Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Колокольчики с бубенцами



О чем рассказала коллекция "бронзы певучей"

Ольга КУРАНОВА

Россия прожила оглушительно тихий век - в ней более полстолетия практически не звучали колокола… Не звучали повсеместно, дружно, как всегда было принято на Руси, где колокола с древности размеряли течение дней городов и сел. Церковные звоны сопровождали будничную жизнь, радовали благовестом в праздники... XIX век слыл веком колокололитейного искусства России. Но нам, не таким уж и далеким потомкам, трудно это представить: в советские годы тысячи российских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено.

Новый уклад жизни прервал существование не только церковных колоколов. 20-е годы XX столетия стали последними в истории создания их младших звонких "собратьев" - колокольчиков: и поддужных (под дугой), и сигнальных - пожарных, станционных - при железнодорожных станциях.

Звенит - утешает?

Колокольцы, колокольчики - очень красивая страница в истории русских колоколов. Что интересно: открыта и написана она в основном не историками-профессионалами, а любителями, собирателями старины - точнее, теми, кого уважительно именуют коллекционерами-исследователями. Ими собраны и изучены колокольчики ямские, коридорные, настольные (для вызова прислуги), свадебные, рыбацкие, а также бубенцы-бубенчики, коровьи ботала, кутасы, ропотни и гремки (прообразы колокольцев - побрякушки на шее скота для наслышки на выпасе, а в старину еще и для оберега). Вот сколько "родни" набралось у колоколов!

Колокололитейное производство в России (уже советской) продержалось до 1927 года*. Это был последний год существования завода братьев Усачевых в Валдае. Прежде в маленьком магазинчике Усачевых, прямо на станции, проезжающие могли купить любые колокольчики. И в 20-е годы была еще такая редкая возможность. Кто же мог знать, что это был "последний шанс"!

* В других источниках приводится 1928 год. - Ред.

Сегодня, в начале XXI века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует в Екатерининской церкви города Валдая. Общеизвестно, что Валдай в прошлом - крупный центр литья ямщицких колокольчиков. Ныне же коллекционеры съезжаются туда на колоколоведческие конференции.
До сих пор в частных собраниях колокольчиков больше, чем в российских музеях. Крупнейшая частная коллекция - в Ростове Великом (собрал В. А. Ким): 2100 экземпляров. 1150 - у коллекционера-исследователя В. И. Хрунова из г. Чехова Московской области. В Нижнем Новгороде около 1000 колокольчиков периода 1800 - 1917 годов в собрании Л. Л. Крайнова-Рытова.
Свыше 20 лет Леонид Леонидович Крайнов-Рытов увлечен историей колоколов. Главный предмет его исследований - именно колокольчики, особенно ямские - наиболее редкие экземпляры певучей бронзы.

Сожалеть о том, что все "в руках частников", здесь не стоит. Не тот случай. Благодаря энтузиастам сбережены порой единственные на всю страну образцы колокольного литья. Коллекционеры-подвижники делают открытия, "раскапывая" никому не известные сведения о промысле, мастерах и предметах своего собирательства. Особенно нежная привязанность отдана ямщицкому (поддужному) колокольчику, который давно стал поэтическим символом России.

"Звону много - веселей дорога!"

Нет, не случайно колокольчик (а не рожок) прижился на русских почтовых и курьерских тройках. Как средство сигнала - "уступи дорогу!" - оба были хороши. Но колоколец, миниатюрная копия колокола, естественно, стал неотъемлемой частью русского быта. Более того - легендой, поэзией, фольклорным явлением. Кто ж не помнит: "Вот мчится тройка удалая… и колокольчик, дар Валдая…" - ну и так далее.
В конце XVII века в России учредили "образцовую почту", то есть ввели первые регулярные почтовые линии: кибитки с почтой двигались по дорожному расписанию, с ямщиками, от стана к стану. Дороги для этого расширили, лошадей стали запрягать не "гусем", а в ряд, "тройкой". Чтобы издалека заявлять о своем приоритете на тракте, ямщики-гонщики поначалу… лихо свистели. Введение сигнального рожка - "немецкой моды" - они упорно саботировали. За свист и наказаны бывали не раз - батогами биты, но все без пользы.

Когда и кому пришла идея повесить на дугу коренника литой крикливый колокольчик - доподлинно неизвестно. Произошло это приблизительно в 70-е годы XVIII века. И полюбился звон и ямщикам, и ездокам… А дальше, на почве этой всенародной любви пришло время назреть новому конфликту. Колокольчики распространились очень широко, и звук из-под дуги частных повозок начал сбивать с толку ямщиков почтовых троек. И вправду не поймешь: курьер ли мчится по дороге или веселый барин решил покататься со звоном? Выход, конечно, нашелся: запретить колокольчики для частного пользования. А запреты на Руси - дело известное. Звона колокольчиков не убавилось, но вошли в моду еще и бубенцы - известные с древности шарообразные колокольчики, внутри которых катается, встряхивается дробина или две. За тихий воркующий звук (не то звон, не то рокот) их и называли воркунами: "Поехали с воркунами!" А сколько любования в народных прозваньях бубенцов: воркунцы, позвонцы, ширкуны, болхари, глухари, балабончики, гормотунчики…

"Кто меня купит, тот щаслив будет"

И бубенцы - предмет собирательства, но с колокольчиками - по значению и ценности - не сравнимый. Бубенчики, как правило, безымянны (надписей на них нет), да и большим разнообразием не отличаются.
Иное дело - колокольчики! Мастерство в литье их действительно достигло вершины в XIX веке. Долгое время это был кустарный промысел: мастера-самоучки проживали вдоль почтовых трактов. В конце столетия в России наряду с мелкими фабричками-мастерскими действовали солидные литейные заводы. Сложились центры литья: Валдай, Касимов, Слободской, Тюмень, Вологда, Павлово, Рязань, Чебоксары. Позднее - Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии. В Пурехе и "блись Пуреха" известны целые династии литейщиков. Нижегородец Л. Л. Крайнов-Рытов насчитывает в этих краях 13 "колокольных" сел и деревень и 60 мастеров! Самые знаменитые - Клюйков, Веденеев, братья Трошины.
Соответственно и колокольчиков было превеликое разнообразие. На Нижегородской ярмарке, к примеру, в конце XIX века большим спросом пользовались: "дар Валдая", сибирские, граненые, гладкие, гречушные… более 70 видов по прейскурсанту, да каждый сорт еще различных размеров! Надо сказать, что к тому времени запреты на "частные звоны" уже давно отпали, конная почта и "ямская гоньба" ушли в прошлое - ведь появились железные дороги.

А колокольчик под дугой все не смолкал: пел, звенел, басил, дребезжал, гомонил, заливался… Под дугой "плясал" уже не один, а два или три и даже до пяти колокольчиков, подбираемые в созвучия. Без них не обходился ни свадебный "поезд", ни катания на тройках на Рождество, Новый год, Пасху.

Мысль, оставленная в бронзе

Не только звучанием и красотой формы привлекает колокольчик. На настоящих старинных колокольчиках (ценных для коллекции) обязательно имеется надпись - на так называемой "юбочке". Они и называются поэтому - подписные. Что подписано? Имя мастера, время изготовления, а главное, фраза, представляющая собой то известную песенную строку (или ее часть), то поговорку, напутствие, потешку, загадку и даже (редко) ненормативную лексику.
Самая распространенная колокольная надпись - "ДАРЪ ВАЛДАЯ" и ее варианты. Любимая - на свадебных колокольчиках - "КОГО ЛЮБЛЮ ТОГО ДАРЮ". На самом деле подписей - сотни и сотни: что ни мастер - своя. А мастер-то был кустарный, провинциальный, малограмотный. Отсюда и жанр подписи - разговорный, что так удивительно смотрится в долговечном материале - бронзе. И все же эти строчки, отлитые в бронзе, необычайно милы, добродушны, бесхитростны: "МЕНЯ СОБОИ ВОЗМИ ОТЬ МАСТЕРА БАСКОВА", "ЗВЕНЮ ПОТЕШАЮ ЕДУ ПОСПЕШАЮ", "КУПИ МЕНЯ Я УВЕСЕЛЮ ТЕБЯ", "ДЕШЕВО ЛЮБО ДАРЮ ДРУГУ". Были "мысли" и более пространные: "ПРОЩАЙ МИЛЫЯ МОЯ ЕДУ В ДАЛЬНЫЯ КРАЯ". И целые поучения: "ВОТЪ СТАРЫ ДРУХ ЛУТЧИ НОВЫХ ДВУХ"…
Тема надписей и декора поддужных колокольцев бесконечна. Тут интересно то, что по подписям все еще обнаруживаются новые, неизвестные прежде имена мастеров колокольного литья. Имена-открытия есть и в нижегородском собрании Л. Л. Крайнова-Рытова: Лев Рязанов, г. Чебоксары (1810), Федор Гагин, г. Слободской (1817), Никифор Баранов, г. Касимов (1835).
А есть ли будущее у российских колокольчиков? Как у объектов коллекционирования - да. Совершенство форм, чудесный радостный звон изделий прежних мастеров восхищали и будут восхищать многих. И стимулировать на творческий поиск и открытия в истории.

Эпоха колокольчика избрала его своим звуковым символом. Ну а наш век, возможно, останется в памяти мелодичными трелями мобильных телефончиков и пейджеров?!

Звон колокольчика в русской литературе

"- Колокол кульерский, - сказал мой ямщик, - один такой на всей станции есть.
И действительно, колокольчик передовой тройки, звук которого уже ясно доносился по ветру, был чрезвычайно хорош: чистый, звучный, басистый и дребезжащий немного. Как я потом узнал, это было охотницкое заведение: три колокольчика - один большой в середине, с малиновым звоном, как называется, и два маленькие, подобранные в терцию. Звук этой терции и дребезжащей квинты, отзывавшейся в воздухе, был необыкновенно поразителен и странно хорош в этой пустынной, глухой степи".

Л. Н. Толстой. Метель.

"Тройка, рванувшись и стуча по доскам, вылетела из каретника, сверкая лаком и медью коляски, кидая свежими комьями с копыт пристяжных, заливаясь подобранными бубенцами".

А. Н. Толстой. Детство Никиты.

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам…

А. С. Пушкин

Колокольчик однозвучный,
Крик протяжный ямщика,
Зимней степи сумрак скучный,
Саван неба - облака!

П. А. Вяземский

По дороге столбовой
Колокольчик заливается,
Что не парень молодой
Мягким снегом опушается…

А. И. Одоевский

Порой проезжий лишь играет,
И колокольчик почтовой,
Звеня над тройкой удалой,
На миг молчанье прерывает.

А. В. Кольцов

Улеглася метелица… путь озарен…
Ночь глядит миллионами тусклых очей…
Погружай меня в сон, колокольчика звон!
Выноси меня, тройка усталых коней!

Я. П. Полонский

…Боже, как люблю я,
Как тройкою ямщик кибитку удалую
Промчит - и скроется… И долго, мнится мне,
Звук колокольчика трепещет в тишине.

А. А. Фет

Вот за горкой крутой
Колокольчик запел,
На горе призатих,
Под горой прозвенел.
Прозвенел по селу,
В чистом поле поет,
На широкий простор
Душу-сердце зовет.

И.С. Никитин

Звенит под дугой колокольчик,
Полозья кибитки скрипят,
И ноет, болит мое сердце,
И слезы туманят мой взгляд…

А. Н. Плещеев

Звени, звени, звонок, громчее,
Лихая тройка, вихрем мчись,
Ямщик, пой песни веселее!
Вот отчий дом!.. Остановись!

Г. Малышев

Однозвучно гремит колокольчик,
И поземка дымится слегка,
И уныло по снежному полю
Разливается песнь ямщика.

И. И. Макаров

Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчатся.
Хорошо с любимой в поле затеряться.
Ветерок веселый робок и застенчив,
По равнине голой катится бубенчик.

С. Есенин

В глухую темень искры мечет,
От искр всю ночь, всю ночь светло…
Бубенчик под дугой лепечет
О том, что счастие прошло…

А. А. Блок

Саней нет как нет; бубенчики их - лишь раковинный звон крови у меня в ушах.

В. В. Набоков

Я лежу в кибитке. Звон почтового колокольчика, наскучив моим ушам, призвал наконец благодетельного Морфея.

А. Н. Радищев

Мчится тройка, из упряжи рвется,
Не смолкает бубенчиков звон,
Облачко за телегою вьется,
Ходит кругом земля с двух сторон…

И. С. Никитин

И тройка поплелась неторопливой рысью, отрывисто позвякивая бубенчиками.

И. С. Тургенев. Рудин.

…Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий…

А. Жуковский

Такой нарядной сбруи я в других местах нигде и не видывал. На узде, например, навязано по крайней мере с десяток бубенцов, на шлее медный набор сплошь - весом в полпуда, а дуга по золотому фону расписана розанами.

А. Ф. Писемский

Лошади заложены и выражают свое нетерпение, изредка побрякивая бубенчиками… Однообразный шум колес и бубенчиков не заглушает песен жаворонков, которые вьются около самой дороги.

Л. Н. Толстой

Журнал "Родина" 12/2001

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте