Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сергей Дмитриевич Кротков - хоровой дирижер, композитор и педагог.



Летом 2009 года исполняется 95 лет со дня рождения Сергея Дмитриевича Кроткова.

В Рязани на берегу Трубежа стоит двухэтажный дом. В начале XX века на верхнем этаже его поселилась семья Дмитрия Константиновича Кроткова, которого архиерей пригласил на должность регента архиерейского хора кафедрального собора. Дома у общительного и музыкального отца Дмитрия, как в своеобразном певческом клубе, собирались часто регенты, певцы. Бывали здесь и братья Пироговы.

Сергей был самым младшим, седьмым ребенком в семье. С самых ранних лет у него стали складываться впечатления о музыке, о голосах и красоте пения. В собор Сержик шел с мамой мимо церкви Святого Духа, по высокому берегу Трубежа, мимо соборов Архангельского и Христорождественского к собору Успенскому и Колокольне. На всю жизнь эти места стали для него самыми красивыми и любимыми.

Это милое славное время, как вспоминал о нем уже взрослый Сергей, резко изменилось после революции. Начались гонения на церковь. Семья голодала. В это же время Кротковы лишились жилья. Сначала их "уплотнили" - выселили со второго этажа на первый, где жила другая, тоже многодетная семья. Затем и вовсе выселили из дома в никуда. Умирает от голода брат Сержика - Миша. Чтобы спасти остальных младших детей от голода, отец Дмитрий берет назначение священником в Путятино.

Здесь он сразу же с головой ушел в дела церкви. Конечно, его дети тоже пели в хоре, который отец создал из сельчан. Это был хор высокого исполнительского уровня, исполнявший сложные классические произведения. Простым крестьянским девушкам, которые пели, стесняясь или жеманясь, почти не разжимая зубов, отец Дмитрий сумел поставить голоса. Из таких девушек у него выросли три солистки - три Матрёны, или как их звали, три Матрюши. В те годы, когда еще не было ни телевидения, ни радио, ни магнитофонов, очень любили живое хоровое пение. Хор отца Дмитрия пользовался огромным успехом - он пел не только в своей церкви. Со светским репертуаром он выступал в народных домах.

Жизнь Кротковых в Путятине продлилась недолго, около двух лет. Отцу Дмитрию грозил арест. Спас его большевик Ф.И. Бармушкин, посоветовав срочно уехать.

Снова вернулись в Рязань. Здесь долго у них не было постоянного жилья, пока, наконец, не удалось поселиться в домике около церкви Вознесения. Домик был маленький, уютный, места в нем хватало всем - и семье, и гостям. Называли его "Теремок". Сержик учился в средней школе имени Смидович. Вместе с приятелями он создавал свою собственную библиотеку "АШАН" ("наша" задом наперед), научился переплетать книги. Располагалась библиотека на чердаке Теремка. Несколько позднее он увлекся радиоделом... Отец обучал Сержика игре на всех музыкальных инструментах, которые были дома.

В те годы все храмы кремля для богослужения уже не использовались, но Борисо-Глебский собор, где теперь была архиерейская кафедра, еще не был закрыт. Каждую субботу вечером и в воскресенье утром можно было видеть отца Дмитрия и Сержика, идущими на церковный хор. Отец крепко держал сына за руку, как бы помогая ему идти по той жизненной дороге, по которой он шел сам.

Как-то за обедней Сержику пришлось петь соло вместе с Григорием Пироговым в сочинении Н.Соколова "Тебе поем". В те годы Пироговы довольно часто приезжали в Рязань к родителям, которые жили на улице Трубежной, недалеко от собора Бориса и Глеба. В каждый приезд, в воскресный или праздничный день братья шли в собор в хор отца Дмитрия, чтобы спеть соло. Иногда отец Дмитрий и Сержик бывали у Пироговых дома.

В пятнадцать лет Сержик оканчивает школу-семилетку. Что дальше? Конечно, в Москву, учиться музыке. У него есть музыкальные способности, навык пения соло и в хоре, умение играть на струнных инструментах. Есть на первое время и крыша над головой - в семье двоюродной сестры. Нет, однако, помощи от родителей, нет "правильного", рабоче-крестьянского происхождения. Значит, чтобы учиться, надо зарабатывать себе на жизнь. И так стало на много лет - работал и учился. В разные сроки он учился в музыкальных училищах им.Глазунова (по скрипке), им.Октябрьской революции (по композиции и фортепиано), в вечерней музыкальной школе (по вокалу), в музыкальном училище при консерватории (на хоровом отделении). Затем его призвали в армию. В то время, 30-е годы, в нашей стране было увлечение джазом, еще не запрещенным. В армии Сергей создал джаз-оркестр из красноармейцев, который с большим успехом давал концерты в разных войсковых частях Северного военного округа. После службы в армии Сергей возвращается в Москву, и в 1940 году поступает в Московскую консерваторию.

Кротков Сергей Дмитриевич, 1933 г.
Кротков Сергей Дмитриевич, 1933 г.

На вступительных экзаменах он услышал от присутствовавшего в приемной комиссии известного хорового композитора Павла Григорьевича Чеснокова: "Уж вы не родственник ли рязанского регента Кроткова?". Получив ответ, что он его сын, заметил: "А значит, по дорожке родителя решили пойти!". И Чесноков взял Сергея в свой класс дирижерско-хорового факультета. Но учебу прервала война. Участие в войне отмечено медалями "За оборону Москвы", "За доблестный труд", "800 лет Москвы". Во время войны родители Кротковы молились: "Господи, если от нашей семьи в этой войне нужны жертвы, пусть умрем мы, а все дети останутся живы". Так и случилось. Отец умер в январе 1942 года, когда он "гостил", опять же опасаясь ареста, у сына Павла в г.Горьком, мать - в ноябре того же года. Сергею Дмитриевичу удалось приехать на ее похороны в Рязань на один день.

После войны Сергей Дмитриевич снова в консерватории, учится у Ю.Шапарина и В.Белого. Стажировку он проходит в Большом театре. Здесь он встретился с Александром Пироговым. Не сразу узнав в Сергее Дмитриевиче Сержика, Пирогов ему очень обрадовался, тепло говорил с ним, расспрашивая о всех родственниках, об отце. Узнав, что отец Дмитрий умер, он, как был в гриме Ивана Грозного, встал со скорбным лицом, взял свой посох в левую руку и, перекрестясь, сказал: "Царство ему небесное, хороший был человек". Александр Степанович хотел помочь Сергею Дмитриевичу - устроить его работать хормейстером в Большом театре. Но Сергей Дмитриевич, всю жизнь боготворивший Александра Пирогова, не посмел воспользоваться этой помощью, о чем впоследствии всегда жалел.

По окончании консерватории Сергею Дмитриевичу, как рязанцу, предлагали место художественного руководителя Рязанского народного хора. Когда он от этого назначения отказался, в Рязань был направлен его однокурсник и приятель Евгений Григорьевич Попов. Приезжая в свой родной город, Сергей Дмитриевич обычно встречался с Поповым. Они обсуждали работу хора, его репертуар. Когда стоял вопрос о сносе рязанского дома Пироговых, Сергей Дмитриевич вместе с Евгением Григорьевичем участвовал в составлении обращения к рязанским партийным властям о необходимости создания в этом доме мемориального музея певцов Пироговых. Однако дом все же был разрушен.

Кротков Сергей Дмитриевич вместе со своим хором северной песни, 1956-57 год.
Кротков Сергей Дмитриевич вместе со своим хором северной песни, 1956/57 год.

По окончании консерватории Сергей Дмитриевич работал в ВЦСПС, руководил хоровой самодеятельностью профсоюзов СССР, объездил всю страну, был дирижером праздников песни в Туле, Иванове, Риге и других городах. Но все же главным делом его жизни было создание хоров и руководство ими. Прав был его учитель П.Г. Чесноков, заметивший когда-то, что Сергей Дмитриевич решил пойти по дорожке отца. В 50-х годах Сергей Дмитриевич руководит Государственным народным хором северной песни. Сорок лет руководил он Хором современной и старинной песни Центрального Дворца культуры железнодорожников. Хор считался лучшим в Москве, был лауреатом 1-й степени Всесоюзного фестиваля хоров. В 1989 году Сергей Дмитриевич организовал Московский камерный хор "Православный партес". Хор исполнял духовно-певческие сочинения русских композиторов-классиков: Чеснокова, Бортнянского, Чайковского, Рахманинова, а также сочинения Д. и С.Кротковых. Это был десятилетиями замалчивавшийся целый пласт русской музыкальной культуры. Концерты хора проходили с громадным успехом, имели высокие отзывы прессы.

Для всех хоров, которыми он руководил, Сергей Дмитриевич сам сочинял музыку, иногда на свои же стихи, делал обработки и переложения произведений других композиторов.

Педагогическая деятельность Сергея Дмитриевича так же естественно вытекала из его работы с хорами, как и композиторская. И в хорах, и в учебных заведениях он учил певцов хоровому искусству. Как педагог он прошел путь от преподавателя музыкального училища до профессора Московского института культуры.

При всей своей занятости Сергей Дмитриевич почти каждый год приезжал в Рязань с женой или один. Ему всегда хотелось увидеть памятные для него места: Рязанский кремль и дом над Трубежем, Борисо-Глебский собор. Однажды он с сестрой съездил в Путятино посмотреть места своего детства, а потом, уже в Москве, неожиданно встретил одну из трех солисток - Матрюш. Они не виделись 40 лет. Оказывается, пение в Путятинском хоре было одним из самых ярких событий в жизни Матрюши. Даже своим детям она дала имена, которые носили дети Кротковых. Матрюша сделала тогда большое доброе дело - помогла окрестить племянника Сергея Дмитриевича - это было очень сложно. В Рязани Сергей Дмитриевич жил в Теремке, иногда в Солотче. Его приезд всегда был праздником для родных - интересные рассказы, воспоминания, пение на два-три голоса. Петь Сергей Дмитриевич любил, у него, как и у отца, был бас широкого диапазона и красивого тембра. Иногда устраивали выходы на природу. Музыка и природа сближали всех.

Творческое наследие Сергея Дмитриевича Кроткова разнообразно. Им написано 50 научно-методических работ; 100 сочинений для хора и солистов, в том числе "Кантата к 900-летию Рязани", около 180 переложений и обработок произведений других композиторов. Часть из них издана. В Рязани в конце его жизни вышли в свет его воспоминания о певцах Пироговых. Однако основной труд всей жизни Сергея Дмитриевича - его капитальный учебник "Хоровое аранжирование" - еще не издан. Рукопись отредактирована, автор завизировал редактирование, подписав каждую страницу. Есть там портрет автора и его биография. Учебник взялся издать лично знавший Сергея Дмитриевича Владислав Иванович Пьявко, народный артист СССР, вице-президент Международного союза музыкальных деятелей, руководитель издательства при фонде И.К. Архиповой. Но прошло пять лет, а воз и ныне там. Причина банальна - нет денег.

Умер Сергей Дмитриевич от заболевания крови в июле 2002 года, не дожив три дня до своего 88-летия...

Галина Полякова:"Родная мелодия"/"Рязанские ведомости", 26.06.2004г.

4.5
Рейтинг: 4.5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя admin.

В текст публикации добавлены две фотографии Сергея Дмитриевича Кроткова, любезно предоставленные Ларисой Сергеевной Колесовой (Кротковой), дочерью Сергея Дмитриевича.

Кротков Дмитрий Константинович (ок. 1871 г.р.) вероятно, сын сверхштатного пономаря с. Белыничи Зарайского уезда. Обучался в Рязанском Духовном Учил-ще (1883 – 1888, по 2-му разр.), Рязанской Духовной Семинарии (1888 - 1894, по 2-му разр.). Определен (1894) на псаломщическое место к Успенской соборной церкви г. Пронска (РЕВ 1894, №21). Священник церкви села Горетово Зарайского уезда (АК 1912 - ПК 1914). Преподаватель пения, регент училищного хора, и.д. делопроизводителя Рязанского женского Епархиального Училища(с 01.09.1915). Жалованья получал 1280 р. в год. Имеет дом в с. Горетове (Списки лиц, служ. в РЕУ 1915/16 и 1917/18 уч. г.).

На сайте Рязанского женского епархиального училища, опубликована Клировая ведомость 1915 г. Покровской церкви г. Рязани, где служил Д. К. Кротков.

Дата рождения С. Д. Кроткова в ней не июль 1914, а 28.06.1913 по ст. стилю.

Кротков Дмитрий Константинович (ок. 1872 г.р. - † янв. 1942, Горький) вероятно, сын сверхштатн. пономаря с. Белыничи Зар. у. Обучался в РДУ (1883 – 1888, по 2-му р.), РДС (1888 – 26.06.1894, по 2-му р.). Посвящен во стихарь 16.01.1894 г. Преосвященным Иоанникием (РЕВ 1894, №4). Определен (5.10.1894) на штатную псаломщическую вакансию к Успенской соборной церкви г. Пронска (РЕВ 1894, №21). Рукоположен (31.10.1895) во диакона на штатную вакансию к церкви Николаевской слободы г. Пронска. Рукоположен (15.12.1896) во священника на штатную вакансию к церкви села Последово Пронского уезда (АК 1898). Состоял законоучителем Последовского земского училища (с 1.12.1897 по 22.02.1907). За труды по всеобщей переписи в 1897 г. имеет темно-бронзовую медаль. Награжден (1902) набедренником. Перемещен (17.01.1907) на священническую вакансию к церкви села Горетово Зарайского уезда (АК 1912 - ПК 1914). Награжден (1907) скуфьей. Состоял законоучителем Горетовского земского училища (с 22.02.1907 по 1910). Состоял (с 1910) законоучителем Выкопанского 2-х классного МНП училища. Состоял (с 29.11.1911) благочинническим миссионером 4-го Зарайского округа. По резолюции Преосвященного Димитрия от 14.08.1915 назначен на должность преподавателя пения РЕУ, регента училищного хора, и.д. делопроизводителя РЕУ (с 01.09.1915) и причислен сверх штата к Покровской церкви РЕУ. Жалованья получал 1280 р. в год. Имеет дом в с. Горетове (Списки лиц, служ. в РЕУ 1915/16 и 1917/18 уч. г.). Жена: Елена Павловна (20.5.1876 - † ноябр. 1942, Рязань). Дети: Константин (5.3.1898), учащийся г. Рязани; Валентина (28.1.1900), учащаяся в г. Рязани; Павел (4.2.1902), учащийся г. Рязани, работал в 1942 в Горьком; Антонина (8.7.1904); Александра (19.2.1906); Михаил (14.6.1909 - ум. после 1917); Сергей (28.6.1913 - июль 2002), хор. дирижер, комп., педагог (КВ Рязани 1915)

О проекте