Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Упаковка «по-старорусски»



В Рязанской губернии издавна и вплоть до первой половины XX века существовал промысел по изготовлению рогож и кулей, который обеспечивал нужды сельского хозяйства и промышленности в упаковочном материале.

ЧТО ТАКОЕ РОГОЖА

На этот вопрос большинство наших современников ответили бы, что это грубая ткань: или льняная, или хлопчатобумажная. И скорее всего, оказались бы правы, но 100 лет назад существовала другая система понятий. Да, рогожей называлась, по сути, ткань, но сделанная из липового лыка. Технология её изготовления была многоступенчатой и продолжительной. Исходным сырьём был липовый луб, который после длительной обработки превращался в мочало, непосредственно из которого и ткали рогожи. Однако к началу прошлого века почти все липовые леса в губернии были сведены на нет, поэтому мочало для рязанских рогожников было привозным.

Рогожный промысел в губернии был сосредоточен в Егорьевском, Спасском, Касимовском и Сапожковском уездах, где к 1913 г. им занималось около 9 тысяч человек в более чем 100 селениях. Ткали рогожи на примитивных деревянных станках, в работе одновременно было занято по 3-4 человека. На каждом из них лежала определённая производственная операция. Первичным продуктом ткачества являлось рогожное полотно — грубое, но очень плотное. Часть рогожников считали на этом работу выполненной, а другая часть шила из рогож кули, кульки, циновки.

Рогожные кули упоминаются в документах ещё в XV-XVII вв. не только как ёмкости для «сыпучих тел», но и как мера объёма. В XIX веке самыми распространенными, прочными и долговечными были мучные кули: пятериковые и девятериковые, то есть рассчитанные на 5 пудов муки (82 кг) и на 9 (147 кг).

Рогожные кули использовались не только в хозяйстве внутри страны, но и поставлялись за границу.

КУСТАРЯМ ВЕРШКИ, А ХОЗЯЕВАМ КОРЕШКИ

В разных селениях Рязанской губернии режим и условия работы рогожников отличались. В большинстве случаев ткали рогожи во время, свободное от сельскохозяйственных занятий и отхожих промыслов. Круглогодично ткали свободные от полевых работ члены семьи: дети, подростки, старухи. В начале прошлого века в Касимовском уезде жизненный сезонный ритм семьи, которая занималась рогожным промыслом, описывается так: к зиме взрослое мужское население возвращается с отхожих заработков, «и вся семья принимается за промысел. Тогда дом каждого домохозяина представляет из себя небольшую фабрику с её кладовыми: он весь уставлен примитивными ткацкими станками, убран мочалом, из которого ткутся кульки, и изготовленными кульками — предметами своего производства».

В основном работали на посредников (хозяев и мастерков), которые доставляли крестьянам мочало и забирали готовые рогожи и кули. Бывало, что и сами промысловики отправлялись за сырьём. Например, известно, что спасские и касимовские рогожники привозили мочало из Уфимской губернии.

От скупщиков кустари-рогожники получали мизерную плату, хотя работали всей семьёй (обычно начинали с семи лет) по 17-18 часов в день, в нечеловеческих условиях (жара, духота, грязь, пыль). В начале прошлого века семья, состоящая из четырёх взрослых и одного подростка, при благоприятных условиях зарабатывала в неделю (6 дней) около 10 рублей, или на круг по 34 копейки в день на работника. Характеризуя отношения между хозяевами и работниками, современники отмечали, что «львиная доля барышей приходится на скупщика, который выгодно сбывает свой товар в большие города — Москву, Ростов-на-Дону, Харьков... Эксплуатируя очень выгодно для себя чужой труд, скупщики быстро богатеют; из недавно бывших таких же простых кустарей скупщики эти стали купцами, развивая обороты на тысячи, а кустари между тем зарабатывают сравнительно с ними гроши».

ЧТОБ НЕ «СОРИТЬ» ИЗБ ПОПУСТУ

В особенно сложном положении находились кустари-рогожники с. Мосолово Спасского уезда. Они принадлежали к разряду заводских крестьян, то есть не имеющих собственной земли, поэтому одним из немногих способов заработать на жизнь, живя в селе, был рогожный промысел, которым они занимались круглый год.

Сто лет назад губернское земство занималось исследованием состояния промыслов в рязанском крае. Ознакомившись с промыслом в Мосолове, оно пришло к выводу, что условия труда рогожников ведут к «резко выраженному физическому вырождению населения».

Один из земцев писал о мосоловских кустарях: «Перед нами прошли ряды рогожников, и среди них здоровых не было замечено ни одного. Все, а в особенности молодёжь, бледны, чахлы, узкогруды. Старики говорили о часто встречающихся среди них больных с язвами на ногах и огромными желваками. Двое кустарей разувались и показывали нам свои язвы. Рогожники говорят, что эти язвы и желваки — от долгого стояния за работой (при работе приходится почти всё время стоять)». Сами рогожники характеризовали себя так: «Наши дети — выродки: повезём в рекруты двадцать человек, примут двух».

Многие домовладельцы, прежде занимавшиеся рогожным промыслом, в 10-х годах XX в. стали отказываться от него. При этом они не позволяли заниматься им и членам семьи, чтобы те не «сорили» изб попусту.

Михаил Седов

Газета «Панорама города», №48 (652) 2008 г.

Приемка кульков скупщиком, с. Мосолово (фото начала XX века, из фонда РИАМЗ)
5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

В статье говориться, что кулёшным делом в с.Мосолово перестали практически заниматься в 10-х годах ХХ века, но это не так. Я 1953г.р., бабушка, Балакина Мария Дмитриевна (1900-1960) и её ровестницы в селе и до войны (1941-45гг.) и во время войны, и после войны, и практически до 1959-60, до самой смерти ткала кули. Нас c сестрой привозили к дедушке, Балакину Алексею Степановичу и бабушке, Балакиной Марие Дмитриевне, на лето, и мы,маленькие, помогали бабушке. Я очень хорошо до сих пор помню деревянный станок на пол комнаты и челнок,тоже деревянный, который мы пропускали между нитями. Я запускала его с одной стороны, а сестра ловила с другой. Так что не так уж и давно закончилось в Мосолове кулёшное дело. А недавно в сарае я нашла бёрдо - это деталь станка. Так что я теперь счастливый обладатель не такой уж далёкой истории и воспоминания о детстве, любимых бабуке и дедушке.

Изображение пользователя admin.

А что в наше время происходит в селе?

О проекте