Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Глас вопиющего в пустыне



ДОРОГА

- Нагрешишь с этими дорогами, - бурчал больничный шофер, когда мы с последними лучами солнца пробирались в Вышинскую пустынь. Автобусы не ходили, и "козел" оказался единственным, на чем меня наконец-то к закату отправили в Вышу:
Миновали еще одну дорогу - Москва-Куйбышев.
- Эта построена фактически на людских костях, - ввел меня в курс попутчик, врач Шацкой психиатрической больницы Виктор Николаевич Буданов. Строившие ее в 50-е годы заключенные жили впроголодь: много их тогда тут полегло.

За поворотом - величественный когда-то храм. Сейчас - величественные руины.

в Христорождественском храме пока склад; с Фото Е. Каширина и И. Киреева

- Вот, - снова вздыхает шофер, - это наазывается - старое разрушим, новое - построим... А новое, вот оно - дорога. И "козел" резко подпрыгнул на очередном ухабе.
- Лет 11 назад покрыли дорогу щебенкой. Но ведь разбили...

Скакали мы еще около часа. Душу вытрясало. Словно насмешка, справа показался асфальтовый завод. Планировался здесь асфальтово-бетонный кооператив, но то ли дорога эта оказалась по "другому ведомству", но никто мне так и не смог объяснить, почему она при асфальтовом заводе как "сапожник - без сапог".

Чуть побрызгал дождь, но радуга не повисла коромыслом, а угодила с небосклона: прямо в лес. Говорит, этот лес тянется километров сорок на юг, соединяясь с Мещерой; а другая сторона его уходит на Урал. Во время последней войны была здесь база по вывозке леса, 25 километров хвои вырезали, сейчас лес - береза да осина, дуб да сосна - в основном послевоенный.
Притормозили у святого родника. Когда-то славилось это место лугами заливными, но пришла мелиорация, и теперь не пашут и не сеют. Но спускаешься по изгибу к роднику - и утопаешь в аромате трав и диких яблок, нечаянным движением смахиваешь росу с травы, и вдалеке, прямо перед собой в розовом облаке видишь затерявшиеся останки церкви, что в селе Шамарга. Вышел оттуда первый рязанский революционер. В 1905 году служил в поместье у Нарышкиных приказчиком некий Ефим Морин. У родника собирал маевки. К этому же роднику ходили монахи помолиться, чтобы послал Господь дождичка.
Такой же родник бьет и неподалеку от Выши, бьет из-под слоя щебня. Земля там бедная, песчаная. Население, то, что было, значительно сократилось после известных указов Хрущева. Люди ушли, да так и не вернулись: Остались от опустевших сел лишь названия поэтичные: Желанное, Завидное...
- В самой Выше народ держится в основноом за счет лесокомбината и психбольницы. Четыре версты нам Бог послал кусочек... асфальтовой дороги, - проинформировал врач, когда мы выехали на дорогу, на сей раз нормальную.

Душу больше не трясло, и через несколько минут машина уже подъехала к воротам без вывески, из-за которых величественно вставали купола.

ПРОШЛОЕ

По историческим летописям существует Вышинская Успенская пустынь с 1625 года. В шести километрах от нынешнего, - за стенами которого и расположена психбольница, вверх по течению, где река Выша впадает в Цну, - был монастырь деревянный. Когда он сгорел, насельники его пустили по реке икону Казанской Божией Матери, и где она пристала, был заложен монастырь новый..
В 1761 году на территории его соорудили Успенскую церковь с приделами во имя Святителя Николая с правой стороны, и во имя Преподобного Сергия Радонежского - с левой..
Уже в прошлом веке на средства Моршанского протоиерея Иоанна Наполинского построен был Казанский собор. В храме - три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирской иконы и во Имя Рождества Иоанна Крестителя. Сверху посмотришь - и заметишь крестообразную форму храма - светлого когда-то, величественного..
Особого расцвета Вышинская пустынь достигла в конце прошлого - начале нынешнего века, когда настоятелем ее был архимандрит Аркадий - мудрый строитель и ревностный служитель..
За 45 лет настоятельства архимандритом Аркадием был построен Христорождественский собор - пяти-купольный храм, напоминающий Исаакиевский собор в Ленинграде, отремонтирована и достроена ограда монастыря со смотровыми башнями, двухэтажный каменный корпус, где нижний этаж - для престарелой и больной братии, с помещением для чтения Псалтири и постоянного поминовения за здравие и упокой. На первом этаже - аптека для братии и богомольцев..
В 1896 году выстроены две каменные гостиницы, пекарня, квасоварня, конюшня, постоялый двор. Постоянной заботой окружил он Куплинскую второклассную школу, построенную по совету Святителя Феофана. В Шацком округе, почти каждая церковь и церковное училище пользовались милостью и помощью настоятеля. Благодаря ему многие из бедных воспитанников получили хорошее образование и воспитание, а некоторые достигли даже архиерейского сана..
В двухэтажном здании располагались классы для учеников и квартиры для учителей. Крупным денежным вкладом архимандрит Аркадий обеспечил школе самостоятельное существование..
Сейчас там - нормальная средняя школа. С привычным некомплектом учителей. Пока дети ходят в начальную школу, родители более-менее спокойны. Позже становится сложнее: из года в год гадают, какого учителя не будет: по химии или иностранному языку, а может быть, и обоих; в неведении какого предмета останутся дети на следующий год?.. .
О былой славе обители, что пришла к ней за время 28-летнего пребывания в ней Святителя Феофана Вышинского-Затворника, здесь знают многие, но все больше по рассказам..
В действительности Святитель Феофан в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в Орловской губернии. Благочестивые родители дали своему сыну воспитание в духе христианской любви и церковности. От отца Георгий унаследовал живость и чистоту ума, от матери - нежное, любящее сердце, скромность и впечатлительность. Обучался в Ливенском духовном училище, а позже - в Киевской Духовной семинарии и академии и часто посещал Киево-Печерскую Лавру..

На четвертом курсе академии он принимает монашеский постриг и, закончив обучение магистром богословия, начинает свою деятельность на учебно-воспитательном поприще: ректором Киево-Софийского духовного училища, позже становится инспектором Новгородской семинарии, где преподает логику и психологию.... Преподавал и в Петербургской духовной академии, находился в составе духовной миссии в Иерусалиме, управлял Тамбовской и Владимирской епархиями..

Святитель Феофан Вышинский

В 1866 году он но прошению ушел на покой и поселился в Вышинской Успенской пустыни, общежительном монастыре со строгим уставом. "Вышу можно променять только на Царство Небесное", писал он в те годы.

После шести лет пребывании и монастыре Святитель начал вести затворническую жизнь, сам соорудил себе алтарь, небольшой иконостас, сам написал для него иконы и освятил свой храмик в честь Богоявления; пребывал в молитве, постоянно творя молитву Иисусову. Остальное время посвящал он литературным богословским грудам. В кабинете его была собрана огромная библиотека. "Писать - это служба - Церкви нужная".

ПОЧТИ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ

В 30-е годы участь, соизмеримая разве что с нечеловеческой хищностью и неразумностью, постигшая большинство храмов и монастырей, не обошла и Вышинскую обитель. До 1938 года еще служил Христорождественский собор. Тогда на месте монастыря был уже лесхоз, позже поселился здесь свиносовхоз. Рассказывают, как однажды обнаружили, что не хватило ведер - кормить свиней, и тогда кто-то предложил ободрать купола Успенского собора. Из них сделали бадьи для раздачи свиньям корма... Говорят старожилы и по-другому: ободрали и пропили. Да и имена тех, обдиравших, не забыли. Только вот произносить их не любят: подальше от греха.
В 1938 году в монастырь въехала психиатрическая больница. А до этого несколько лет помещалась тут психколония. В чем разница?
- В больнице хоть кто-то как-то лечитсяя, а колония - это уже все...- попросту пояснили местные жители.
Сначала в больнице было 20-30 больных. Во время войны число их увеличилось до 200-300, привозили, бывало, и из Ленинграда, и даже из Польши.
Уже в 1960 году стала психбольница 800-коечной, но обычно пребывало в ней человек 900, сейчас - около 750-ти.
...Главный врач больницы Иван Васильевич Мушихин вышел из настоятельского корпуса. Бывшего. Сейчас в нем живет он и его заместитель. В келиях получили квартиры врачи, расположились больничные палаты. Оказывается, что-то перегородив, что-то переделав - и из келий может получиться благоустроенная квартира. Эффект кинодекорации.
На ночлег меня тоже поселили в келии. Под потолком. Двадцать восемь узких ступенек вверх. Миниатюрная площадка, на которой едва устоишь, чтобы отворить амбарный замок. Яркая лампочка под потолком. По углам киоты для икон. По ночам в сводчатые окна бьются летучие мыши.
Дорога местами еще вымощена остатками древнего монастырского булыжника.
Неспешно щиплет траву жеребенок (свой, "подсобный").
Странное, на первый взгляд, соседство: огромная серо-лиловая лужа, еще совсем зеленые лужайки, аккуратно скошенная трава с голубыми глазами цикория и такие же скошенные главки соборов. Лишь по углам уцелели башенки, а на них - целы и невредимы - флюгера. Как в жизни.
Березы на втором ярусе Христорождественского собора, а из-под него уже не первый год тащат известняк: говорят, ценный.
Казанский храм, где сохранились еще фрески, огорожен. И он постепенно разрушается.
Два огромных искореженных осколка остались от колокольни, чей звон разносился километров на сорок окрест.
Когда-то четырехъярусная, одного стиля с Казанским собором, в среднем ярусе ее устроена была церковь во Имя Живоначальной Троицы.
Главный врач больницы поделился, что когда начала она разрушаться, от местных властей было получено добро не ее разборку. Колокольню сломали, а из кирпича - тоже отменного - удалось построить котельную, пристройку к лечебному корпусу, рентгенокабинет, изолятор.
... Мало что видно сквозь сталинитовые стекла, небьющиеся, еще монастырские. Это - больничный корпус. Сводчатые келии превратились в палаты на 15-20 человек: душные помещения, где мечутся полупризраки-полулюди: тонкие и необъятных размеров, одетые и голые, одни, как заезженная пластинка, просят закурить, другие - мычат, третьи - нечленораздельно стонут, зарывшись в подушку.
У входа - параша, куда собирают отходы для подсобного хозяйства.
Хочется спрятаться от зловония. Но от рвотного запаха не удается избавиться даже в столовой. Столы - железные; как мне пояснили, в "целях санитарии".
На ночь остается одна медсестра. Дежурная сестра Лидия Николаевна Володина, проработавшая здесь уже 20 лет, как-то спокойно, по-будничному рассказывала о том, что лишь недавно прибавили зарплату, а до этого получала 87 рублей в месяц.
Спят больные с зажженным светом; у меня же сложилось впечатление, что некоторые вообще не спят (поздней ночью за горящими окнами ходили, слышались голоса): за сталинитовыми стеклами шла своя жизнь.
Сплошные проблемы, - сетует главный врач Иван Васильевич Мушихин, - даже по старым стандартам на одного больного было положено 7,5 квадратного метра, сейчас - около двух с половиной.
А на самом деле приходится всего два. Это, считай, одна кровать. Даже ноги некуда спустить. Не говоря уж о тумбочках:.. Так что случись что, засуетится единственная медсестра, а подойти к больному не так-то просто: беги по другим кроватям (читай: по другим больным), скачи, перепрыгивай со шприцем в руках...
За годы работы свыкся Иван Васильевич с больницей. Но и он настроен далеко не оптимистично. Изданиям более века. Легче построить новые, чем латать старые. Около 50 тысяч рублей ежегодно выделяет на ремонт облздравотдел, но где сейчас найти хороших кровельщиков, каменщиков? Это ведь не простые крыши латать - купола соборные...
Около тридцати лет назад сделали в больнице канализацию. Срок ее максимальной эксплуатации - 14 лет, со всеми вытекающими отсюда... прямо в соседнее озеро последствиями. Озеро, на которое выходят окна главврача. Поэтому Иван Васильевич-то в курсе. У монахов, вспоминают старожилы, были выгребные ямы. Поначалу достались они в, наследство больнице. Но решили провести модернизацию и, видно, опять что-то где-то не так построили, и идут себе стоки в озеро. Когда же стоит жара, начинаются испарения. И стелется по округе страшный смрад. Но местные принюхались.
А выйдешь за ограду - красота-то какая, дорога по песочку прямо в соседнюю Эммануиловку. Та вековая роща, что была во времена расцвета обители, не сохранилась. Братия посыпала дорожки песочком, да так, что ни одной иголочки с елочки не было видно. Такая даже в лесу была чистота.
При монастыре имелась и гостиница, для прихожан - богадельня. Жили там убогие: больные, хромые, слепые, приходившие к святым местам. Сейчас здесь другая богадельня - психоневрологический интернат. Принадлежит он собесу, и, в отличив от обитателей психбольницы пользуются его "обеспечиваемые" существенной, особенно для зимы, привилегией: им на каждого положена одна фуфайка, тогда как в больнице - одна на шестерых...
Зимой трубы прорываются по два-три раза, - справедливо жалуется Иван Васильевич. - Больные мерзнут, а если учесть, что вместо 28 положенных по штату кочегаров, сантехников, электриков в наличии... всего 6, так же как и из 28 работников кухни, то ситуация выглядит весьма плачевно. В результате ежедневно по одной санитарке из отделения отправляем на кухню, а оставшаяся - в единственном числе "курирует" целое отделение на 100 человек.
Двести пятьдесят больничных работников - пенсионеры довольно преклонного возраста, которые в любой момент могут не выйти на работу. Тогда больницу придется просто... закрыть; Или сократить?
Проблема с кадрами неразрешима. За последние пять-шесть лет из медицинских учебных заведений не приехало ни одного специалиста. Отсутствие жилья, низкие оклады - не влекут выпускников "в даль светлую".
А это - факт уже из истории. В 1951 году, когда в больнице "отсиживали" срок в основном убийцы и насильники, признанные "недееспособными", поднялся здесь бунт; на почве бытовой неустроенности. Усмирить "больных" казалось нелегко. И тогда на них вышли с пожарными трубами, поливая людей нечистотами.

Сейчас бунт больнице, по всей вероятности, не грозит. Процентов шестьдесят больных бомжи, и вообще те, кому отсюда дорога - в мир иной. А Выша, выходит, так - пункт перевалочный?.. В год умирают человек по тридцать. Морг - здесь же, в Казанском соборе, гам же, где и склад ветоши.

...И БУДУЩЕЕ

А оно пока вписывается в рамки года нынешнего.
Решением Совета по делам религий при Совете Министров СССР от 26 апреля часть зданий бывшего Успенского Вышинского монастыря была передана Рязанскому Епархиальному Управлению для восстановления и организации в нем женской обители.
Много забот легло на плечи игумении Нонны (в миру Нина Борисовна Знаменская), духовной благочестивой женщины, работавшей старшим инженером-технологом на одном из рязанских заводов, а перед назначением игуменьей- в Рязанском Епархиальном Управлении.
Приняв в 1962 году иноческий постриг с именем Нонны, через два года она становится монахиней.
21 февраля Священный Синод Московского Патриархата утверждает монахиню Нонну настоятельницей Свято-Успенского женского Вышинского монастыря, а 29 апреля в Рязанском Кафедральном Соборе Бориса и Глеба Архиепископом Симоном она возведена в сан игумении.
Уже идет подготовка к восстановительным работам, но только весной будущего года, по мере поступления пожертвований от церквей епархии, будет начата реставрация. Однако до сих пор не подписан акт о передаче облздравотделом зданий Церкви. Загвоздка в вопросе прозаическом: в соборах - склады. Под Христорождественским собором - склад продукции подсобного хозяйства. Сестры обители, а их пока пять, живут в трех километрах от Выши, на Быковой Горе, в бывшем имении Нарышкиных - красивейшем месте, принадлежащем местному Совету, а сейчас арендованном Церковью. О переезде в Вышу говорить пока рано. Бывшие когда-то келии вернуть не так-то просто. Выход предлагается весьма ординарный, давно опробованный: вы (Церковь) постройте нам здание новое (будь то склад, клуб, жилой корпус), а мы вам ваше - законное - передадим, то есть купите свое сами.
А пока насельницам необходимо иметь хотя бы молельный дом, чтобы выполнять свое главное послушание. У Сергиевского храма, что в Эммануиловке, мелькает по утрам монастырский "Москвич", но наступает осень, и скоро опадет лес, ведущий к ближайшему храму, закружит зима.
Реальным выходом главврач больницы считает сокращение числа пациентов, по крайней мере наполовину. Сестры обители готовы взять на себя часть забот по уходу за больными женщинами. Недалеко от обители - в Старо-Чернеевом монастыре - предполагается открыть приходскую церковь, а при ней - дом для престарелых.
Милосердие - дело доброе, и монастырь может и должен стать центром нравственного просвещения, облагораживания в округе, но сделать это можно только при желании и взаимной помощи.
В богоугодном заведении теплится еще дух обители той - старой Вышинской, не заросла тропа к месту погребения Святителя Феофана и архимандрита Аркадия. Несколько лет назад у места его захоронения отвалили надгробную, плиту, и началось паломничество: приходили монахини, просто миряне, чтобы поставить свечку, букетик цветов. Местные власти, говорят, вызывали кое-кого из паломников в район, пожурили, но "за отсутствием состава преступления" - отпустили с миром.
В 1987 году больница горела. Сгорел и архив. Но в окрестностях Выши живут те, кто многое помнит и хранит дух обители. Монахини, десятки лет державшие в тайне свои имена и хранившие мир свой духовный, протоптали тропку в Сергиевский храм в Эммануиловке, где служит, о котором с любовью ревностно заботится отец Георгий.
...По крыше моей келий кто-то стучал. Это ночь напролет плакала осень. Капли, как слезы, по окнам стекали: жаль ей ушедшего лета.

Но поутру нам все же удалось пройти в Эммануиловку. Вслед за нами мелкими шажками ковыляли несколько пациентов: тихих, скорее всего из тех, кому на старости лет податься некуда. В храме они стояли молча и зажигали свечи за души брошенные и больные.

***

...Свеча жизни Святителя Феофана Затворника постепенно догорала. Как записано в летописи "6 января по старому стилю 1894 года около 4 часов дня Святитель Феофан мирно скончался в день престольного праздника своего келейного храма во Имя Крещения Господня".
Погребен он был в Казанском соборе: напротив Владимирского придела за колонной. В 1988 году на Поместном Соборе РПЦ был причислен к лику святых. Его святые нетленные мощи были переложены в деревянную резную вызолоченную раку и поставлены для поклонения в близлежащем Сергиевском храме села Эммануиловка. К одно-престольной церкви сооружены еще два придела: в честь Святителя Феофана и, предполагается, в честь Вышинской святыни - Казанской иконы Божией Матери.

Самоотверженная любовь к людям была в Святителе Феофане той особой нравственной силой, которая влекла к нему современников и продолжает привлекать к его памяти. Но при всех своих добродетелях и высоких достоинствах Святитель по смирению своему считал себя ниже всех: "Я вот и книги читаю, и пишу, а нет у меня ничего похожего на то, что творили угодники Божии". "...Мне вообще приходит на мысль, что люди являются не совсем хорошими так - невзначай, а на самом деле они хороши. Поэтому лучше и вернее всех считать святыми".

Успенской церкви начинался монастырь.Фото Е. Каширина и И. Киреева

...В полуосвещенной монастырской постройке мелькали фигуры людей. Кто-то заторможено бродил из угла в угол. Лежащий на кровати бритоголовый держал перед собой что-то зажженное. То ли спичку, то ли свечку... Я отпрянула. Он обернулся, и свет обозначил его профиль. А вокруг все было тихо. И я подумала: есть у ночи хорошее свойство: скрывать все и вся. На темнеющем небе контрастно вырисовывались лишь своды, но и они - скошенные. Где ваши головы?..

Татьяна ВЕСЕЛКИНА. Шацкий район.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте