Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Как разрешались конфликты: исторические казусы



При родоплеменном строе деятельность по урегулированию споров не была наукой и искусством, а опиралась исключительно на здравый смысл и диктовалась во многом вынужденным стремлением избежать племенных войн, исход которых нередко нельзя было предвидеть1.

В древности война была «нормальным состоянием между государствами. Мир установлялся особыми, срочными соглашениями, далее которых не шел. Война в те эпохи не знала иного закона, кроме силы. […] С XVI стол. начала прокладывать себе дорогу мысль, что война есть, хотя и своеобразный, спор между государствами»2.

В эпоху раннего рабовладения главной целью политики был захват земель, рабов, богатств. Как следствие, международные противоречия разрешались обычно вооруженной силой. Кстати, именно поэтому латинское слово hostis (от которого происходит славянское слово «гость») имеет значения «враг» и «иностранец».

***

Назначать для урегулирования споров специально уполномоченных представителей

В Древней Греции конфликты между общинами и полисами разрешались посредством переговоров специальных уполномоченных лиц ─ послов. В эпоху Гомера они назывались «вестниками», а в классической Греции ─ старейшинами («пресбейс»). Кроме того, в качестве парламентеров выступали мудрецы, поэты, ближайшие друзья и братья правителя, самые авторитетные люди государства, пользующиеся уважением и у чужеземных правителей, например, победители Олимпийских игр3.

***

Стараться по возможности урегулировать споры мирно

В Древней Греции (не позднее V в. до н.э.) и Древнем Риме частные лица, между которыми возник спор, могли обратиться к лицу, выбранному ими в качестве третейского судьи4. Так, споры из договоров в Древней Греции передавались на рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на нарушителей денежные штрафы, которые шли в казну божества. В случае упорного неисполнения применялись принудительные меры, включая так называемую «священную войну».

В Древнем Риме в ранний период все спорные политические вопросы, также, прежде всего, старались разрешить миром, и лишь в случае невозможности прибегали к оружию. В республиканский период объявление войны было в высшей степени сложной процедурой. Переговоры от имени Рима вела специальная комиссия из четырех человек во главе со «святым отцом» (жрецом коллегии фециалов). Комиссия несколько раз отправлялась в город, нарушивший международные установления. При этом всякий раз совершались обряды и громким голосом произносились магические слова и проклятия в адрес нарушителя международного права. Затем комиссия возвращалась в Рим и в течение 33 дней ждала ответа. В случае его неполучения фециалы докладывали Сенату и народу, которым принадлежало право объявления войны. После этого жрец в последний раз отправлялся к границе города и бросал на вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом.

Заключение мира тоже сопровождалось многими церемониями и было весьма сложным делом. По выполнении всех положенных церемоний жрец читал текст договора и произносил особую клятву, которая призывала всяческие беды и несчастья на голову нарушителя мира. «Римляне никогда не нарушат первыми условий, начертанных на этих таблицах, которые я вам сейчас прочел… если же они их нарушат, то пусть поразит их Юпитер, как я сейчас поражаю это жертвенное животное, но во столько раз сильнее, во сколько раз Бог сильнее человека»5.

С течением времени вышеописанные формы объявлений войны и заключения мира видоизменялись, но никогда не исчезали совершенно6.

***

Сочетать силовые меры с заключением союзов

Александр Македонский, создавая свою империю, действовал не только силой оружия, но и дипломатическими методами: так он склонил на свою сторону малоазиатские города, заключил союз с египетскими жрецами и использовал вражду индийских раджей.

***

Предлагать такой способ разрешения спора, который дает тебе выгоду или преимущество

В 250 году н. э. один из готских пограничных отрядов напал на римских легионеров. Готы были близки к победе, но римляне построились в «черепаху» и выставили копья. Теперь готы могли достичь успеха лишь очень дорогой ценой. Тогда легат предложил варварам подбросить монету, чтобы спорящих рассудили боги: кто проиграет, складывает оружие и сдается в плен. Выиграли римляне. Готский отряд сдался7. А ведь римляне были способны только обороняться! Готы согласились на явно невыгодные условия. Спор мог идти только о том, сдаются ли римляне или готы уходят ни с чем.

***

Проводить регулярные съезды для урегулирования спорных вопросов

У древнеруских князей обычаем стали совместные встречи для решения существенных спорных вопросов. «Главное содержание дипломатии между отдельными княжествами, на которые распалось Киев¬ское государство, составляло урегулирование мелочных споров и взаимных претензий между мелкими государями-вотчинниками. Лишь временами князья объединяются перед лицом об¬щей опасности. Уже вскоре после смерти Ярослава установилась практика разрешения междукняжеских споров на таких же снемах (съездах), на каких разрешались международные конфликты. На снемы съезжались заин¬тересованные князья и в общем шатре, „сидя с братьями своими на одном ковре“, совместно с наиболее доверенными дружинниками, обсуждали все очередные вопросы.

Этим путем разрешались поземельные споры. Так, на съезде в Любече в 1097 г. внуки Ярослава постановили как правило распределять княжества по признаку наследственного владения. На съездах решались общие воен¬ные предприятия. В 1103 г. на Долобском съезде Владимир Мономах и его двоюродный брат Святополк Изяславич после длительных споров, в кото¬рых принимали активное участие их дружинники, сговорились об общем походе на Половецкую землю. На съездах принимались и общеобяза¬тельные для всех союзников правовые нормы: так, на общем съезде сыно¬вья Ярослава утвердили дополнения к „Правде“ их отца»8.

Предоставлять случаю или божественным силам разрешение споров, по которым не получается достигнуть соглашения

Поединок

В период родового строя, как, впрочем, и в Средние века, служители культа могли основывать решение спора на указании божественных сил, например, назначив поединок. Его исход считался божественным указанием на то, кто был в споре прав9. Судебные поединки (известные на Руси под названием «поле») возникли как выражение духа древнейшего способа разрешения споров ─ личного противостояния10. На Руси, согласно Псковской судной грамоте, поле применяли по искам из преступлений и по спорам о поземельной собственности, в которых право обеих сторон подтверждалось письменными актами, имевшими равную силу. В Средние века, по Судебникам, поле допускалось только в личных исках, в том числе из займа и причинения вреда в результате различных преступлений против личности11.

Позднее церковь вела непримиримую борьбу с обычаем разрешения споров посредством судебного поединка. В 1410 г. митрополит Фотий в грамоте новгородцам приказал: «Позванному на поле и потом явившемуся к священнику не давать св. причащения и целовать крест, подобно псу: который же священник удостоит его божественных таинств, то он за сие лишается своего сана. Если кто, вышед на поле, убьет человека и сделается душегубцем, то […] таковый не входит в церковь 4 года и должен быть отлучен на 18 л. от причащения и вкушения богородицына хлеба; убитого же не предавать земле»12.

В начале XVII в. поле постепенно перестало применяться.

Жребий

Одним из древнейших способов внесудебного разрешения самых различных споров также был жребий. В период до принятия Соборного Уложения (XVII в.) жребий, как правило, не был самостоятельным способом разрешения споров. Затем он стал таковым в отношении дел с ценой иска менее рубля и по искам к духовным лицам.

Присяга

Также в эпоху Псковской и Новгородской судных грамот способом окончательного разрешения споров из договоров личного найма между землевладельцем и крестьянином, между мастером и учеником, а также в исках между родственниками-совладельцами, признавалась присяга, или рота (клятва перед богами (Богом), в дальнейшем ─ крестное целование). Также в некоторых случаях присяга являлась альтернативой судебного поединка13. Первоначально присягали обе спорящие стороны.

Общий порядок разрешения споров на Руси был таков:
1) если были послухи (свидетели), то их показания, если они были абсолютно точны, решали исход дела;

2) при их отсутствии, в зависимости от цены иска, применялась рота или жребий, или же испытания водой и железом.

Испытания водой и железом

Испытания водой, например, у разных народов имели различные формы. Так, у чехов истец должен был плыть через реку, а ответчик ─ на некотором расстоянии от него, и так три раза; тот, кто потонул, считался проигравшим. Другим, более распространенным способом являлось погружение руки в кипящую воду. В данном случае правым считался тот, у кого раны заживали быстрее. Испытаниям подвергался истец, если он не представил доказательств. Если же представил, но недостаточно, то, по-видимому, испытаниям подвергался ответчик14.

***

Война римлян с городом Альба Лонга, немалое число жителей которых были родственниками друг другу, была завершена поединком братьев Горациев и Куриациев15. «Два войска выстроились друг перед другом. Меттий [диктатор Альбы Лонги] решил сам вступить в переговоры с Туллом. Тулл согласился. На середине поля между двумя шеренгами воинов встретились два предводителя. Меттий сказал, что поводом к войне стали обида и ущерб, нанесенные римскими и альбанскими крестьянами друг другу, но действительной причиной является стремление того и другого народа властвовать друг над другом. Так зачем же, продолжал альбанский диктатор, бессмысленно проливать кровь близких родственников, тем более при таких сильных соседях, как этруски, которые, конечно же, воспользуются взаимным ослаблением Рима и Альбы Лонги, чтобы поработить тех и других. Он предложил, чтобы дело решилось равным поединком нескольких воинов: чьи воины победят, тот народ и будет властвовать над другим. Тулл счел слова Меттия справедливыми».16 Один из братьев Горациев, римских ставленников, благодаря использованию уловки с изматыванием противника, стал победителем, и Альба Лонга покорилась Риму. Однако многие альбанцы, как и их правитель, считали несправедливым, что их судьба решилась в поединке всего лишь шестерых воинов. Будучи слабее Рима, Альба не стала прямо воевать с ним, но попыталась стравить с ним другие народы.

***

Разрешать споры по «праву сильнейшего»

В период феодальной раздробленности в Европе (IX─XI вв.) решающим обстоятельством в установлении отношений между отдельными феодалами является сила. При этом фактически терялась всякая граница между государством и частным владением, между публичным и частным правом, между внутренними и международными отношениями17. Повсеместно устанавливается право частной войны.

Источники:

1 Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. Дипломатия ─ наука и искусство: Курс лекций. ─ М.: Международные отношения, Юрайт-Издат. 2006. С. 17.

2 Камаровский Л. О международном суде. ─ М. Типография Т. Малинского. 1881 г. С. 43. Впрочем, войну скорее следует назвать не спором, а конфликтом, который достиг крайней стадии. С другой стороны, ее можно считать разновидностью насильственного способа разрешения спора.

3Ростин В. «Я иду с миром!» О знаках и символах парламентеров // Медиация и право. Посредничество и примирение. 2008. № 2. С. 69.

4 Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (издание третье, исправленное и дополненное) / под ред. Крашенинникова П. В. Статут. 2006. Комментарий к статье 418.

5 История дипломатии: [сб.] / сост. А. Лактионов. ─ М. АСТ: АСТ МОСКВА, 2006 (далее ─ История дипломатии). С. 66. (Titus Livius. Ab urbe conditia libri. I, 32).

6 История дипломатии. С. 66.

7 Из рубрики «Юрист на досуге» журнала «Законодательство», ведущий рубрики ─ С. А. Пашин.

8 История дипломатии. С. 142.

9 Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука. 1994. С. 18.

10 Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука. 1994. С. 18.

11 Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. Феникс. 1995. С. 596─597.

12 Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. Феникс. 1995. С. 607.

13 Цит. по: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. Феникс. 1995. С. 597─598.

14 Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. Феникс. 1995. С. 595.

15 Описано Титом Ливием в книге (Titus Livius. Ab urbe conditia libri. I, 24).

16Циркин Ю. Мифы Древнего Рима. М. Астрель. 2004. С. 243─244.

17 История дипломатии. С. 135.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте