Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Кто мы, рязанцы?



О начале заселения территории современной Рязанской области письменных свидетельств не сохранилось. Археологические находки лишь косвенно могут говорить об истории происхождения и становления дославянских и славянских этнических общностей.

ДО СЛАВЯН

До прихода славян удобные для проживания и хозяйственной деятельности земли среднего и нижнего Поочья не оставались незаселёнными. Исходя из немногочисленных материальных фактов, с уверенностью можно констатировать присутствие во второй половине первого тысячелетия ранее осевших здесь финских народов с подселением, в меньшей степени, балтских племён.

В XI веке летописцем Нестором упоминаются племена: чудь, меря, весь, мурома, черемисы и мордва. Вообще пояс расселения финских народов распространялся сплошной полосой от Зауралья через среднее Поволжье до Скандинавского полуострова. Славян на земле, которую мы теперь именуем рязанской, не было. Если брать современную административную границу Рязанской области, то стоит выделить три самых значительных финно-угорских этноса: мещеря, мурома и мордва.

По всей вероятности, первые робкие попытки проникновения славян на Оку с юго-запада были ещё в VI-VII веках, и их расселение носило не сплошной, а точечный характер. Предположительно, первое их появление связано с «великим переселением народов», последовавшим за гуннским нашествием в V веке. Однако ранее IX века археологических свидетельств о славянском населении в Рязанской области пока не прослеживается. Славянские следы этого-периода обнаружены немного южнее, на Дону. Самое известное древнерусское племя на рязанской территории — вятичи — дальше всех из славян в этот период продвинулось на восток.

МЫ - ВЯТИЧИ

Судя по летописным источникам, этноним (название народа) вятичи получили от имени своего вождя или родоначальника: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася ВЯТИЧИ».

Расселение первых славян в бассейне Оки не носило агрессивного, захватнического характера. Колонизация финской территории была как хозяйственной, так и военной, но история не сохранила фактов о каких-либо серьёзных вооруженных столкновениях с коренным населением. Большинство исследователей пришло к мнению, что в этот период происходила относительно мирная ассимиляция, взаимообогатившая культурный потенциал вновь образуемой русской этнической формации.

Штурм Рязани ханом Батыем в декабре 1237 г. (диорама РИАМЗ)

В отличие от финских племён, обитавших преимущественно в лесах и по берегам рек, степняки с юга и юго-востока представлялись опасной, агрессивной силой.

Какое-либо мирное сосуществование с тюркоязычными народами было возможно, но далеко не всегда. В IX-X веках при первых попытках массового освоения средней и нижней Оки вятичам приходилось платить большую дань хазарам. И это обстоятельство мешало расширению Киевского государства.

МЫ - ОСОБЕННЫЕ?

Становление древнерусского государства заключалось в захвате и присоединении раздробленных, но самостоятельных славянских, финских и балтских племён, а также в освобождении их от кочевой зависимости. Киевский князь Святослав Храбрый в 965 году разгромил хазар, но одновременно покорил вятичей, присоединив их к Киевскому государству и обложив данью.

Однако притязания тюркских племён не закончились. Сначала печенеги (до начала XI века), а затем половцы, вплоть до монгольского нашествия, держали в напряжении юго-восточные границы территории, где жили восточные славяне. Вероятно, это была одна из предполагаемых причин сокращения присутствия славянского народа в нашем крае в IX-X веках.

Начало XIII века, до батыевского нашествия 1237 года, можно охарактеризовать как вспышку расселения, демографического роста и укрепления славян с характерным для них строительством городов-крепостей, развитием хозяйства и внешних экономических связей. Например, Рязань (сегодня городище Старая Рязань) была очень цивилизованным городом. Она торговала и с Западной Европой, и с восточными государствами. Это в своё время было доказано археологами.

Однако татаро-монгольское иго, продлившееся на Руси больше трёх столетий, очень сильно откинуло рязанский край и всю Русь назад в социально-экономическом отношении. В тот период русские города хирели, ни о каком развитии речи быть не могло.

Опуская дальнейшую, уже литературно описанную историю Рязанщины, можно с уверенностью сказать, что взаимоотношения древних славян с различными этническими группами не могли не сказаться на антропологических, этнографических и лингвистических особенностях населения нашего края, которое в настоящее время называет себя рязанцами. Поэтому сегодня никто не может назвать себя чистокровным потомком первых славян. Каждый из нас несёт в себе пёструю этногенетическую палитру.

Михаил Седов

Газета «Панорама города», № 35 (639), 2008 г.

4
Рейтинг: 4 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте