Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Кошелев Александр Иванович



Кошелев Александр Иванович - русский общественный деятель, публицист, славянофил. Родился (9)21 мая 1806 г. в Москве. С детства бывал в родовом имении рода Кошелевых в селах Канино и Смыково Сапожковского уезда Рязанской губернии. Окончил Московский университет. С ранних лет был близок с братьями Киреевскими и В. Ф. Одоевским. Родился 9 мая 1806 г. Отец его, учившийся в Оксфордском университете, понравился Потемкину, который возвел его в генерал-адъютанты.

Екатерина , заметившая ум и красоту молодого Кошелева однажды призвала его к себе; этого было достаточно, чтобы Потемкин командировал его во внутренние губернии, откуда он более в Петербург не возвращался. Выйдя в отставку при Павле, он поселился в Москве, где слыл под именем "либерального лорда" и пользовался всеобщим уважением; он живо интересовался науками и особенно любил историю.

Мать Кошелева, дочь французского эмигранта, была умная и образованная женщина. От родителей Кошелев и получил первоначальное образование. В Москве, вместе с Киреевскими, Кошелев брал уроки у Мерзлякова, а у Шлецера-сына учился политическим наукам. В 1821 г. Кошелев поступил в Московский университет, но скоро оставил его, вследствие требования ректора, чтоб студенты слушали по восьми предметов. В 1822 г. он поступил на службу в московский архив министерства иностранных дел. Между товарищами Кошелева были кн. В.Ф. Одоевский , Веневитинов , Шевырев и др.;

начальником архива был Малиновский , заставивший так называемых "архивных юношей" описывать по годам дипломатические сношения с тем или другим государством. Кошелев обработал сношения с Турцией. Князь Одоевский ввел Кошелева в литературный кружок Раича . Вскоре некоторые члены кружка, в том числе и Кошелев, с Одоевским во главе, отделились от кружка, составили "Общество любомудрия" и начали издавать "Мнемозину" - первый в России журнал философского направления. Декабрьские события 1825 г. побудили Общество прекратить свое существование.

В 1827 г. Кошелев у постели умирающего Веневитинова сошелся с Хомяковым , сильно повлиявшим на его мировоззрение: Кошелев скоро стал славянофилом. В 1826 г. Кошелев переехал в Петербург, где служил в департаменте иностранных исповеданий и делал (1827 - 1831) выписки из иностранных газет для императора Николая .

Кошелев жил в доме своего дяди, известного мистика Р.А. Кошелева; к этому периоду относится эпизод его несчастной любви к А.О. Россетти, впоследствии Смирновой. В 1831 г. Кошелев поехал за границу, познакомился с Гете, с экономистом Росси и другими знаменитостями и задумал основать не осуществившееся и довольно туманное по задачам общество противодействия русской лени.

Возвратясь в Москву, Кошелев недолго служил советником губернского правления, затем купил имение в Сапожковском уезде Рязанской губернии и, переселившись туда, ввел мирское управление: мир выбирал старосту, которому вместе с миром был предоставлен суд, а также раскладка податей. В имении Кошелев завел несколько школ. Находившийся в имении винокуренный завод вовлек Кошелева в откупные операции, которые в то время не считались занятием неприличным.

Откуп Кошелев держал до 1848 г.: практика убедила его в неудобстве этого способа ведения дела, и он представил министру финансов записку о замене откупной системы введением акцизного сбора. Записке этой не было дано хода. Как сапожковский уездный предводитель дворянства, Кошелев неутомимо преследовал злоупотребления крепостного права, не отступая перед борьбой с самыми влиятельными и богатыми помещиками. Чтение святого Писания и творений отцов церкви навело Кошелева на мысль о необходимости безусловного уничтожения крепостного права. Опровергая Киреевского, который в своем отвлеченном настроении оставался чужд общественным вопросам, Кошелев говорил в своих "Записках": "Вникая в учение Христово, я все более и более убеждаюсь, что братство есть основа всех его правил".

В "Земледельческой Газете" 1847 г. появилась статья Кошелева: "Добрая воля сильнее неволи", предлагавшая освобождать дворовых людей, заключая с ними условия на основании указа 1842 г. Но Кошелев не мог высказать главной своей мысли - об освобождении крестьян с землею, основанной на том, что помещики в России никогда не имели права собственности на землю, а только право пользования, под контролем правительства. В 1847 г. Кошелев обратился к рязанскому дворянству с предложением испросить дозволение на составление комитета по улучшению быта крестьян; такая же мысль зародилась в Москве у Д.Н. Свербеева , и между обоими деятелями завязалась оживленная переписка. Встретив сопротивление губернского предводителя, Кошелев обратился в 1850 г. к министру внутренних дел Перовскому , но предложение его было отвергнуто.

Подобно первым славянофилам, Кошелев признавал единственно возможною в России формою правления самодержавие, но считал необходимым участие общества, в совещательной форме. Зиму Кошелев проводил в Москве, лето - в деревне. Занятия хозяйством сблизили его с лебедянским обществом сельского хозяйства, в трудах которого он принял серьезное участие, но скоро разочаровался: "у нас нет общества, а есть только лица", говорил он.

Во время Крымской войны Кошелев составил записку о финансах, которую подал новому государю. Он предлагал не прибегать для продолжения войны к новым налогам и внутренним и внешним займам, а обратиться к добровольным пожертвованиям, для чего сделать воззвание к патриотизму страны и созвать ее представителей, которые решили бы, в какой мере возможны пожертвования от каждого сословия. В 1852 г. вышел на средства Кошелева первый том "Московского Сборника"; второй том был задержан цензурою. В 1856 г. было разрешено издание славянофильской "Русской Беседы"; издателем и первым редактором ее был Кошелев. В 1858 г. он основал новое издание: "Сельское Благоустройство". Вместе с тем, он принимал горячее участие в трудах губернского рязанского комитета по освобождению крестьян. "Скорее вода, - говорил он, - пойдет против обычного своего течения, чем русский поселянин может быть оторван от земли, упитанной его потом". В 1859 г. он был в числе вызванных в Петербург депутатов от губернских комитетов и принадлежал к числу тех 18 депутатов, которые просили государя разрешить им представить свои замечания на окончательные труды редакционных комиссий до поступления их в главный комитет по крестьянскому делу.

Подписавшие адрес были подвергнуты административным внушениям и легким взысканиям, с отдачею некоторых под особый надзор местного начальства. Не избежал этой участи и Кошелев. В 1859 - 1860 гг. Кошелев был членом комиссии для устройства земских банков, с 1861 по 1863 г. членом учредительного комитета в Царстве Польском, где на него было возложено управление финансами. Он не оскорблял национального чувства поляков, уважал их национальную самостоятельность и настоял, с большим трудом, на призвании представителей польского населения к участию в комиссии по вопросу о налогах в Царстве. Разойдясь с ближайшим своим товарищем, князем Черкасским , во взглядах на отношения русских к полякам и недовольный мерами министра финансов Рейтерна, Кошелев сложил с себя свое звание, оставив в поляках самые теплые воспоминания.

О результатах его деятельности можно судить по тому, что русское правительство, начиная с 1815 г., всегда должно было приплачивать известные суммы для сведения баланса в бюджете Польши, а благодаря управлению Кошелева, эта приплата оказалась излишнею, и край мог содержаться на собственные средства. Неутомимо работая в земстве в Рязанской губернии, Кошелев был президентом Императорского общества сельского хозяйства в Москве и энергичным гласным московской городской думы. В 1871 - 1872 гг. Кошелев издавал журнал "Беседа", в 1880 - 1882 гг. - газету "Земство". Оба эти издания, несмотря на разницу в направлении, зависевшую от редакторов (С.А. Юрьева и В.Ю. Скалона ), ратовали за просвещение и любовь к народу, прославляли "власть земли" и защищали общину - то есть выражали основные взгляды Кошелева. Особенно энергично действовал Кошелев в роли председателя сапожковского уездного училищного совета. Он организовал статистические исследования в Рязанской губернии и горячо защищал в "Голосе" рязанских статистиков от возведенных на них несправедливых нареканий. Кошелев умер 12 ноября 1883 г. Из произведений Кошелева вышли отдельно: "О князе В.Ф. Одоевском" (М., 1869); "Наше положение" (Б., 1879); "О кредите землевладельцам при покупке ими земли" (М., 1880); "О сословиях и состояниях России" (М., 1881); "О мерах к сокращению пьянства" (М., 1881); "Memoiren" (Б., 1883). - См. Н. Колюпанов "Биография Александра Ивановича Кошелева" (М., 1889 - 1892; доведено до 1856 г.); С.А. Юрьев "А.И. Кошелев" ("Русская Мысль", 1883, XII); Н.Н. Семенов "Вызов и прием депутатов первого приглашения по крестьянскому делу" ("Русский Вестник", 1868, XI); статья В. Строева в "Русском Биографическом Словаре".

Письма А. И. Кошелева И. В. Кириевскому. Окончание.

Письма А. И. Кошелева И. В. Кириевскому (1822-1828). Начало.

Усадьба Канино

Усадьба Смыково

Кошелев Александр Иванович Кошелев Александр Иванович
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте