Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Павлов И.П.



Павлов Иван Петрович (26.9.1849 г.Рязань - 27.2.1936 г.Ленинград) – великий физиолог и нейробиолог, лауреат Нобелевской премии 1904 года по физиологии, почетный академик многих иностранных академий и член 138 научных обществ.

Труды И.П. Павлова по физиологии пищеварения, иннервации сердца, условным рефлексам стали классикой науки; И.П.Павлов пользовался высочайшим авторитетом среди ученых всего мира. Исключительно высоко отзывались о его вкладе в науку основатели современной физики Эрнест Резерфорд, Нильс Бор, Альберт Хилл, Петр Капица, философ и логик Бертран Рассел, крупнейший этолог Конрад Лоренц, перед ним преклонялись Илья Репин, Михаил Нестеров, Всеволод Мейерхольд, Константин Станиславский и многие другие выдающиеся люди своего времени.

И.П. Павлов получил блестящее образование: после окончания духовного училища (1860-1864) и учебы в Рязанской духовной семинарии (1864-1869), закончил Санкт-Петербургский университет по физико-математическому отделению, а затем - Военно-Медицинскую академию; стажировался за границей, работал в лабораториях у С.П. Боткина, Рудольфа Гейденгайна и Карла Людвига.

По отзывам сотрудников и учеников, И.П. Павлов был замечательно гуманитарно-образованным человеком: блестяще знал литературу, историю, был знатоком и ценителем живописи и театра.

И.П. Павлов был необыкновенно цельным, сильным и нравственным человеком, сохранившим до последних дней своих поражавшую современников и учеников работоспособность, прекрасную память, энергию и ясность ума (см. фотографии И.П. Павлова). Это замечательно отражает известный портрет И.П. Павлова, выполненный М.В. Нестеровым.

Воспитанный в патриархальной, но высоко образованной русской семье (его предки по линии и отца и матери были священниками, в семье его родителей была прекрасная библиотека, отец преподавал древне-греческий и латынь в духовной семинарии), И.П. Павлов через всю жизнь пронес ту нравственную основу и уважение к интеллектуальному и физическому труду, которые были заложены его родителями и оправдывались всей предыдущей историей его семьи. И сам Иван Петрович был прекрасным семьянином, со своей супругой Серафимой Васильевной (в девичестве Корчевской, из польских дворян) в любви и согласии прожил более полувека; вместе они воспитали четырех замечательных детей (троих сыновей и дочь).

Глубокое уважение современников вызывали не только достижения И.П. Павлова в науке и безукоризненное служение ей в течение 62 лет, но и его нравственная позиция, бескомпромиссность, честность и глубокая порядочность в жизни. (В противоположность бытующей легенде, внучка академика Павлова Мария Владимировна свидетельствует, что Иван Петрович никогда не пил ни вина, ни водки, и не курил: для этого у него были специальные и довольно характеристические слова: "винище" и "табачище"...)

И.П. Павлов не стремился к чинам и власти, был равнодушен к материальным благам; по воспоминаниям современников, карманных денег почти никогда не имел и практической стороной своего быта не интересовался.

Служение науке, истине в ней, служение своей Родине и русскому народу, плотью от плоти которого он себя ощущал, - И.П. Павлов считал высшими целями своей жизни.

Всеми силами Иван Павлов старался повысить уважение к науке среди современников и власть предержащих, стараясь донести до них, что сила нации и государства определяется образованностью, уровнем науки и количеством талантливых людей.

Науку и образование И.П. Павлов рассматривал как бесспорно важнейший фактор национальной безопасности, как "первенствующую силу в человеческой жизни".

Павлов создал выдающуюся научную школу (более 300 непосредственных учеников).

Защищая от гонений властей "поповский детей", которых "вычищали" среди преподавателей Военно-Медицинской академии в 1930-годы, - Павлов в знак протеста покинул Военно-Медицинскую академию; он протестовал против гонений на религию и разрушения храмов. Не считая себя верующим, Павлов тем не менее был "очень традиционным" человеком, отмечал православные праздники и считал, что религия дает необходимую большинству людей нравственную и культурную опору; он считал: "...разрушать веру в Бога, не заменив ее ничем, нельзя". Сам же верил в просвещение и науку!

К большевикам, пришедшим ко власти в России, Павлов относился критически. Вот что ответил И.П. Павлов в письме Бухарину 27 дек. 1931 года):

"Революция для меня - это действительно что-то ужасное по жестокости и насилию, насилию даже над наукой; ведь один Ваш диалектический материализм по его теперешней жизненной постановке ни на волос не отличается от теологии и космогонии инквизиции. Вы, конечно, сами все это знаете и видите, но оправдываетесь Вашей верой, что этой ценой получится что-то непомерно большое. Но этой веры я не имею и она, конечно, ни для кого не обязательна. Я воодушевлен другой верой, верой в науку, которая проникнет наконец во все уголки человеческой натуры и научит человека искать счастья не для себя одного, но непременно вместе с тем и для других.

Вы в Вашей работе слишком упрощаете человека и рассчитываете его сделать истинно общественным, запирая его, например, на всяческих собраниях для выслушивания одних и тех же поучений.

Я не реакционер, как честят меня Ваши: напротив, для меня ни в жизни, ни в науке ничего не окончательно, а бесконечные добавления и изменения. Только я не крушитель, а постепеновец, как называл себя Менделеев."

Павлов выражался и более резко по поводу т.н. социалистической революции, заметив как-то, что ради такого эксперимента ему было бы жалко и собаки, не то что целого народа.

Распад России, произошедший после революции, Павлов глубоко переживал, писал о том, что весь мир стремится к объединению, лишь мы позволили стихии возобладать над разумом; разъединение не может соответствовать подлинным интересам наших народов.

Павлов осуждал гонения на русских людей, имевшие место на окраинах империи после революции; он говорил: "Что же это такое? Великий русский народ дал свою культуру целому ряду народностей, поднял их на известную высоту, а теперь все оторвались, отошли и каждый старается лягнуть русский народ." (Л.А.Орбели. Учение И.П.Павлова и война. Вестник АН СССР. 1942, №2-3, стр. 65) - Не правда ли, это очень актуально и в НАШЕ время?!

Несмотря на страшные утраты и падение, произошедшие во всех областях народной жизни после революции 1917 года (совершенно ясные для него), И.П.Павлов продолжал верить в Россию и русский народ, не покинул Россию и в самые тяжелые годы работал, чтобы прославить отечественную науку и принести пользу Отечеству. Академику И.П.Павлову принадлежат такие строки (написанные не просто так - "в поэтическом настроении", а в годы "бешенства" большевистской власти, когда "слуги пролетариата" за проявление русского патриотизма и любви к России легко отправляли и на тот свет):

"Я был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство."

- Эти слова академика И.П. Павлова взяты эпиграфом к "Рязанской энциклопедии" (Рязань, изд. "Пресса", 1999 г.)

Домашняя страничка М.В. Телкова

Иван Петрович Павлов Иван Петрович Павлов Портрет академика И.П. Павлова Художник М.В. Нестеров фотография группы членов Рязанского землячества - молодых людей, приехавших из Рязани и ставших студентами учебных заведений Санкт-Петербурга в 1870-х годах. На ней, второй справа в нижнем ряду - молодой Павлов.
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте