Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Анна Семеновна Голубкина



«НИКОГДА ЕЩЕ РУССКАЯ СКУЛЬПТУРА
НЕ БЫЛА ТАК БЛИЗКА К СОВРЕМЕННОСТИ…»

К 145-летию Анны Семеновны Голубкиной

28 января 2008 года исполнилось 145 лет со дня рождения
выдающегося русского скульптора А.С. Голубкиной (1864–1927).
Ее работы всемирно известны: «Старость» (1898), «Березка» (1927),
скульптурные портреты К. Маркса (1905), Л.Н. Толстого (1927)…
Анна Семеновна Голубкина
Анна Семеновна Голубкина

Анна Голубкина родилась в старинном городе Зарайске Рязанской губернии, в крестьянской семье. Ей было не полных три года, когда умер отец, а на руках у матери, Екатерины Яковлевны, остались семь детей и трое стариков: прабабка, бабка и дед.

В детстве девочка хорошо рисовала и лепила из глины животных и людей. Из-за материальных трудностей учиться в школе ей не пришлось, но дед, Поликарп Сидорович, обучил ее грамоте и к семи годам она бегло читала. Он привил внучке любовь к народным сказаниям и песням.

С детства ею были любимы седые стены и башни Зарайского кремля, живописные берега речки Осетра, леса и просторы вспаханной земли. «Я родилась среди полей и взгорий рязанской земли», – с гордость говорила Анна Семеновна.

Учиться Анна смогла только после того, как старшая сестра окончила фельдшерские курсы, а брат Семен – реальное училище. Порог своего первого учебного заведения Анна Голубкина переступила в 25 лет.

В 1889 году она – вольнослушательница в Классах изящных искусств – изучала технику обжига посуды и роспись по фарфору. На ее выдающуюся одаренность обратил внимание известный скульптор и чуткий педагог С.М. Волнухин.

Свое образование Голубкина продолжила в славившемся своими демократическими традициями Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891-1893), в классе любимого ею, тогда уже старого, профессора С.И. Иванова. Ее ученические скульптуры выделялись среди работ других учеников и не раз признавались лучшими: «Старик» (1891), «Дед» (1892).

А.С. Голубкина.  «Дед».
А.С. Голубкина. «Дед».
П.С. Голубкин. 1892

Портрет Поликарпа Сидоровича Голубкина, деда Анны Семеновны, отличается удивительным для начинающего художника профессионализмом. Стекающие вниз формы, опущенные глаза создают образ старости, погружения во внутреннее «пространство» души.

В 1894 году Анна Голубкина отправилась в Петербургскую Академию художеств к Беклемишеву. Но даже большое уважение к учителю не смогло примирить ее с академическими принципами обучения. Тяготясь несвободой творчества, она в 1895 году уезжает в Зарайск.

Свое образование она завершила в Париже: сначала в частной академии итальянского скульптора Филиппа Коларосси (1895–1896), затем – пользуясь советами Родена и работая в своей мастерской (1897).

Здесь к ней пришел первый заслуженный успех. На выставке Весеннего Салона скульптура «Старость» (1898) привлекла внимание прессы и художница была удостоена медали.

Ученический период закончился. Свободное самостоятельное творчество проходило уже в России, которую Голубкина покинула еще один раз ради Парижа и Лондона в 1902–1903 годах.

А.С. Голубкина. «Марья». 1903
А.С. Голубкина. «Марья». 1903

После третьего посещения заграницы, она вернулась домой законченным мастером. В 1905 году ею был создан вдохновенный портрет Карла Маркса. Это был первый в России его скульптурный портрет.

Анне Семеновне выпала судьба быть свидетельницей и участницей больших социальных потрясений. В 1906-1907 гг. в доме Голубкиных проводились нелегальные собрания. С братом Семеном и сестрой Александрой они печатали на гектографе и распространяли прокламации и листовки.

23 марта 1907 года А.С. Голубкину арестовали и осудили (год заключения в крепости), но под давлением общественности и по состоянию здоровья приговор был отменен.

Голубкина обладала удивительным даром сострадания и сочувствия. Она принимала живое участие в человеческих судьбах: организовала артель уволенных с фабрики сапожников, устроила театр для рабочих Зарайска. Многие ее произведения были проникнуты мотивами страдания и скорби: «Пленники» (1908), «Спящие» (1912).

В отличие от большинства скульпторов конца XIX – начала XX вв., замкнувшихся в узком мирке мистики и эротики, Голубкина старалась в обобщенных образах передать могучий дух и пробуждающееся самосознание народных масс. Вылепленные ею бюсты «Железный» (1897), «Идущий» (1903) и «Рабочий» (1909) были первыми изображениями пролетария в русской скульптуре.

У Анны Голубкиной было безупречное чувство материала. Это одна из самых одаренных русских художниц-скульпторов. Она с одинаковым мастерством лепила рубила и резала. Но главное своеобразие Голубкиной – в душевном напряжении, в чувстве самоотверженности. В ее произведениях ощущается трудность пути, на котором достигается гармония материального и духовного.

Поэт и художник Максимилиан Волошин писал: «Как мастер, творчество которого является неугасимым горением совести, Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление. Она принадлежит к художникам типа Достоевского и Толстого…».

А.С. Голубкина.  «Г.А. Захарьин». 1910
А.С. Голубкина. «Г.А. Захарьин». 1910

К лучшим ее произведениям дореволюционного периода относятся скульптуры «Марья» (1903), «Старуха Изергиль» (1904), «Г.А. Захарьин» (1910), «А.Н. Толстой» (1911) и др.

Итогом двадцатилетней творческой деятельности Анны Семеновны Голубкиной было открытие в 1914 году первой ее персональной выставки в Музее изящный искусств (музей имени Пушкина). На выставке было представлено 150 работ, которые были высоко оценены посетителями. «Никогда еще русская скульптура не была так близка к современности, так глубоко не хватала за сердце зрителя, как на этой выставке…», – писали газеты того времени.

Полученные от продажи скульптур деньги (14 тысяч рублей) она передала в пользу раненых и солдат, а сама бедствовала.

Годы самозабвенной напряженной работы, волнения, связанные с выставкой 1914 года, подорвали ее здоровье – тяжелая болезнь в 1916 году на долгие годы оторвала ее от работы в области станковой и монументальной скульптуры.

golubkina6.jpg
А.С. Голубкина. « А.Н. Толстой». 1911

До середины 20-х гг. Анна Семеновна работала преимущественно в малых формах – она резала из слоновой кости и морских раковин камеи с пейзажами, портретами, сказочными сюжетами, лепила модели детских игрушек.

Одновременно в 1918–1920 гг. она вела занятия со студентами в Свободных государственных мастерских, в 1920–1922 годы преподавала скульптуру в Московских высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).

В 1923 году Голубкина написала для своих учеников книгу «Несколько слов о ремесле скульптора», где изложила свои взгляды на искусство и работу скульптора. В этих записках она дает практические наставления о приготовлении глины, устройстве каркаса, способах лепки, об отношении к натуре, о композиции, о работе в твердых материалах и т.д.

А.С. Голубкина.  «Л.Н. Толстой». 1927
А.С. Голубкина. «Л.Н. Толстой». 1927

Перелом наступил после 1925 года. А.С. Голубкина с большим подъемом работает над самыми известными своими произведениями – скульптурным портретом Льва Николаевича Толстого и «Березкой» (1927). В этой работе, выполненной незадолго до смерти, ее впечатления от русской природы поэтически воплощены в образе стройной девушки, чья легкая фигура напоминает тянущийся к солнцу ствол молодого деревца.

Умерла Анна Семеновна Голубкина 7 сентября 1927 года в Зарайске. Все свои скульптуры она завещала государству. Через пять лет в ее московской мастерской в Левшинском переулке был открыт мемориальный музей.

Многие работы, оставленные в гипсе, были переведены в мрамор и металл. Лучшие скульптуры хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Русском государственном музее в Петербурге.

Несколько работ А.С. Голубкиной хранятся в Рязанском областном художественном музее имени И.П. Пожалостина: скульптурные портреты М.Ю. Лермонтова (1900) и А.Н. Толстого (1911), «Кочка» (1904), Женская голова. Этюд к скульптуре «Пленники» (1908).

Н.Б. Чельцова

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Нина Борисовна    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте