастырь ограда сооружена в середине XVIII века. С восточной стороны она полностью разобрана, но в земле остались фундаменты угловой круглой северо-восточной башни.

Замечательна своими художественными формами небольшая церковь святого Духа - единственное здание, сохранившееся от Духовского монастыря, основанного в XV веке. Она построена на месте более древней церкви XV века в 1642 году известным нам мастером В.Х. Зубовым. Эти данные о закладке церкви и ее авторстве были вырезаны на камне, помещенном над западным порталом. Часть камня сохранилась и находится сейчас в краеведческом музее.

Особенностью церкви является то, что она имела две апсиды, пример характерный для рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик увенчан горкой кокошников и двумя шатрами. Фасады имеют скромные, но хорошо прорисованные детали, которые придают им пластичности и живость. В трапезной стене ее сохранились небольшие фрагменты от трапезной и колокольни XVIII века. Новая колокольня пристроена в 1864 году архитектором Стопычевым.

Памятники кремля постоянно изучаются и планомерно реставрируются. При этом открываются все новые и новые страницы его истории и искусства русских мастеров прошлого. Археологические исследования кремлевского холма, начатые в XIX веке, находятся еще в начальной стадии и, несомненно будут продолжены.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте