Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Странные топонимы на карте Рязанской области — свидетельство присутствия иных народов на наших землях в седой древности



Cтранные топонимы на карте Рязанской области — свидетельство присутствия иных народов на наших землях в седой древности

— Этим летом занесло меня в ваши края — начальник откомандировал с деловым поручением, необходимо было объехать ряд деревень и поселков. Вообще-то я, по работе, побывал почти во всех регионах Центральной России. А вот на Рязанщину довелось отправиться впервые, — рассказал на днях при встрече один знакомый москвич. — Ну, думаю, наконец-то увижу знаменитую рязанскую глубинку, про которую столько читал у Есенина и Паустовского. Съездил, посмотрел. Каковы были мои впечатления?

Подозрительные топонимы

— Скажу прямо: край мне ваш очень понравился — широта, раздолье, зеленые луга, а воздух — не надышишься! Много красивых и душевных мест — взять хоть Солотчу или озеро Ласковское... Только знаешь, меня несколько удивил один нюанс. Во многих районах Рязанской области сплошь и рядом попадаются весьма необычные названия населенных пунктов. Ведь у нас как: если на дороге путешествующего в дебрях ЦФО вдруг попадется деревенька, то она, как правило, именуется очень по-русски — например, Малиновка, Сосновка, Березовка. Либо тоже «по-нашенски», но с учетом влияния советской эпохи — Октябрьская, Чапаевка, Комсомольская. Это правило работает практически во всех областях, находящихся поблизости от Москвы. За исключением, что удивительно, Рязанского края, который повсеместно принято называть сердцем земли Российской. Во многих районах вашей области то и дело попадаются странные, непривычные для уха топонимы. Например, Свестур, Ерахтур, Свинчус, Киструс и многие другие. Читая в атласе автопутешественника эти названия, невольно ловишь себя на мысли, будто попал куда-нибудь в Карелию. Или вообще находишься в ближнем зарубежье, где-нибудь в Прибалтике. И откуда у вас столько необычных топонимов расплодилось, а?

По холодным следам

Признаться, сперва и я не знал, что ответить моему знакомому из столицы. Вопрос он задал, что называется, в самое яблочко. Действительно, с чем связано происхождение этих и многих других непривычных для славянского уха географических наименований?

За ответом на сей вопрос придется обратиться к краеведам. А они считают, что обилие странных топонимов на Рязанщине обосновывается тем фактом, что в древние времена в наших землях обитали совсем другие племена — с непривычной для нас культурой, обычаями и весьма своеобразным языком.

Речь, как уже многие, наверное, догадались, идет о финно-уграх. Тысячу лет назад эти загадочные племена обитали на довольно обширных территориях современной России. Кто же они такие?

Финно-уграми величают этноязычную общность народов, живших на территориях Восточной Европы и Урала еще со времен неолита. Современные историки делят всех древних финно-угров на несколько условных подгрупп: пермо-финскую, прибалто-финскую и волжско-финскую.

К первой подгруппе относятся коми, удмурты и бесермяне. Прибалто-финнами принято считать собственно финнов, ингерманладцев, эстонцев, карелов и вепсов. А волжскими финнами — мордву (эрзяне и мокшане) и марийцев.

Чудь начудила и мерь намеряла

В древности почти вся Мещера была населена представителями загадочного племени мордва. Славяне пришли сюда значительно позже. Активно продвигаясь с юга по рекам на парусных челнах, вятичи ставили деревянные городки в «стратегических точках» — как правило, на холмах, возвышающихся над окружающей местностью, — чтобы было удобнее обороняться от противника. Любопытен тот факт, что колонизация новых земель проходила относительно мирно — без крупных кровопролитных сражений с большими жертвами. Славянские вожди обзаводились новыми территориями в основном за счет торговых сделок и договоренностей (например, путем брачных союзов) с лидерами местных финно-угорских племен. Еще одна немаловажная причина, повлиявшая на геополитический расклад в нашем регионе, заключалась в том, что славяне были в культурно-техническом отношении гораздо более развиты. Постепенно, год за годом, век за веком, мордва и прочие племена были ассимилированы русоволосыми пришельцами с юга. А те общины, кто не захотел подчиниться культурному влиянию вятичей, были постепенно оттеснены в болотистую и лесную глушь, «заморозив» себя в развитии на долгие столетия...

Согласно одной из теорий, собирательным названием финно-угорских племен у русских людей было понятие «чудь». Отсюда и проистекает русское слово «чудной» — то есть человек, у которого все не так, как у обычных (с точки зрения наших предков) людей. Другая одежда, другие верования, другие обычаи, другие песни и поговорки. До сих пор во многих мещерских деревнях бытуют легенды о чуди, древнем народе: «а кто-то тут раньше жил, какие-то чуди-люди». Кстати, в романе популярного российского писателя Владимира Панова «Тайный город» чудью называют потомков давно исчезнувшей цивилизации.

Горячие угро-финские парни

Так или иначе, но уже к началу XIX века большинство древних мещерских племен окончательно ассимилировались с великороссами. На местах бывших поселений финно-угров образовались деревни и села наших прапра- (и еще много «пра») бабушек и дедушек. Вот только сами названия с финно-угорскими корнями остались такими, какими и были в глубокую старину. Словно немые свидетели канувшей в Лету эпохи. Мы сейчас говорим, в первую очередь, о таких топонимах, как Пилис, Стубле, Киструс, Свинчус, Выжелес, Индрис, Курша, Чандрис и так далее.

Согласно уточненным данным современных исследователей, основным занятием древних рязанских представителей финно-угорской ветви являлось скотоводство, земледелие, охота и бортничество (сбор меда диких пчел).

Что означали в древности эти странные для русского уха топонимы? Ответ на сей вопрос мы, наверное, никогда не узнаем...

Хотя очень интересно, что сами необычные топонимы характерны не для среднерусских земель, а для... Прибалтики! Многие путешественники из Литвы или Латвии, проезжая через Рязанщину, с удивлением видят на автомобильной карте столь знакомые для них названия, отпечатанные, правда, кириллицей. «Мы словно попали на родину!» — улыбаются прибалты и в недоумении разводят руками. Наверное, подобные чувства испытывают современные российские исследователи Латинской Америки, когда обнаруживают в заросшей джунглями долине городок под названием Солнцево, Березняки или Московская станица — эти населенные пункты еще в XIX веке основали эмигранты-старообрядцы, переселившиеся подальше от грозного Синода аж на другую половину земного шара.

Эти загадочные мишары

Кстати, кроме финно-угорских племен весьма значительную роль при формировании топонимов Рязанского края сыграл «татаро-монгольский фактор». В частности, мы говорим о так называемом феномене «лесных татар» — мишарей. Ведь именно в наших лесах сформировалась мишарская народность. В самом слове «Мещера» можно уловить взаимосвязь с названием этноса — «мишары». История мишар тесно переплетается со славянами и мордвой. Как известно, впервые Мещера (в качестве географической области) упоминается еще в 1298-м году, когда ею завладел татарский мурза Бахмет Усейнов, выбивший из здешних лесов другого знатного татарина — Махмета Осан-Уланова. Сын Бахмета Беклемиш, во крещении Михайло, поставил в Мещере Андреев городок, в нем соорудил церковь и с собой крестил многих татар. У Михайло был сын Федор, у Федора — Юрий. О последнем в летописях говорится, что он со своим полком участвовал в Куликовской битве на стороне Дмитрия Донского, где геройски погиб, сражаясь со своими же единоверцами-«мамаевцами». С тех пор там начинается правление так называемой династии «мещерских князей».

Ко времени передачи Мещеры московским царем Василием Дмитриевичем хану Касыму в этих лесах уже сформировалась своеобразная татарско-мишарская этническая общность.

Любопытно, что именно из деревень мишарей исправно поставлялись крепкие юноши для службы в казачьих войсках. Забранных на службу казаков, в отличие от остальных, называли городовыми казаками. В основном московские власти использовали эту военную силу для охраны южной порубежной черты и охраны царских дипломатических миссий, отправляющихся с посольскими поручениями в Крым, Турцию, Ногайскую Орду...

«Мишарский» топонимический след на карте Рязанской области ярко отмечен такими названиями, как Ермишь, Шилокша, Вобша, Мокша, Шилокша, Шилово, Сарыклыч, Касимов и другими.

Вячеслав ГУСАРОВ.

"МК в Рязани" № 48

3.333335
Рейтинг: 3.3 (3 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Спорные сведения. Часть этих названий не мишарского, скорее всего мордовского происхождения.

Изображение пользователя Книголюб.

Н-да, давненько такого шедевра мне не попадалось!

«Речь, как уже многие, наверное, догадались, идет о финно-уграх. Тысячу лет назад эти загадочные племена обитали на довольно обширных территориях современной России»

Группа финно-угорских народов проживает на Европейской части России и поныне, а не «тысячу лет назад». Если автор имел в виду конкретно предшественников вятичей на территории Рязанской области, то их вятичи вытеснили в 7-8 вв., но это тоже не «тысяча лет», а несколько больше. Лучше было бы просто сказать «много лет назад», если не разбираешься в истории.

«Активно продвигаясь с юга по рекам на парусных челнах, вятичи ставили деревянные городки в «стратегических точках» — как правило, на холмах, возвышающихся над окружающей местностью, — чтобы было удобнее обороняться от противника»

Во-первых, вятичи шли с запада «от ляхов» (см. «Повесть временных лет»). Во-вторых, если бы даже они шли с юга, то это означает, что они поднимались против течения. Под парусом идти против течения Оки невозможно! Я моряк и не понимаю откуда автор взял столь пикантную деталь про «парусные челны», кроме как с потолка.

«Любопытен тот факт, что колонизация новых земель проходила относительно мирно — без крупных кровопролитных сражений с большими жертвами»

Согласен с комментарием г-на Хайрата. Автору сначала надо было бы заглянуть хотя бы в Википедию. Кроме того, автор противоречит сам себе: «чтобы было удобнее обороняться от противника» и «без крупных кровопролитных сражений с большими жертвами».

«Славянские вожди обзаводились новыми территориями в основном за счет торговых сделок и договоренностей (например, путем брачных союзов) с лидерами местных финно-угорских племен»

Нобелевская премия!!! Автор, видимо, располагает копиями брачных договоров?

«Кстати, в романе популярного российского писателя Владимира Панова «Тайный город» чудью называют потомков давно исчезнувшей цивилизации»

Эта ссылка снимает целый ряд вопросов, относительно какими источниками, кроме потолка, пользовался автор!

«О последнем в летописях говорится, что он со своим полком участвовал в Куликовской битве на стороне Дмитрия Донского, где геройски погиб, сражаясь со своими же единоверцами-«мамаевцами»

Если он был крещен, то «мамаевцы» единоверцами ему быть не могли.

«Любопытно, что именно из деревень мишарей исправно поставлялись крепкие юноши для службы в казачьих войсках»

Историю казачества автор тоже не знает и пытается ее притянуть к современным реалиям. Казаки – это сословие. Казаками рождались и очутиться в казачьем полку можно было только по происхождению, а не по призыву. Для того, чтобы этот факт узнать, автору даже не надо было отягощать свой мощный интеллект изучением фундаментального труда «История казачьих войск России», а достаточно было прочитать «Тихий Дон» Шолохова.

Ollga, а про то, что сайт дискредитирует себя, занимаясь перепечатками подобных материалов из желтых СМИ, я поднимал вопрос еще в феврале, на форуме «Плагиат на сайте» http://history-ryazan.ru/phpbb/viewtopic.php?f=3&t=90. Там же можете посмотреть и реакцию редакции сайта.

Спасибо за ссылку... теперь понятно. Если выразить эту редакционную политику вкратце, то сайт - это большая газета, составленная из перепечаток из множества рязанских газет, со всеми вытекающими. (Так что придётся готовиться к тому, что подобных материалов будет публиковаться всё больше). Правда, в отличие от малотиражной прессы, здешние публикации будут иметь более широкий доступ и храниться гораздо дольше. И никого не волнует, что такие вот статейки, как вышеприведённая, будут скачиваться "учителями-краеведами", школьниками и студентами, а всё изложенное в них - приниматься за чистую монету... Да уж, от таких экскурсов в историю родного края даже страшно становится.

Изображение пользователя Хайрат.
Статейка – ни о чём!
Автор открытия не сделал, попытавшись громко заявить, что на Рязанщине некогда проживали иные народы, чем теперь – это даже не аксиома, а банальность. С тем же успехом можно написать исследование на тему «Странные топонимы на карте США – свидетельство того, что там когда-то проживали индейцы».
Банальность дополняется незнанием истории. Говорить о том, что колонизация славянскими племенами будущего Рязанского края протекала безболезненно, я бы, например, поостерёгся. Автор, видимо, не знаком с судьбой наших предшественников в этих местах – так называемой Городецкой культурой. Она закончила своё существование в V веке в результате планомерного геноцида. На раскопках выявлено, что населённые пункты «городцовцев» были взяты штурмом, а их население поголовно вырезано. Более того, трупы «городцовцев», в прямом смысле, были изрублены на куски и сожжены (более подробно я писал об этом в http://history-ryazan.ru/node/1157). Как-то не вяжется этот факт с умильным слюнтяйством о, якобы, приобретении славянскими князьями новых земель в результате исключительно династических браков с мордовками.
Ну, и, наконец, хотя бы для примера, автор мог бы разобрать происхождение хоть одного названия так его очаровавшего. Без подобной иллюстрации получилось тупое их нагромождение, пригодное для атласа автомобильных дорог, но не для газетной публикации.

Однако, несмотря на всё перечисленное, я собственно к автору претензий не имею – он, видимо, хотел по-лёгкому срубить денег, в чём и преуспел. А, вот, администрации стоит задуматься, стоит ли замусоривать сайт подобной графоманией?

«я собственно к автору претензий не имею – он, видимо, хотел по-лёгкому срубить денег, в чём и преуспел»

Ну наконец-то хоть один пользователь сайта обратил внимание, что здесь появляются публикации, годные разве что «фтопку» или для увеселения дохозяек (не секрет, что изначально для того и создавались). Иначе как объяснить вот это: «Что означали в древности эти странные для русского уха топонимы? Ответ на сей вопрос мы, наверное, никогда не узнаем...»

Ну, во-первых, никакого «Индриса» я на карте области не нахожу. Видимо, название просто на ходу придумано для закругления фразы.

А всё прочее - так уж прямо и "никогда не узнаем"? Я только два-три толкования приведу из одного универсального источника. «Выжелес» – "выжженный лес" в окрестностях, давший название селу. Если принять эту версию (а других пока и нет), то ясно, что в ряду «финно-угорских» названий Выжелес – восьмое лишнее.
Киструс – как объясняет один из источников, на языке курши, вытесненной вятичами в Мещёру, значит «побережный» (что выводится из аналогии с литовским словом «кистр», побережье). Вряд ли нуждаются в «переводе» и сами топонимы "Курша" (как называются река и село в Клепиковском районе). У «Свинчуса» толкований много, но одно из них тоже производят от литовского sventas.

Словом, статья, мягко говоря, невразумительная. Где-то здесь лежал опус того же автора о средневековых кладах Рязанщины, которые чуть ли не озолотили целое поколение безработных студентов... Расхожие мифы и штампы, для определённого типа газет - самое то.

Мои предки были родом из села Новопанское Михайловского района (уезда). Село это граничит с деревней Стубле. Совсем недавно, лет десять назад там еще проживал 86-летний дедок, носящий фамилию моих предков. Но не о нем, о деревне Стубле. Когда я впервые услышал это название, то весьма озадачился, правда не настолько, как вышеописанный господин москвич. Фамилия моих предков тоже не вполне русская (в смысле названий - Малиновка, Советская и т.п.). Так что стал я искать объяснение названию Стубле там же, откуда предполагал происхождение своей фамилии. И удивительное дело - нашел. В славянских, истинно и единственно верных славянских дебрях я нашел объяснение этому слову. Первое, что попалось это река Стубль на Украине. Согласитесь, поселок Новопанский очень "в кассу" находится рядом с деревенькой Стубле. Но объяснение происхождению слова Стубле есть в сербском языке: стубля там объясняется как выдолбленная из бревна или полена емкость, т.е. по-русски говоря стубля это синоним русского слова ступа. Вспоминаете: ... там ступа с бабою Ягой идет-бредет сама собой..."?

И, ей-богу, никаких финно-угорских аборигенов привлекать к происхождению названия деревни Стубле не надо.

О проекте