Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Чёрно-белая магия

Для настоящего искусства краски не нужны – достаточно света и тени. Оказывается, ими можно рисовать. «И получится не хуже, чем у художника, имеющего в распоряжении любые краски», – говорят поклонники чёрно-белой фотографии. Так считает и один из старейших в Рязани мастеров чёрно-белого снимка, Анатолий Сеничкин.

Цветного фото Анатолий Иванович не признаёт, а точнее, не считает равным чёрно-белому. «В художественной фотографии самое главное – свет. А цвет лишь отвлекает от изображения». И в самом деле, часто замечаешь: если взять цветное фото и его чёрно-белый аналог – почему-то первый кажется хуже.

Здесь фотограф – царь и бог, он может управлять эффектами изображения на сто процентов, – объясняет Анатолий Иванович преимущества любимого искусства – чёрно-белой «светописи», как дословно переводится «фотография». – Например, вот один из приёмов печати – «мокрый способ печати с дробной выдержкой»

И показывает снимок. Фотоизображение действительно «мокрое», нежное, как акварель. Но в то же время очертания предметов не потеряли выразительности. Говорят, что этот метод печати Анатолий Иванович в своё время разработал сам, на основе уже известного «мокрого способа» печати. В самом деле, «какой компьютер может так сделать»?

Минус 30
Минус 30

Да и самого слова «компьютер» ещё никто не знал в то время, когда Анатолий Сеничкин впервые взял фотоаппарат. Это было в 1953 году. На детской технической станции завода, который тогда ещё не носил нынешнего названия – приборный – была крошечная школа фотографии. Её руководителя мастер помнит до сих пор: «Александр Боков научил меня многому из того, что я знаю». Потом увлечение переросло в призвание, которому Анатолий Иванович остался верен на всю жизнь. Окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссёр кино-фотостудии». Снимать любил всё: пейзажи, спортивные состязания, людей… И теперь на чёрно-белых «памятках» – в пачке фото на плотной бумаге – сохранились такие эпизоды из жизни страны, которых уж точно не успела зафиксировать ни одна цифровая «мыльница».

Там, где клён опавший...
Там, где клён опавший...

Последний звонок – школьницы в белых фартуках, юные гимнастки у снаряда… Возведение в Рязани памятника Братству по оружию и сам автор памятника, Бронислав Хромый.

Нередко фотонаходки Анатолия Сеничкина попадали на страницы газет – «Рязанского Комсомольца», «Приокской». Многие работы рязанского фотографа в 70-80-е побывали на международных фотовыставках – в Испании, Польше, Чехословакии и других странах мира, где неоднократно получали награды.

Но самая, пожалуй, чарующая часть этой коллекции – женские портреты. Кого здесь только нет – и ученица Рита Набатова, которая сама уже дипломированный фотограф, и модель Наталья – участница конкурса красоты, и коллеги. И обычные студентки, которые, бывало, записывались в очередь, чтобы сделать свой портрет именно у этого мастера.

Фотоакварель (пересъёмка)
Одна из "фотоакварелей"

Дело в том, что приёмы фотохудожника позволяют передать неуловимую красоту, на первый взгляд не заметную. Расставленные по-другому источники света, блики – и вот уже в кадре совсем особое лицо, силуэт, руки. Подумать только: все эти Незнакомки, глядящие со снимков или повернутые в профиль, – обычные люди, как и десятки других, ежедневно встречаемых, например, на улице...

В ремесле «светописи» важно не только уловить в кадр что-то интересное, но и качественно напечатать снимки. Многие помнят домашние фотолаборатории советских времен, свет красной лампы в наглухо запертой комнате… Оказывается, и теперь это не такая уж экзотика. Только лаборатория – большая, профессиональная: именно в таких условиях постигают азы мастерства воспитанники Анатолия Ивановича в студии «Фотон» Центра дополнительного образования 34-й школы и ещё одной фотостудии, 37-й школы. В течение лет 20-ти Анатолий Иванович организовывал детские фотовыставки в Рязани. Как поясняет мастер, выставки необходимы, чтобы поддерживать интерес к чёрно-белой фотографии. Ведь, вопреки расхожему мнению, настоящее фотоискусство по-прежнему популярно среди ценителей во всём мире.

И ещё одна деталь, о которой Анатолий Иванович не упоминает, хотя это его немалая заслуга. Некоторые из его учеников, повзрослев, избрали себе профессии, тесно связанные с навыками фоторепортёра. Это и фотокор Сергей Гончаренок, и оператор телекомпании Владимир Синяев, и ещё трое телеоператоров, работающих в Москве. Подумать только, как много начинается с «обычного фотокружка», со старого фотоаппарата «Зенит», «Зоркий» или ФЭД, которыми в «Фотоне» предпочитают снимать до сих пор.

Похоже, в наше время искусство чёрно-белого фото становится… культовым. Особенно если учесть, как трудно сейчас найти не только старый фотоаппарат, но и полагающиеся к нему материалы, оборудование для проявки и печати. Чёрно-белые фото 40-50-летней давности вызывают восхищение и сегодня. Сможем ли мы в последующие 50 лет создать такую же красоту, не опираясь на компьютерные технологии?

Ольга Сидорова
(В сокращении опубликовано: «ТВ-панорама», 27.01.09.)
Фоторепродукции с сайта Народного фотоклуба г.Рязани.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: Ollga    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Спасибо, Ollga, за добрые слова о давнем моем знакомом по фотоклубу "Ока". Передавайте Анатолию Ивановичу Сеничкину от меня поклон. Татьяна Шустова.

По моему, это все разговоры в пользу бедных. Я не хочу умалить достоинство героя этой публикации, но все разговоры о том, что черно-белое фотография имеет какие то преимущества перед цветной это не более чем попытка оправдать свое нежеление переходить к использованию современной техники. Привык просто человек всю жизнь фотографировать на черно-белую пленку фотоаппаратом ФЭД ) вот и все. Я вижу мир в цвете, и хочу видеть фото в цвете, потому как фото это всего лишь фиксация этого мира.

А если рассуждать как герой публикации, то мы бы до сих пор ездили на лощадях и писали бы на глиняных табличках.

Спасибо за комментарий, Titov21.

А вот, например, есть в Рязани клуб "Кинематограф", где люди специально собираются каждую неделю посмотреть старые, чаще всего чёрно-белые фильмы. Вы думаете, потому, что у них дома цветного телевизора нет?:) И почему довольно известные режиссёры иногда снимают чёрно-белое кино или в цветной фильм добавляют чёрно-белые кадры? Нецветная фотография пытается воздействовать чем-то не таким простым и агрессивным для восприятия, как цвет. Жаль, что мне не удалось это показать в статье, учту...

Черно-белый цвет в качестве художественного приема это понятно, тут вопросов нет. Но в нашем случае человек говорит, что вообще не использует цветную фотографию, здесь уже ситуация другая. Согласитесь, видеть мир исключительно в черно-белых тонах это немножечко грустно.

Соглашусь, за вычетом слов "исключительно в чёрно-белых тонах" :)
Вот вам другое вИдение, на мой взгяд, очень интересное:

http://www.history-ryazan.ru/node/4969

О проекте