Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сокровища рязанских усадеб



Русские дворянские усадьбы в XVIII-XIX веках являлись центрами культурной жизни. В них сосредотачивались уникальные коллекции произведений искусства и других ценностей. По своему оформлению и содержанию не отставали от столичных и усадьбы Рязанской губернии.

В имении графа Келлера в Зарайском уезде, например, были собраны драгоценные коллекции минералов, фарфора, птиц и т. д. Имение Белосельской, сестры «белого генерала» Скобелева, в Ряжском уезде обладало громадной по своему значению коллекцией картин. В усадьбе Дубовицких в Рязанском уезде, среди членов которых были видные масоны, значительный интерес представляли библиотека и рукописи. Всё имение Семёновых-Тян-Шанских в Данковском уезде представляло собою сплошной музей, предназначавшийся для передачи местному населению. Несомненно, была очень ценной и коллекция видного собирателя народного костюма, вышивок и т. д. Оленина в Касимовском уезде. Свои усадьбы в Рязанской губернии имели представители таких знатных дворянских родов, как князья Волконские, Гагарины, Колендо.

Горькая участь постигла дворянские усадьбы в начале XX века, когда беспредел, наступивший в стране, с разрушительной силой уничтожал основы бытия русского человека. О том, что происходило в имениях в эти годы, 10 марта 1919 г. записал в своём дневнике И. И. Проходцов: «Вернулся из Стенькина Говоров, привёз из имения Мерхелевичей картины, библиотеку и рукописи. Любопытно. По его рассказам, солдаты книгами и рукописями топили печи, а в. картины учились стрелять в цель: в глаз, в нос, в рот. Несколько картин оказались с огнестрельными ранами». Как свидетельствовал член Рязанской архивной комиссии Н. А. Дорогутин, «многие из этих имений уничтожены дотла. Вещи расхищены по соседним деревням, лишь небольшая часть их спасена и попала в музеи».

Единственным способом сохранения хотя бы части ценностей было создание музеев. Здесь хочется отметить, что именно Рязань стала одним из первых городов Советской России, где уже 3 марта 1918 г. был создан губернский отдел по делам музеев, охране памятников искусства и библиотек. О смысле и сути работы этого отдела хорошо сказал Н. А. Дорогутин: «Когда горели барские дома, когда народные массы, сами того не сознавая, уничтожали драгоценные памятники искусства, — в это время не могло быть никакого иного способа, как спасать, спасать быстро всё, что ещё можно было спасти».

Основными работниками этого отдела стали бывшие члены Рязанской учёной ар¬хивной комиссии Н. И. Виноградов, Н. П. Сидоров, Н. А. Дорогутин, Д. Д. Солодовников, А. И. Фесенко и последний её председатель Степан Дмитриевич Яхонтов. Именно они в тяжелейших условиях Гражданской войны, в период репрессий, разрухи, голода своим подвижническим трудом сохраняли художественные ценности дворянских усадеб, вывозя их в музеи Рязанской губернии и в Москву. Они же составляли подробные описи предметов, благодаря кото¬рым мы сегодня можем узнать, что же из себя представляли эти коллекции.

Так, например, значительная по объёму частная коллекция И. А. Антонова поступила в музей в ноябре 1918 г. и состояла из 173 рукописей XVIII-XIX вв., 192 произведений живописи, 190 предметов из фарфора и хрусталя, 67 икон и т. п. Сравнительно небольшая по объёму, но исключительно ценная коллекция из имения князей Барятинских при селе Шереметьево-Песочня включала в себя 45 произведений искусства: картины, акварели и гравюры зарубежных мастеров. Из имения декабриста М. С. Лунина комиссии удалось спасти часть архива и обстановки. Всё это было вывезено в Спасск и в Москву. В Спасский музей попали письма родственников Лунина, 40 художественных предметов.

Крупные партии художественных ценностей в Зарайском уезде были вывезены из имений Кутайсовых, Комаровских, Гончаровых, причём из последнего, принадлежавшего родственнице Н. Н. Пушкиной, вывезено 50 старинных портретов и картин, фарфор, архив, в котором находились ценные дневники.

Нередко владельцы усадеб сами передавали комиссии свои библиотеки и коллекции. В районе Старой Рязани находилось имение Владимира Николаевича Кожина, который передал в музей свою библиотеку в 4 тысячи книг и естественно-историческую коллекцию. Его сосед Стерлигов также передал рукописи и старопечатные книги.

Многие вещи из усадеб музейные работники отыскивали в амбарах, на чердаках, в сараях, в избах. За полбутылки денатурата купили, например, в Ряжском уезде картину знаменитого итальянского художника XVII в. Гвидо Рени, которая стала украшением рязанского музея. Картины, фарфор, мебель, книги и т. д. за бесценок можно было купить в деревнях, окружавших бывшие барские имения.

Переоценить труд людей, которые пытались сохранить художественные ценности в то время, когда даже человеческие жизни ничего не значили, невозможно. Хочется просто вспомнить слова из листовки, написанной в 1919 году С. Д. Яхонтовым: «Берегите памятники старины и искусства! <...> Коли будем мы так блюсти книги, картины, строения старинные, образа и всякую старину, много пользы принесём мы родной стране и большое спасибо скажет нам русский народ».

Татьяна Шустова

Газета «Панорама города», №33 (637), 2008 г.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте