Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Что изображено на гербе Рязани?



В статье «Герб Рязани» мы рассказали о том, кто изображен на рязанском гербе, об истории появления символической фигуры человека с мечом, названной позже князем, о его последующем отождествлении с реальной исторической личностью - великим Рязанским князем Олегом Ивановичем. Здесь, вновь обращаясь к эмблеме Рязанской земли, мы в меньшей степени будем касаться ее истории, чтобы подробнее поговорить о некоторых геральдических закономерностях ее нынешнего существования в качестве официальных символов Рязани и Рязанской области. Хотя и здесь нам не удастся вовсе обойтись без истории, поскольку сама геральдика является, по определению, вспомогательной исторической дисциплиной. Коснемся мы и юридической стороны существования гербов, которые по своей сути являются не только изобразительными именами тех, кого представляют, но также, и в первую очередь, правовыми знаками. С этого и начнем.

Герб и право

Внимательный наблюдатель давно, наверное, заметил, что фигуры князей на гербах Рязани и Рязанской области не только отличаются деталями одежды и вооружения, но также окружены различными геральдическими элементами, составляющими внешнее обрамление гербов: щитодержателями на разных подножиях, коронами, окружающими щиты золотой цепью и орденской лентой. А как мы уже говорили прежде, в геральдике нет и не должно быть случайных или чисто декоративных деталей. Если они присутствуют в гербе, то обязательно несут какую-то правовую и смысловую нагрузку: говорят об административном статусе и правах обладателя герба, о его месте в структуре государства и общества, о его истории, заслугах и наградах, о природе, культуре, национальных или хозяйственных особенностях города или региона. Все эти детали - условные знаки особого геральдического языка, внятного знатоку геральдики любой страны. В Западной Европе этот язык непрерывно развивался еще со времен крестовых походов, а Россия усвоила его уже в готовом виде только при Петре Великом вместе с родовыми гербами некоторых дворянских фамилий, происходивших из Европы, Польши и Прибалтики и выехавших оттуда на службу к русскому царю.

Первоначально в России окружающие щит геральдические атрибуты были характерны только для дворянских гербов и демонстрировали, в первую очередь, титулы их обладателей, а городские эмблемы помещались в щитах без всяких украшений. В начале XIX в. в знак особой царской милости гербы нескольких городов при Александре I были украшены императорскими коронами. Николай I в 1850 г. распорядился увенчивать такими коронами гербы всех губернских городов, а для гербов новых уездных городов была предписана зубчатая башенная корона. Начатая Николаем I система внешних украшений территориальных гербов обрела стройный и строгий вид при его сыне - императоре Александре II, после указа 1857 г. Она позволяла с первого взгляда отличить герб губернии или области от герба города, различить гербы города уездного и заштатного, крепости и посада. В общих чертах она позволяла узнать о характере городского хозяйства и даже о количестве жителей. Все эти различия достигались с помощью корон определенного вида, венчающих гербовый щит и строго установленных символических атрибутов и орденских лент, окружающих этот щит.

Если до этого момента Рязань и Рязанская губерния имели гербы практически неотличимые друг от друга, то теперь они оказались эффективно и эффектно различены. Губернский герб получил украшения в виде золотой императорской короны и окружающих щит золотых дубовых ветвей, перевитых голубой (лазоревой) Андреевской лентой (лентой высшего российского ордена Андрея Первозванного). Рязань же, как "древний русский город, бывший местопребыванием царствующих Великих Князей", тогда же получил право увенчать свой герб " царской шапкой в виде венца Мономахова". Этот церемониальный царский головной убор считался на Руси самым древним и почетным, им венчались на царство все русские государи. Здесь снова следует заметить, что внешние геральдические знаки, установленные указом Александра II, были не просто отвлеченными символическими украшениями, а, в первую очередь - юридическими знаками. Каким должно было быть обрамление гербового щита Рязани пока осталось не вполне выяснено, но теперь это уже и не так важно.

После 1917 г., разрушившего "до основания" государственную и правовую структуру Российской империи, и после замены в конце 20-х годов прежнего губернского и уездного деления страны на областное и районное, почти все прежние внешние украшения гербов утратили свое юридическое, а вместе с тем, и геральдическое значение. Ведь самой логикой указа Александра II они были неразрывно связаны с губерниями и уездами, а в новой стране таковых не стало, как нет и сейчас. Именно поэтому ни венки из дубовых ветвей или хлебных колосьев, переплетенные имперскими орденскими лентами, ни городские зубчатые короны образца 1857 г. не могут сегодня употребляться в гербах современных областей и городов, ставших муниципальными образованиями. Избежала этой печальной участи только шапка Мономаха, пожалованная Рязани, так как никакие революции и реформы не могут отменить того факта, что Рязань была и есть поныне древняя столица великого Рязанского княжества. На этом неопровержимом основании Рязанский городской совет в 2000 г. восстановил шапку Мономаха на современном гербе города. И Геральдический совет при Президенте Российской Федерации подтвердил правоту депутатов. Незадолго до этого областная Дума вернула в герб Рязанской области великокняжескую шапку - венец особого вида, присвоенный Рязанской земле еще в 1730 г. как территориальной преемнице великого Рязанского княжества. И здесь Федеральная геральдическая служба не нашла правовых возражений. Заодно в герб области была внесена княжеская мантия на том же основании и по примеру российских княжеских гербов. Все это пока касалось восстановления в гербах исторических знаков, на которые юридически сохранили право Рязань и Рязанская область. А теперь мы вступаем на поле новых геральдических возможностей, которые возникли у города и области в соответствии с их новым правовым статусом в рамках Конституции и законодательства Российской Федерации.

В ходе работы над гербами выяснилось, что Рязанская область, как субъект Федерации, и город Рязань, как его административный центр (столица), имеют право на новые внешние украшения своих гербов взамен старых, отражающие их исторический и современный статус. В геральдике для этого используются так называемые "щитодержатели" - символические фигуры людей, животных, фантастических или бесплотных существ, поддерживающие гербовый щит с одной или двух сторон. Впрочем, варианты с одним щитодержателем очень редки и более характерны для родовой геральдики. Эти символические фигуры не могут выбираться произвольно, а должны отражать какие-либо существенные исторические, культурные, природные или иные особенности гербовладельца. Для герба Рязанской области фигуры щитодержателей нашлись почти сразу - по предложению специалистов Геральдического совета при Президенте Российской Федерации ими стали выходящие из-за щита серебряные кони с золотыми гривами, червлеными (красными) языками и черными копытами. Труднее дался выбор щитодержателей для герба Рязани. Он определился только после продолжительных поисков различных вариантов, консультаций с Геральдическим советом, обсуждений с депутатами Городского совета. Этими символическими фигурами стали также серебряный конь с золотыми гривой и хвостом, червленым языком и черными копытами и золотой грифон-феникс. О них мы расскажем подробнее.

Возвращенная эмблема

С фигурой коня все оказалось достаточно просто. Как возможно определить по историческим источникам, его изображение стало первой достоверно известной эмблемой Рязанской земли на Большой государственной печати Ивана Грозного. Эта эмблема возникла не в самом княжестве, а была присвоена Рязани царской волей, и какое символическое содержание он в нее вкладывал осталось для нас тайной. Но в европейской символике, которую не мог не знать просвещенный государь, конь традиционно соединяет в себе лучшие качества многих животных: храбрость льва, зоркость орла, силу вола, хитрость и ловкость лисицы, быстроту и грацию оленя. На протяжении тысячелетий конь был верным и трудолюбивым помощником человека. Можно даже сказать, что он вывез на своей спине человеческую цивилизацию, позволил человеку обрести силу и господство над природой. Примечательно, что люди до сих пор определяют мощность в лошадиных силах. В старину обладание породистым конем служило признаком состоятельности и благородного происхождения. Недаром самое богатое и влиятельное сословие в Древнем Риме имело название "всадники", а слова "кавалер", "кабальеро", "шевалье" имеют общий корень со словом "кавалерия", то есть опять же - всадники.

В первом российском сборнике эмблем и их толкований "Симболы и Емблемата", изданном при Петре I (1705 г.) образ коня трактуется также как "знак войны, сражения, победы, храбрости, мужественного воина, полководца или власти над войском". Рассматривая рязанскую эмблему на печати Ивана Грозного можно только обратить внимание на то, что конь там изображен без сбруи или узды, что может говорить о его своеволии и необузданности. Не в этом ли был тайный смысл выбора грозного царя? В наше время фигура коня в геральдике символизирует трудолюбие, благородство и чувство долга. И на гербах Рязани и Рязанской области изображение коней можно рассматривать не только как дань благодарности нашим мужественным, трудолюбивым и благородным предкам, но и как благопожелание на будущее, своего рода изобразительный девиз. А то, что кони в гербах изображены несколько по- разному, продиктовано только композицией этих знаков, и в том нет какого-то потаенного смыла. В областном гербе они как бы выходят из-за щита, что позволило изобразить только их передние половины, чтобы не делать герб слишком громоздким и уместить щит с конями на фоне княжеской мантии. А в гербе города конь изображен полностью и потому, что здесь его ничто зрительно не сковывает, и для того, чтобы знак сильнее отличался от областной эмблемы. Высунутые червленые языки в геральдике свидетельствуют о жизненной энергии и силе животных.

Фигура второго щитодержателя в городском гербе имеет более сложное происхождение и представляет собой фантастическое гибридное существо - соединение грифона и феникса. Оба они имеют древневосточное происхождение и связаны с солнечными культами, поэтому и окрашены обычно в золотой цвет. Соединить их в одно существо для герба Рязани предложили специалисты Геральдического совета при Президенте Российской Федерации после изучения представленных рязанцами документов. Больше ни в одном российском гербе в таком виде сочетание этих существ не встречается.

Страж восточных рубежей

Грифон происходит из древней Месопотамии (Междуречья) - это мифологическое существо с головой, крыльями и когтями орла, туловищем, лапами и хвостом льва. Оно соединяет в себе характерные свойства царя птиц и царя зверей - силу, бдительность (зоркость), отвагу и стремительность. С Востока его позаимствовали древние греки, которые посвятили его солнечному богу Аполлону, чью колесницу, по их поверьям именно грифоны ежедневно провозят с восхода на закат. Фигурами грифонов часто украшались углы фронтонов храмов, посвященных богу Аполлону. Греческие легенды говорили, что далеко на востоке - в Индии и на севере в стране гипербореев (под этим именем иногда подразумевают отдаленных предков скифов и славян) гигантские грифоны охраняют золото этих народов. Эти мифы придали грифону символическое значение хранителя кладов и стража восточных рубежей.

Как известно, Рязань в древности была самым восточным русским княжеством и не раз защищала Русь от набегов кочевников. К тому же на территории Старой Рязани на сегодняшний день найдено больше всего домонгольских кладов (14), из которых два - золотые. На некоторых предметах, обнаруженных в ходе раскопок, встречаются изображения грифонов: на серебряном браслете, на фрагментах шелковых тканей из княжеских захоронений. Эти обстоятельства и дали основание для того, чтобы поместить грифона в гербе города. Для полноты характеристики этого фантастического существа следует упомянуть, что в средневековой Европе, начиная с XIV столетия, грифон стал также символизировать двуединую природу Христа - божественную (орел, царь небесный) и земную (лев, царь народов), а также соединение в руках монарха - помазанника Божия - власти от людей и от Бога данной. Поэтому европейские государи охотно брали изображение грифона для своих гербов, а в геральдике он стал символом могущества и власть. В России красный грифон стал родовой эмблемой Романовых, царской династии, первого самодержца из которых благословил на царствование рязанский архиепископ Феодорит.

Восставший из пепла

Также с Востока пришел к нам и образ фантастической птицы в золотом оперении - феникса. Считается, что имя ему дали еще ассирийцы. Легенды о нем рассказывали, что эта прекрасная птица, происхождение которой связывали с Эфиопией, похожая на орла и окрашенная в цвета солнца и огня (золотой и красный), живет 500 лет. После того как она чувствует приближение смерти, она строит гнездо (костер) из благовонных трав и ветвей, на котором сама себя сжигает. А через три дня после этого из пепла рождается новый феникс, чтобы жить еще 500 лет. Самое широкое хождение эти легенды получили в эллинистический период в Древнем Египте, в городе солнцепоклонников - Гелиополисе. Первоначально феникс символизировал ежедневное рождение солнца из мрака ночной смерти, а также ежегодное возрождение и обновление природы. Позже он стал символом воскресения, бессмертия, вечного существования, в том числе и возрождения после уничтожения, особенно - огненного. В качестве такого символического образа его в дальнейшем и заимствовала европейская традиция.

Как всем известно, Рязань неоднократно подвергалась в своей истории разорению и сожжению, после чего она каждый раз вновь восставала из пепла, как фантастический феникс. В 1778 г. при образовании Рязанского наместничества (губернии) славное имя древней столицы княжества было перенесено на новый центр Рязанской земли - город Переяславль-Рязанский. Таким образом, Рязань как бы еще раз возродилась на новом месте и в новом облике, но с прежним именем. Все это дало основание использовать образ феникса в современном гербе города в напоминание об его истории. В дополнение следует также сказать, что легендарное возрождение феникса через три дня после смерти дало ранним христианам повод изображать его в катакомбах как символ Воскресения Христа. В европейской традиции феникс приобрел вид птицы, похожей на орла и возникающей из языков пламени или объятой ими. Но иногда в геральдике пламя, сжигающее феникса, изображалось в виде отдельных огненных язычков на его золотом оперении. Именно так и сделано в рязанском гербе - но здесь язычки огня (огоньки) покрывают не только верхнюю, орлиную, часть грифона, но и его львиный низ, превращая его в грифона-феникса.

Сам по себе огонь в символике имеет также весьма богатое смыслами толкование. С одной стороны это - символ домашнего очага и уюта, а с другой - это символ разрушительной стихии. Часто огонь символизирует жизненную энергию и ее непрерывающуюся передачу из поколения в поколение. Отсюда - традиция зажигать у памятников "вечный огонь", как знак продолжения жизни предков в потомках, не угасающей памяти. Отсюда - и олимпийский огонь, зажигаемый и передаваемый как эстафета поколений и олимпийских идеалов. Огонь - это так же символ очищения, обновления, преображения, божественной энергии, интеллектуального озарения, просветления и откровения. В христианстве огонь считается воплощением Святого Духа, который в виде огненных язычков сошел на головы апостолов, и в этом же качестве он ежегодно появляется в Иерусалиме на Гробе Господнем. Вот как многозначна символика, соединенная в образе грифона-феникса, изображенного на гербе Рязани.

Чтобы завершить рассказ о щитодержателях в рязанских гербах, следует сказать, что по правилам геральдики они обязательно должны стоять на какой-либо опоре - без нее можно изображать только крылатые или бесплотные существа. Для коней в гербе Рязанской области было выбрано подножие в виде золотых хлебных колосьев, что символизирует плодородие, животворные силы природы и напоминает об аграрно-промышленном характере области. В гербе Рязани в качестве подножия изображена декоративная золотая арабеска, которая не несет символического содержания, а просто стилистически удачно сочетается с гербовыми фигурами, создавая изящный силуэт герба.

Цепь и ленты

Вошли в полные гербы области и города и такие внешние элементы, как ленты и золотая цепь. Но и они - не просто дополнительные украшения, а особые знаки достоинства. По правилам геральдики обладатель герба вправе дополнить его изображениями своих наград, которые в этом случае помещаются под гербовым щитом на соответствующих орденских лентах, или окружить этими лентами щит. Рязанская область поместила в своем гербе изображение ленты ордена Ленина (красной, с тонкими двойными каемками), которым она была награждена в 1961 г. Таким образом, по праву территориального и исторического преемства область смогла отразить в своем гербе советский период своего существования. Ведь законы Российской империи не допускали, а законы Российской Федерации не предполагают награждения государственными орденами губерний, областей или городов - такой вид поощрения практиковался только в СССР. И нынешнее законодательство не отменило право на ношения советских наград.

В отличие от области, город Рязань таких наград никогда не имел, но его 900-летие было отмечено в 1995 г. созданием уникального ювелирного произведения из золота и бриллиантов - церемониальной цепи главы городского самоуправления. После того, как она была официально утверждена в качестве должностного знака главы администрации города и внесена в Государственный геральдический регистр, стало возможно поместить ее изображение в гербе города, как одного из символов муниципальной власти. В связи с юбилеем города, в качестве исключения и в знак признания исторических заслуг Рязани, это позволил сделать Геральдический совет при Президенте Российской Федерации. Но и в городском гербе кроме золотой цепи присутствует и своя особая лента золотого цвета. Она называется в геральдике девизной, потому что на ней помещены слова городского девиза "Славная история - достойное будущее". По геральдическим правилам любой обладатель герба, независимо от его статуса, титула или заслуг, вправе поместить под своим гербом девиз - краткое символическое изречение, отражающее его жизненное кредо, принципы или устремления. И эти слова вместе с гербом потом передаются по наследству в неизменном виде, поэтому их выбор всегда не прост. Городской совет утвердил девиз Рязани более чем из 300 вариантов, присланных горожанами на конкурс. Если первая половина девиза вряд ли вызовет у кого-либо возражение, то чтобы и вторая его часть обрела весомость, всем нам предстоит еще немало и хорошо потрудиться.

М.К. Шелковенко

0
 
Разместил: moderator    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте