Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Особенности русского народного костюма



Этапы создания одежды. Прялка

Все предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом. Этапы создания одежды сопровождались магическими ритуалами. Они гарантировали изготовление вещи, которая могла служить оберегом от нечистой силы.

Еще в конце XIX — начале XX в. в русских деревнях совершались ритуалы по созданию «обыденной» вещи, то есть вещи, изготовленной за один день. Иногда во время стихийных бедствий крестьянки за одну ночь или за один день изготавливали ткань. До восхода солнца девушки со всего села собирались в одну избу, захватив столько льна, сколько можно взять за один раз. Они пряли, сохраняя глубокое ритуальное молчание. Когда холст был изготовлен, девушки, держа его над головой, обходили все село, а жители селения разводили костер из щепок, принесенных из каждого дома. Сначала люди проходили под холстом, пронося грудных детей и больных. Считалось, что таким образом они переходят в новый мир, оставляя в прошлом болезни и несчастья. Затем холст, исчерпавший свои магические функции, предавали огню.

Прялка и веретено (1) издавна вошли в человеческий быт. Чтобы уберечь руки пряхи от злых сил и обеспечить создание вещи-оберега, прялку и веретено украшали большим количеством солярных знаков. Сохранилось много народных сказок, в которых описан процесс прядения. Связанный с движением, он был строго регламентирован: совершая движение «по солнцу», веретено под пальцами мастерицы непрерывно преобразовывало хаотическую массу кудели в организованное начало — нить. Уже в глубокой древности люди связывали с нитью представление о протяженности жизни. На Руси долго существовал обычай перевязывать пупок новорожденного льняной ниткой, сплетенной с волосом матери или отца. «Повить» — значит перевязать, привязать, отсюда произошло слово «повитуха» (повивальная бабка). В ритуалах часто использовали нить красного цвета. Считалось, что он усиливал магические свойства.

(1)

Прялка часто была свадебным подарком жениха невесте. Ее украшали резным или расписным орнаментом. На лопасти прялки часто изображались путь солнца, день и ночь. Солярные знаки располагались в верхнем и нижнем ярусах лопасти (2, 3). Между полдневным и ночным солнцем находился древний символ земли в виде прямоугольников, заштрихованных прямыми и косыми линиями, напоминающими вспаханное поле. На шейке прялки помещалось подземное солнце (на некоторых можно увидеть, как к этому солнцу тянется змей или ящер). На большинстве прялок с нижних углов лопасти свисают круги-серьги, символизирующие утреннее восходящее и вечернее заходящее солнце. Они показывали непрерывное движение светила. На боковых вертикальных сторонах прялки вырезали волнистые линии, символизировавшие потоки воды. Иногда всю лопасть занимало изображение древа жизни, произраставшего из нижнего мира в верхний, солнечный мир (4).

(2)

(3)

(4)

Донца древних прялок не украшались, так как пряхи садились на них. Исключение составляют прялки, изготовленные в Городце, где расписные донца вешали на стену избы как картину.

На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, которые сохраняли именно национальную культуру, поэтому и русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм в первую очередь крестьянский, хотя было время, когда в нем ходили и купцы, и бояре, и другие сословия.

Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях.

Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды.

Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком. Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка (5).

(5)

Рубаха, пояс, полотенце

Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха (6). Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Само слово происходит от корня «руб» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

(6)

В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери — рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.

Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Рубаха обладала магической силой — если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было лишь на время завладеть его рубахой и произнести над ней заклинания, то есть навести порчу.

Женская рубаха отличалась от мужской тем, что была длиной до пят. Ее изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.

В рубахах, без другой одежды, женщины выходили на покос. Покосные рубахи чаще всего были белыми.

В Рязанской губернии во время жатвы носили пожнивные рубахи с красной вышивкой. Красный цвет символизировал солнце, огонь, а также союз красного солнца с землей. Землю в вышивках символически обозначали черным цветом.

На выбор цвета оказывала влияние не только символика. Ткани в прошлом окрашивались только растительными красками, а красный цвет добывали из сорняка марены, росшего в каждом огороде.

Во время древних языческих игрищ-русалий женщины плясали «спустя рукава», как бы превращаясь в русалок, размахивающих крыльями-рукавами. Так танцевала и Царевна-Лягушка в русской народной сказке. Длинные рукава в древности символизировали струи воды.

В XI–XIII вв. на Руси были широко распространены браслеты-обручи, которые одевались на длинные рукава и служили своеобразными манжетами. На них изображались волны, женские фигуры в рубахах с длинными рукавами, гусляры, крылатые чудовища и чаши со священными напитками.

Все узоры на рубахах берут начало в славянской мифологии. Главным для земледельцев был процесс созревания урожая, а женщина была символом земли. Рождение ребенка сравнивали с созреванием нового колоса, зерна.

Весь свадебный ритуал был связан с магией плодородия. Молодым во время свадебного обряда подносили каравай, обсыпанный зерном. На рукавах свадебных женских рубах вышивали один и тот же орнамент: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких ромба или квадрата. В центре каждого ставилась точка. Ромбо-точечный орнамент символизировал распаханное и засеянное поле.

Всем фрагментам одежды придавали магическое значение, особенно это касалось нижней части женской рубахи. Покидая родительский дом, девушка не должна была коснуться подолом рубахи его порога, а также порога церкви. Невесту необходимо было оградить от злых духов, обитающих под порогом и под полом. Вышивка на нижней части одежды защищала ноги, орнамент на горловине оберегал шею и голову.

На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс(7) сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет. Поэтому пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность (солярный знак) и являлся оберегом.

(7)

Отсутствие пояса считалось признаком принадлежности к хтоническому (подземному, загробному) миру. Например, считалось, что русалки одеты в белые рубахи, но обязательно без пояса. В ритуалах, связанных с общением с «нечистой силой», одновременно с крестом снимали и пояс.

Детям пояс несколько раз оборачивали вокруг талии, так как он служил оберегом пупа, через который ребенок был соединен с материнским чревом.

В родильных ритуалах, чтобы облегчить роды, женщины распоясывались.

Пояс считался священным предметом, так как дарился каждому при крещении. Часто новорожденного в течение первых сорока дней не подпоясывали, и лишь спустя шесть недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. Эти предметы символизировали вхождение ребенка в мир людей.

На Русском Севере, особенно среди старообрядцев, существовала традиция: пояс, подаренный при крещении, носить на теле до смерти и не снимать даже в бане. Такой пояс-оберег состоял из сплетенных между собой трех красных нитей. Одновременно другой пояс мог завязываться поверх одежды.

По традиции свадебные пояса также должны были быть красного цвета. Они обладали магической силой и охраняли жениха и невесту во время обрядов. Пояса (чаще полотенца) повязывали через плечо дружки жениха и невесты. Их также прикрепляли к дуге свадебной повозки.

Пояс был необходим и при совершени погребального ритуала, так как мог служить элементом смертной одежды. Его клали в гроб, а лошадь, отвозящую тело на кладбище, из уважения к покойнику вели не за поводья, а за пояс. Считалось, что пояс обеспечивает связь между миром живых и мертвых.

Известны разные пояса: вязаные, плетеные и тканые, украшенные на концах кистями, бахромой, лентами и бисером.

Витье и плетение — наиболее древние формы преобразования природного материала. В результате скручивания двух нитей получали и более толстую нить, и витой пояс. Простейший способ плетения — это коса, сплетенная из трех нитей.

Поверхность пояса, изготовленного на ткацком станке, увеличилась, а горизонтальный орнамент стал вытеснять более древний — вертикальный. Постепенно пояс стал шире и превратился в полотно. Простейшая форма полотна — это полотенце. Раньше полотенцами руки не вытирали, их вешали рядом с иконами в красном углу избы и доставали на праздники.

Ритуальные функции полотна шире, чем у нити и пояса. Пояс обозначал границу между двумя мирами, а полотно символизировало само пространство. Оно было необходимым ритуальным предметом в обряде крещения.

К свадьбе девушка должна была вышить большое количество полотенец. Ими невеста одаривала самого жениха и мужчин из его рода. В изготовлении этих ритуальных предметов ей могли помогать старшие женщины в семье.

Полотенцами украшали дугу лошади в свадебном поезде. Длинный холст стелили у входа в церковь, по нему шли молодые. «Поколенным» полотенцем, то есть побывавшим на свадьбах матери и бабушки, сваха покрывала плечи невесты. Полотенце стелили под ноги новобрачным в церкви во время венчания. Эта традиция сохранилась до наших дней. Холст стелили и перед крыльцом дома для встречи молодых. В доме мужа молодая развешивала полотенца в местах обитания духов дома: по углам (в красном углу), у порога и у печи под заговор: «Домовой, домовая, примите меня». Этот древний обычай был связан с необходимостью приношения жертвы родовым духам.

Полотенца так же, как и пояса, использовали в похоронных обрядах. Вышитое полотенце вешали над головой покойника, которого клали в красном углу. Оно должно было оставаться висеть под иконами в течение сорока дней. Полотенца привязывали к дуге лошади в похоронном поезде. На них опускали в могилу гроб. После похорон их отдавали односельчанам или относили в церковь.

Мужской костюм. Обувь. Прическа. Головной убор

Мужской костюм во всех областях России был более унифицирован, чем женский, так как виды тяжелой физической работы под открытым небом были по сути одинаковы. В свободное от полевых работ время крестьяне отправлялись на заработки, они общались с жителями других губерний, с горожанами и многое перенимали друг у друга. (8).

(8)

Основу мужского костюма составляли рубаха и порты (штаны) (9). Порты шились из неотбеленной ткани, домашней крашенины или из пестряди и собирались на поясе на шнурок-гашник. Пестрядь — пестрая ткань из пряжи, выкрашенной в разные цвета. Из ткани в клетку шили рубахи, а из полосатой ткани — штаны, которые назывались «синеполосые».

(9)

Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева, застегивающимся на пуговицу. Чаще всего носили рубаху с небольшим воротничком-стойкой. Под мышками вставляли куски ткани в виде ромбов — ластовицы, — которые могли быть из пестряди или из кумача.

(Кумачом называли хлопчатобумажную ткань алого, а иногда и синего цвета. Только во второй половине XVIII в. «кумачовый» цвет стали воспринимать как характерный ярко-красный. Из кумача шились женские сарафаны — «кумачники», часто эта ткань также служила для отделки одежды.)

Рубаха от вставленных ластовиц становилась просторнее, не рвалась под мышками при резких взмахах руки и могла служить дольше, так как сопревшие от пота ластовицы выпарывались и вместо них вставлялись новые. Для этой же цели служила и подоплека — ткань, которая подшивалась к рубахе изнутри на плечах и верхней части спины. Длина мужской рубахи доходила до колен. У молодых парней — короче, у стариков — длиннее. Носили ее навыпуск, подпоясывали шнуром с кистями, завязанным сбоку. Вышивалась рубаха чаще всего красной нитью по подолу, обшлагам рукавов, воротнику и застежке. Готовя подарок жениху, невеста особенно старалась вышить верх груди, где, как считали, обитает душа.

Традиционной верхней одеждой был кафтан и его разновидности: полукафтанье, зипун. Кафтан был приталенным , с узкими рукавами и с небольшим стоячим или отложным воротником (10). Он получил распространение с середины XVII в., войдя сначала в обиход знати, перенявшей его у поляков и венгров. Полукафтанье — укороченный (выше колен) кафтан.

(10)

Зипун шили из серого или коричневого домотканого сукна. Он был длиной до колен или ниже. Надевали его в плохую погоду или в дорогу.

Также в дорогу в холодное время года поверх кафтана надевали длинный с широкими рукавами похожий на халат армяк (11). Шили его из домотканого сукна, как правило, коричневого цвета, без застежек и без подкладки.

(11)

Из дубленой овчины шили тулупы, одевавшиеся поверх другой верхней одежды. Богатой одеждой считалась шуба. Она шилась мехом внутрь, а сверху обшивалась дорогой тканью. Шуба — предмет русского костюма, но пользовались ею отнюдь не бедные люди. (12).

(12)

Самой распространенной обувью были лапти, закреплявшиеся на ноге лыковыми оборами — веревками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх холстинных или суконных онучей. Зажиточные крестьяне к концу XIX в. ходили в смазанных дегтем кожаных сапогах с голенищами в складку, а сельские богачи носили лакированные сапоги с жесткими голенищами в форме бутылок.

Типичной мужской прической была стрижка «под горшок» (13). Во время стрижки на голову надевали глиняный горшок и состригали волосы, торчавшие из-под него. Достигнув совершеннолетия, мужчины отпускали бороды, но длинные бороды носили только старые люди. Страшным оскорблением и унижением было дернуть или оттаскать за нее, так как считалось, что в волосах (бороде, в частности) сосредотачивается жизненная сила.

(13)

Самыми распространенными мужскими головными уборами были конусовидные войлочные колпаки разного цвета с отворотами из меха — мурмолки. Нередко крестьяне носили грешневик из валяной шерсти.

(О происхождении слова «грешневик» можно лишь строить предположения. Скорее всего оно связано со словом «грешник». Но возможно происхождение и от слова «греча» — гречневая крупа, которая была одним из основных продуктов в крестьянском доме. «Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной отец наш родной». «Гречневиком» называли хлебное изделие из гречневой муки в форме стаканчика — головной убор «грешневик» имеет такую же форму.)

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте