Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Касимов. Вознесенский собор.



IMG_2556.jpg

Вознесенский собор г. Касимова. Апрель 2007 г. Фото Т.Шустовой.

Священник Иоанн Добролюбов, повествуя о Вознесенском храме города Касимова, начинает с описания самого города, как бы давая понять, что город и собор незримо связаны друг с другом.

И действительно, торжество православия постоянно ощущается в этом немного экзотическом городе, городе церквей и минарета, креста и полумесяца.

Касимов Рязанской области расположился на левом возвышенном берегу реки Оки в очень живописном месте между двумя небольшими речушками Сиверкой и Бабенкой. Полагают, что около IX века славяне-вятичи заняли эти места, некогда заселенные чудью и построили Городец Мещерский, окружив его сторожевыми укреплениями. Городец получил наименование Касимова по имени татарского царевича Кай-сыма, перешедшего на службу к русским.

В 1571 году Касимов вошел в состав украинских укреплений и уже описывается в писцовых книгах Петра Воейкова как деревянный город, в котором «соборная церковь Вознесения Христова, древяна клецки, да у той церкви предел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, а в церкви церковнаго строения: образ местной Вознесения Христова в киоте на краске, а пред образом свеча поставная, двери царския и сень и столпцы на краске, перед деисусом шесть подсвечников деревянных, паникадило медное…».

Однако упоминаемая в писцовых книгах церковь 3 июня 1679 года сгорела, как видно из челобитной соборного священника к преосвященному Иосифу, митрополиту Рязанскому. Соборные иконы уцелели и были перенесены в Пушкарскую Николаевскую церковь.

Точных указаний на то, когда же был возведен новый храм, в документах не имеется, но историки относят строительство собора к VII столетию, так как в Описи городам и селам, которые были ведомы в Приказе Большого Дворца, составленной в 1701 г. о городе Касимове было замечено, что «в прошлых годех тот… город со всяким городовым строением сгорел и доныне не построен».

Построение же каменной соборной Вознесенской церкви с приделом в честь Ионна Предтечи недалеко от деревянной с таким же названием, начато было по благословению преосвященного Алексия Титова на средства и старанием Касимовского воеводы Василия Михайловича Ховрина 27 марта 1748 года. 13 июня 1754 года собор был освящен по храмосвятной грамоте, данной митрополитом Димитрием Сеченовым. При протопопе Григории Никитине была составлена опись имущества храма и описан сам храм, что, разумеется, представляет интерес. «Церковь каменная Вознесения Господня, настоящая о пяти глав, главы обиты деревянной чешуею, кресты на них позлащенные, кровля на той церкви и на трапезе дощатая средняя…». Из икон указываются икона Господа Саваофа резная, образ запрестольный Толгской Богоматери «четвертной», образ Распятия Господня резной, «три Образа Богоматерных»…

Опись имущества храма дает нам ощущение величественности и богатства собора. Золото и серебро, медь, самоцветы - все имеющиеся богатства были отданы Дому Господню.

В 1779 году была построена каменная колокольня вместо деревянной на шести столбах. Средства на нее дал В.А.Губарев, выполняя завещание своего тестя Кирилла Федоровича Скорнякова.

24 мая 1786 года соборный протоиерей просил епархиальное начальство «разобрать алтарь настоящей церкви до основания и построить вновь в более обширных размерах». Кроме того, предполагалось устроить новый иконостас, соразмерный с алтарем, а стены украсить живописью, на что Преосвященный Симон (Лагов) 12 июня 1786 г. дал на то грамоту.

Благодаря Губареву, его усердию и расторопности (а он был и предводителем Касимовского дворянства и уездным судьей), и прихожанином храма, устройство нового алтаря было окончено вовремя, иконостас поставлен на место и настоящая церковь была готова к освящению, которое состоялось 8 августа 1787 года архимандритом Солотчинского монастыря Иоанникием и соборным протоиереем Федором Ипатьевым.

Однако Губарев, ратуя о красоте и благолепии храма, подал прошение 10 декабря 1787 года на сооружение вместо одного двух приделов в трапезной части Вознесенского собора - на правой стороне во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и св. Василия Великого, а на левой - во имя св. Димитрия Ростовского чудотворца и св. Екатерины Великомученицы. В 1788 г. он писал, «что трапеза по разобрании за утеснением прежней, вновь распространена и построена каменным зданием с двумя теплыми приделами». В сентябре 1790 г. Губарев доносил Владыке, что приделы «ко освящению приходят в готовность, а какое во оных благолепие и имущество, о том значить во учиненной касимовским протопопом Феодором описи». В описи значилось, что «приделы построены каменным зданием по подобию прочих православнокафолических греческого исповедания святых восточных церквей». «Иконостасами убраны за несделанием новых, старыми, во оных святыя образа искуснописанныя, а порасколничаскому умствованию неймется» (документа писан красивыми буквами со множеством й вместо и) Храм был освящен в 1790 г, на антиминсах, выданных из Успенского кафедрального собора.

В 1799 г. Владыко Симон (Лагов) писал в консисторию, что «Касимовской Соборной церкви прихожанин высокоблагородный господин Василий Андреевич Губарев» просил дать разрешение на замену деревянной крыши храма железную, на что сумма у прихожан имелась. Шли годы. Храм служил свою службу, радовал прихожан своим благолепием, неоднократно встречал гостей.

В 1837 году его посетил наследник цесаревич Александр Николаевич, который проезжал по Рязанской губернии. Именно с Касимовского уезда и города Касимова начал свое обозрение нашей губернии русский наследник. У собора после молебна он сделал смотр нижним чинам, и был доволен встречей с жителями города….

Время шло, годы не щадили творения рук человеческих, хотя и созданного для Бога. Вместо обветшавшего храма был построен новый, ныне существующий собор с пределами Покровским и Предтеченским. Начало его строительству было положено 25 июня 1854 года, а окончен и освящен он был полностью в 1867 году.

История построения этого храма весьма любопытна. Дело в том, что еще в 1842 г., когда на рязанской кафедре был Преосвященный Гавриил (Городков), известный своим попечением о православных храмах, граждане г. Касимова просили разрешить им распространить соборный храм: к тому времени он уже был тесен и для такого города как Касимов и «скуден», как считали горожане.

По составленному тогда плану и фасаду собор надлежало расширить на восток на Соборную улицу тем самым открыть в восточной стороны «полуциркулярную площадь», что нельзя было сделать без особого Высочайшего соизволения, так как этим нарушался бы Высочайше конфирмированный план города Касимова. Губернское начальство своего разрешения не дало, а у высшего руководства просить не стало. Через 10 лет в 1852 г. граждане Касимова вновь обратились с просьбой распространить собор, только уже «не подаваясь на восток в Соборную улицу». Рязанский губернский архитектор Воронихин составил план и фасад, а крупная сумма денег до 38000 рублей ассигнациями добровольной подписки была собрана в еще 1842 г. Кстати, из этой суммы 25000 рублей было передано наследниками покойного почетного гражданина города Касимова - кавалера Михаила Абрамовича Якунчикова. Но нельзя считать, что начавшееся строительство происходило только чаянием одной этой фамилии. Многие жители города, любящие благолепие церквей, всегдашние их благодетели, отдавали свои средства на украшение соборного храма. Кроме того, к построению соборного храма очень сочувственно отнесся Владыка Гавриил (Городков), который по пожеланию жителей города Касимова создал специальную комиссию, в которую вошли прот. Лазарь Вулисанов, священник Александр Борецкий, соборный староста купец Калинник Умнов и купцы Исидор Стариков, Дмитрий Огородников, назначенный городской думой. Строительство храма началось 11 августа 1854 г. о чем благочинный сообщал своему архипастырю. Пока строился соборный храм, службы с разрешения епархиального начальства отправлялись в Успенском , который находился поблизости. В 1860 г. комитет по строительству доносил, что церковь внутри уже вся была отштукатурена, окна вставлены, и уже имелось намерение приступить к постройке иконостаса. Рисунок иконостаса был выполнен так же архитектором Воронихиным, и новый правящий архиерей дозволил далее производить необходимые работы.

Однако средств на строительство не хватало, и для сбора денег у доброхотов разрешено было выдать специальные книги. Касимовцы так много помогали собору, что уже в 1861 г. стало возможным в храме устроить 4 изразцовых печи, построить каменную паперть со входа в западную дверь, достроить и покрыть каменную колокольню, начатую строительством в 1859 г. на средства Алянчикова, и поставить на церкви и колокольне кресты: на церкви на 5 куполах - железные вызолоченные, а на колокольне обтянутый белым глянцевым железом.

Не все так гладко было в строительстве собора и колокольни, было даже возбуждено формальное следствие, но главное - собор был воздвигнут, а рядом с ним - колокольня. Думается, следует вспомнить имена тех людей, которые сделали пожертвования на благоукрашение соборного храма и колокольни. Во - первых, это почетный гражданин В.И.Алянчиков. Кстати, в деле о строительстве собора имеется мнение о том, что Алянчиков один был строителем и собора и колокольни. И даже предлагалось оставить для потомков свидетельство об этом. Однако в деле имеются и другие имена, без которых вряд ли было осилено это грандиозное строительство. Это и староста Иван Скорняков, и купцы Михаил Наставин, Димитрий Огородников, Матвей Вереин, Стефан Анурин, Иван Резвяков, и Почетный гражданин Касимова Иван Слетов, вдова майорша Анна Беклемишева, и многие, многие другие, чьи имена, может быть, не сохранила история.

В 1863 году храм был почти построен, исключая главного иконостаса, который был сделан вчерне с резьбой, но без святых икон. В 1867 г. было подано прошение об освящении собора 14 мая текущего года, так как вся церковь и иконостас, и вся утварь были готовы к этому событию. После освящения главного престола предполагалось приступить к покраске стен и сводов собора разноцветной масляной краской.

Многих архипастырей рязанской земли восхищал этот храм, многие из них служили в нем обедни, произносили проповеди… Так 28 мая 1897 года Его Преосвященство, Преосвященнейший Мелетий, приехал в Касимов для осмотра Карамышевской школы и открытия в Касимовском уезде противомусульманской миссии. В соборе Преосвященного приветствовал настоятель речью и кратким докладом о прошлом и настоящем Касимовской паствы. Из собора Владыко отправился в дом городского головы Николая Михайловича Наставина, который радушно предоставил ему свою квартиру на время пребывания в Касимове. 29 мая в Соборе была совершена Литургия, где Владыко произнес трогательную и приветливую речь. Просторный Касимовский собор был переполнен: более 3000 человек собралось в храме. Среди собравшихся были распространены печатные листки с проповедями епископа Мелетия. Жители города увидели в нем доброго отца и ответили ему нелицемерной любовью…. После посещения епископом Мелетием г. Касимова в Рязанских епархиальных ведомостях были опубликованы путевые заметки, в которых были отражены чувства восхищения и Касимовым и его храмами.

Все кто видел Вознесенский соборный храм, единогласно утверждают, что это один из прекраснейших соборов в Рязанской епархии. План собора был снят с плана собора в Гатчине, о чем было написано в Рязанских епархиальных ведомостях за 1897 г.

Из древних и ценных реликвий, которые находились в соборе и почитались прихожанами, были: Евангелие печати 1677 года, подаренное царевичем Алексеем Михайловичем с собственноручной надписью, а также ружная грамота царя Алексея Михайловича 1672 года на выдачу годового жалованья соборному причту и икона Иоанна Предтечи, присланная Иоанном Грозным (или Алексеем Михайловичем - по мнению других историков прошлого) для молитвы о сыне….

Такова краткая история прошлого одного из удивительных соборов Рязанской епархии. После событий 1917 г. Собор постигла участь всех православных церквей. В советское время он был закрыт, и должно было быть на то произволение Божие, чтобы собор был вновь отдан для православной службы.

В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. Райвнуторг, который находился рядом с собором, был предупрежден о переносе своих торговых палаток, дабы они не мешали новым «крякутным» испытывать свои внутренние силы. Шли годы …7 апреля 1960 г. на заседании исполкома Касимовского городского совета депутатов трудящихся встал вопрос о разборе соборной колокольни на Советской площади. «В виду того, что находящаяся на одной из центральных площадей г. Касимова соборная церковь подвергается разрушению, и не является памятником архитектуры, под охраной государства не состоит» исполком решил «в целях улучшения и обеспечения безопасности движения на Советской площади людей и автогужевого транспорта» до 1 июля разобрать грозящую обвалом соборную колокольню на Советской площади, а кирпич использовать на ремонт жилого фонда. Решение должны были довести до уполномоченного по делам религий русской православной церкви т. Ножкину.

1 июля 2002 года в Касимове был освящен Вознесенский собор – один из красивейших храмов Рязанской епархии. Чин великого освящения возглавил святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Т. Синельникова

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте