Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Торговые площади города Скопин.

В.А.Коростелев

С незапамятных времен каждая площадь города имела свое предназначение. Особняком стояла Казанская, где по крайней мере, с конца 18-го века оживленной торговли не было. Причиной тому ее небольшой размер и размещение здесь уездного по воинской повинности присутствия, требовавшее при известных обстоятельствах наличия места для размещения новобранцев. С начала 20-го века присутствие находилось поблизости от площади в доме купца Шебакина на Ряжской (н.Советская).Существовала раньше недалеко от церкви Обретения Господня в месте слияния нынешних улиц Рязанской и Афиногенова другая площадь с торговыми рядами и кабаком, но в 19-м веке торговля здесь исчезла. Всего торговых площадей в городе было четыре, которые назывались: Красная (Соборная) с примыкавшей к ней Пятницкой, Старо-Базарная (Никольская) или еще ее называли Хлебной, Успенская и Вознесенская (Щепная).

Красная площадь.

Не каждый скопинец, а тем более заезжий турист скажет, с какого места началась история города. Это место называется Красная площадь – значит красивая. Это лишь небольшая часть старой площади 16-го века, простиравшейся до нынешней ул.Орджоникидзе, со стоявшим в ее южной стороне Воскресенским собором. Соборную площадь окружал малый острог, тут же был двор бояр Романовых с приказными людьми. Во второй половине 19 в. на ней разбили городской сад, а в 1939 году построили стадион «Забой».

В петровское время здесь в присутственном месте разместился магистрат или ратуша (сейчас центральная часть Парка культуры), где бургомистр и два помощника – ратмана, руководили городским хозяйством. Здание присутственных мест было деревянным и как отмечалось в наказе скопинцев к сочинению проекта Уложения, сопровожденного от них депутатом купцом Федором Петровым сыном Овчиниковым: «скопинская ратуша горела в 1718 и 1755 годах…» В плане города, сочиненного землемером Тулаевым, датируемым 1794 годом, на площади обозначены уже каменные соборная церковь и здание присутственных мест. По периметру такие же дома с лавками. В районе нынешних домов № 23-25 по Красной площади находился дом городничего и казначея. Как раз за год до того как землемер Тулаев приступил к сочинению плана , городничим назначили прежнего городского исправника, отставного секунд-майора, позже надворного советника С.Н.Дубовицкого, из местных помещиков. Его сын отставной полковник Н.С.Дубовицкий в июле 1812 г., вступив в Рязанское дворянское ополчение, стал командиром 2-го Егерского полка. В 1841 году, 29 июня пожар уже вторично, с промежутком в тридцать лет, истребил центральную часть города. С этих пор базары, по утверждению скопинского бытописателя И.А.Алексеева, перешли с Никольской на Соборную или Красную площадь. Но это не совсем так. Торговцы мясным, рыбным и прочим товаром перебрались сюда с площади вблизи церкви Обретения Господня раньше. Возможно также из-за пожара.

К началу 90-х годов позапрошлого века разделение, на каких площадях, чем торговать закончилось. На Соборной стали продавать мясо, рыбу, овощи, фрукты, готовые закуски в обжорном ряду, одежду, обувь и другие товары. Правила торговли определялись городской думой, пытавшейся, как и столетие спустя вести борьбу с перекупщиками, поднимавшие цены в базарные и ярмарочные дни на отдельные виды продукции. Ввиду этого, скупать у приехавших, картофель, свежие огурцы, капусту, яйца, масло до десяти часов утра воспрещалось.

От Соборной ул. двигаясь к Пятницкой церкви ( собор и церковь частично взорваны и разобраны в 1936-38 гг.) сразу начинался толкучий рынок – разносная торговля платьем, предметами рукоделия как-то: пряжа, нитки, кружева, холсты, сукно, шерсть и прочие товары, со сновавшими меж ними лотошниками с выпечкой. Тянулся он от подвижных лавок купца Брежнева , напротив юго-восточной стороны Пятницы к западу, до подвижных городских полок и обжорного ряда. Как раз напротив хлебного магазина купца Брежнева на окраине площади. За толкучим, находился мелочный рынок красного товара, где продавались мануфактура, дорогая посуда, украшения. Простирался он от корпуса каменных лавок Брежнева, против западной стороны Пятницы и заканчивался теми же городскими подвижными лавками. С северо-западной стороны от нее, в проезде к Успенской церкви стояли рыбные лавки. Корпус городских полок, сдаваемый в аренду тянулся от толкучего и мелочного рынков до самой Садовой улицы. Внутри его находился обжорный ряд. Полки сдавались городской управой для продажи мяса, меда, птицы, молока, сметаны, творога, яиц и прочих продуктов. В обжорном торговали готовыми кушаньями, как-то : колбаса, сыр, курники, пироги, блины, различные закуски и напитки, все квашенное, моченое, соленое и конечно огурцы. С западного въезда Садовой, от трактира Кудинова, вдоль ограды городского парка до Щемиловки (н.Горького) во временных постройках продавали овощи, картофель и арбузы. Слева до собора стояли также овощные ряды. За собором с западной стороны находился подвижный корпус лавочек. За ними продажа живой рыбой купца Пересыпкина. Еще дальше, вдоль линии городского сада - сезонная торговля огурцами, яблоками, грушами, дынями, ягодой, выходившая иногда на Садовую в сторону Никольской площади.

По центру площади , почти от Соборной улицы располагалась щепная линия – бочки, ушаты, ковши, ложки, коромысла, сапожные колодки, кошёлки и прочие предметы. Шорные изделия вывешивались на шестах, эти торговцы стояли под прямым углом к щепному, вдоль сквозного проезда через площадь по Садовой. Левее щепного, в проезде от Соборной к Садовой торговали прямо на рогожах кожаной обувью, галицами, фуражками и шапками. Начиналась она лавкой Севрюгина, заканчивалась Сафонова. Валенки, овчины и лапти в разнос продавались от дома Афонасова на углу Соборной до городской управы (в районе н.Красной пл. д.17).

Bezimeni-2_10.jpg
Красная площадь перед городской управой, слева пожарный двор.
Фото из архива Скопинского исторического общества.

Бойкое место использовали местные предприниматели. На Красной площади были не только кабаки, но и книжные магазины: два мещан Н.К. и И.Т. Синельщиковых и третий В.И.Руднева в доме купца Шестакова. Имели доход с церковных лавок храмы. Сама площадь не отличалась планировкой, была довольно неровная. Её украшением были собор и Пятницкая церковь. За два года перед революцией староста Троицкого собора купец Л.В.Руднев покрасил его и сделал электроосвещение на свои средства. Пожертвования Пятницкой церкви были всегда большими, ее старостой в 90-е годы был купец 2-й гильдии И.И.Шестаков, имевший лавки на площади. Только в один год купец 1-й гильдии Н.А.Шебакин, купец 2-й гильдии П.Н.Брежнев и мещанин И.С.Федосьев внесли деньгами столько, что их бы хватило на большой каменный дом. В 1915 году староста церкви А.К.Иконников на свои средства сделал в ней электроосвещение.

Каждый приезжий отмечал и Соборную улицу, где находились гостиница А.К.Трушина, страховое общество «Саламандра» - на углу с площадью, книжный магазин почетного гражданина А.А.Воинова, аптека М.И. Бриль, имевшая название «Ново-Скопинская». В д. Лебедева практиковала дантист В.К.Шопова, конечно была казенная винная лавка и прочая торговля. Многие дома как-то: Власова, Афонасова, Овчинникова, Савельева, Сафонова, Ибряева, Ильина, Пономарева, Лапкиной, Мячиной сдавались под торговые предприятия и квартиры. На улице перед войной жили в собственных домах городской голова Н.В.Афонасов, заступающий место городской головы - В.Мих. Барабанов, член городской управы В. Макс. Барабанов, гласный думы и купеческий староста И.Т.Власов, гласный думы П.Н.Попов, городской врач С.М.Липец (угловой дом со Сретенской ул.) и другие.

Bezimeni-6_11.jpg
Пятницкая церковь и разбор Троицкого собора на Красной площади.

Bezimeni-7_7.jpg
Планировка стадиона «Забой» и возведение арки. Вдали Покровская церковь. 1939 г.

Свершившаяся революция много дала небогатым людям города, но для представителей купечества это тяжелое время. В 1918 году произошло «уплотнение» просторных купеческих домов. Некоторые из них перешли в муниципальную собственность. Казалось, что для менее состоятельных обывателей, этим и закончится.

В январе 1932 года, за воровство и личное обогащение, предстало перед судом все руководство района: секретарь райкома, председатели горсовета, исполкома, РКК-РКИ, сотрудники районного ОГПУ. Председатель исполкома, якобы дал указание председателю горсовета для обеспечения руководящего состава жильем «выселять кого следует», в том числе с Соборной. Было освобождено 59 квартир, но главному потребителю – рудоуправлению дали только четыре, одну получил рабочий и 35 квартир распределили между ответственными работниками. Председатель исполкома получил лучшую. Но это уже другая история.

Успенская площадь.

Возникновение площади обязано, вышедшим из прихода Пятницкой церкви крестьянским и солдатским дворам, построившие здесь, в начале 18 века Успенскую церковь. Площадь к этому времени уже сформировалась и до екатерининской прямоугольной планировки города, представляла собой треугольник с пятью сходящимися к ней улицами. После нее церковь оказалась на пересечении улиц, получивших название 2-й Мещанской (н.Орджоникидзе) и Ряжской (н.Советская). Площадь стала просторнее. Последнее перестроение церкви относится к 1877 году, когда ее после пожаров воздвигли в кирпиче, она стала украшением площади и улиц, считавшихся в конце позапрошлого века самыми благоустроенными. На Успенской, как и других площадях, прежде никогда не торговали не только волостные, но и местные городские крестьяне. Это запрещалось законом, но с образованием Дворцовой коннозаводской волости в 1732 г., управители разрешили заниматься торговлей сначала городским крестьянам, «представя в резон», что живут они в городе, значит «и торговать им следственно», то есть следует. Скопинский городовой магистрат с жалобами доходил до правительствующего сената, но ничего не помогло. Городские обыватели и волостные крестьяне стали приводить на базар свою скотину и ее продажи к концу 18 века увеличились.

На Успенской площади торговали, привозимым в город скотом, птицей, мелким оптом мясного товара, то есть тушами и полутушами или как раньше говорили полтями, молочными продуктами. За счет прасольства – то есть скупки в степи и пригона рогатого скота, город был обеспечен мясом по невысоким ценам, местным поставщикам трудно было с ними тягаться. По данным переписи 1897г. торговлей скотом на постоянной основе занималось 43 скопинца. Здесь как на Соборной и Хлебной площадях были перекупщики. Торговцев, скупавших на дальних подступах хлеб у крестьян называли кулаками. Скупщики живности специального звания не имели, но действовали не менее напористо. Поэтому городские власти запретили до десяти часов скупать для перепродажи поросят, гусей, уток, индеек и кур. За этим наблюдали чины полиции, как и за тем, чтобы на всех площадях и определенных улицах не было пьяных обывателей.

Продажа крупного, мелкого рогатого скота, свиней производилась от северо-восточной части Успенской церкви до Каликинского оврага на Ряжской. В большие праздники, например, 29 августа в Иванов день эта линия из-за наплыва торговцев тянулась до Реального училища. Здесь звуки обычного, базарного шума заглушало мычание, хрюканье, визжание скотины, гоготание гусей и не шло ни в какое сравнение с размеренной торговлей на Вознесенской площади . Живой товар: коровы, телки были привязаны к телегам. На телегах поросята, свиньи, овцы. Часть их размещалось на восточной стороне 2-й Мещанской (н. Орджоникидзе) до Троицкой (н. К.Маркса). Торговля с подвод и в разнос различной живностью как-то: домашняя птица, поросята в живом и убитом виде, а в зимнее время свиными тушами, молочными продуктами, яйцами сосредотачивалась на южной, восточной и западных сторонах площади.

По людности и благоустройству этот район притягивал предпринимателей, снимавших жилье и первые этажи под лавки. В домах на месте нынешних ул. Орджонигидже д.20 было сразу три торговых лавки, по Советской д.70 одна. В домах, выходившие на площадь насчитывалось еще три торговых заведения. Районы 2-й Мещанской и Ряжской, примыкавшие к Успенской и Красной площадям считались самыми дорогими по найму жилья.

Радовал приезжающих своим видом и местный храм. Перед Первой мировой войной, на пожертвования прихожан, коих насчитывалось почти две сотни дворов и старосты купца И.И.Черкасова, церковь расширили, сделали в ней водяное отопление и установили на колокольне четырехсотпудовый колокол. Закрытие церкви относится к середине тридцатых годов. После чего она использовалась как склад. В пятидесятые ее разобрали, площадь благоустроили и озеленили. В 1968 году в ее восточной части установили памятник маршалу Сергею Семеновичу Бирюзову.

Вознесенская площадь.

В середине 60-х годов семнадцатого века на северо-восточной окраине города возник монастырь с церковью, с учреждением здесь через несколько лет женской богодельни.

Первые известия о площади, как о торговой известны из челобитной 1690 г. старицы Акилины с сестрами великим государям Иоану и Петру Алесеевичам писавших, «что их богадельные избы построены на торговой площади и близ кружечного двора, где от безстыдных людей и их слов жить невозможно …»

Богодельню на казенный счет перенесли за Песоченку, где в перестроенном конюшенном строении через четыре года осветили Вознесенский монастырь.

Вознесенская площадь в конце 18 века была небольшой, район был небогатый. Кабак или кружечный двор продолжал давать прибыль в казну. Его местонахождение в то время определяется сейчас приблизительно домом №1 по ул. Базарная. С учреждением Екатериной II прямоугольной планировки улиц города, площадь оформилась на пересечении улиц Рязанской и Сретенской (н.Полетаева) с Дровяной (н.Правды) и 3-й Мещанской (н.Пушкина) и значительно расширилась.

Двигаясь с Вознесенской площади по Рязанской улице на север, миновав кабак и кузницы, располагавшихся на месте пересечения нынешних улиц Долгой и Рязанской, приезжие оказывались на Епифанском тракте. Каждый кабак имел название, в большинстве своем они давно забыты и недоступны для современного удачливого предпринимателя. Некоторые упоминаются лишь в конце 19 века: каменный Зацепинский на Сапожковской улице (как сейчас называется неизвестно, возможно это второе название одной из улиц), близ заставы; деревянные – Староведерный на Новой Базарной площади и Разгуляевский, где-то на севере города. Следуя на юг , к нынешнему перекрестку улиц Рязанской и Афиногенова попадали на просторную площадь выходившей углом к левому берегу Песоченки. По периметру она была обставлена длинными мясными, рыбными, овощными рядами. Здесь же был и питейный дом. Восточная граница площади определялась нынешними домом №64 по ул.Афиногенова, западная ее пересечением с Рязанской улицей. По понедельникам и четвергам здесь проходили торги. К середине 19-го века площадь из-за застройки сократилась вдвое и ограничилась ул. Мяснорядской (н. Афиногенова), а потом и вовсе исчезла.

За Песоченкой находились скотобойня, салотопные и кожевенные заводы, коих было в начале 19-го века - пять. В них «выделывались токмо простые кожи и к тому употребляемые тальковую, ильмовую и ольховую кору без разбора и с одинаковым успехом». Их прежнее местоположение от нынешнего Банного пер. до 1-й Поташной (раньше Поташная ул.) с их пересечением с ул. Полетаева.

В 1809 году «тщанием прихожан и боголюбивых жертвователей» , церковь на Вознесенской площади была перестроена заново, а Рязанская ул., в силу такового размещения торговых и промышленных предприятий стала более оживленной.

Bezimeni-8_5.jpg
Каменная Вознесенская площадь на плане г. Скопина (фрагмент), сочиненного землемером М.С.Тулаевым, датируемым 1794 годом. Из книги: Атлас Рязанского наместничества с топографическим описанием. Рязань, 2015.

В конце 80-х годов позапрошлого века на Вознесенской торговали лошадьми, поэтому иногда ее называли Конной. Особенно много скопилось здесь крестьянских лошадей с началом Первой мировой войны и Гражданской, при формировании маршевых батальонов. Рядом имелся колодец, в том числе для водопоя лошадей. По меркам города очень глубокий, более 7 аршин и вода в нем по мягкости напоминала воду Прощенного колодца , а вот на соседней Дровяной вода была очень жесткая и сам колодец всего 2 аршина 6 вершков.

Наличие поблизости колодцев или пруда являлось одним из условий организации на площади складов древесных материалов, коими здесь также торговали. С возов и с торговых площадок продавали дрова.

Bezimeni-9_3.jpg
Вознесенская площадь г.Скопина. Фото 1910-14 г.
Фото из архива Скопинского исторического общества.

Поэтому улица за церковью получила название Дровяной, (н.Правды, переименованной в 1952 году в честь годовщины основания газеты «Правда») иногда и площадь так называли. Дрова в городе стоили дорого, поэтому топили в городе в основном торфом, добывавшимся на городской земле. Также с возов продавали солому, мякину. С 1891 года сюда добавилась торговля в базарные дни и также с возов: лыками, досками, тесом, дранью.

Повозки размещались в юго-западной части площади. Лесной торговлей занимался купец Солодов Г.И., проживавший по 2-й Мещанской и державший здесь склад даже в первые годы советской власти. По нынешнему, этот рынок назвали бы строительным. На ней находился общественный дом, принадлежавшей городской управе . Он использовался для различных мероприятий и сдавался под квартиры.

После закрытия храма в конце 30-х в нем были склады, в послевоенные годы овощные. После войны на площади работал колхозный рынок. Позже в церкви хранились химические удобрения. 6 июля 1951 года было принято решение облисполкома «О сломе здания церкви Вознесения Господня в г. Скопине». В 2014 году началось ее восстановление и освещение.

Хлебная площадь.

Формирование площади, носящей ныне имя В.И.Ленина, началось с устройства на посаде Никольской церкви, она, как и Пятницкая в писцовой книге 1629/31 гг. показана за пределами малого острога в большом остроге городка Скопин. Полвека спустя в приходе церкви числилась съезжая изба, располагавшаяся где-то рядом. В ней сидели царский воевода, подьячие, правившие дворцовым хозяйством.

В середине 18 века только отстроенная в камне церковь возвышалась в восточной части площади, широкой лентой тянувшейся до самого моста через Верду, на юго- запад. От нее веером расходились 5 улиц на север, восток и юг. Тогда она официально называлась Хлебной, но в народе также и Базарной. Около торговой площади , располагалась скопинская таможня. В конце 17 века в Скопине таможней управлял выборный голова. Ему помогали местные подьячие, заносившие в таможенные книги, данные о торговцах, их товарах, суммах сборов. При голове несколько помощников – целовальников. «Ходячие» целовальники собирали пошлины на торговых площадях. Из Москвы в Скопин везли товары повседневного спроса, ткани , обувь и даже недорогие украшения. Обратно зерно, кожу, мед, воск.

Новая прямоугольная планировка относится уже к екатерининскому времени, когда 31 августа 1780 года был учрежден новый план города. По плану г.Скопина, сделанным губернским землемером майором Тулаевым в 1794 г., церковь оказалась уже на западной стороне площади. По ее периметру стояли мясные, рыбные и овощные ряды, лавки и конечно кабак. В это время ни улицы, ни площади мощенными не были и с ее северной стороны , от дома с угла Садовой (н.Октябрьская) через всю Хлебную, мимо питейного заведения, стоявшего при выезде с той же Садовой, но с южной стороны, пролегала небольшая лощинка с ручьем, полноводным в дождливое время. В городе тогда было 17 каменных купеческих домов, 4 из них окружали площадь. Базарная или Хлебная до пожара 1841 года считалась главной торговой площадью, но после него, вся торговля перешла на Соборную и она стала называться Старо- Базарной.

К 1890 г. городское домовладение, со времени банковского краха, приходило в упадок. Чему способствовал вывод 2-х кавалерийских эскадронов в Сызрань, в результате чего из бюджета города ушли деньги, перечислявшиеся за постой, а жители потеряли съемщиков жилья, потребителей продуктов и корма для лошадей. К этому времени Никольская или Хлебная площадь была лучшая в городе.

При выезде на нее с Хлебной ул.(н.Комсомольская) на углу справа располагалось городское училище, а слева за зданием, в бывшем доме Рыкова - земская уездная управа, у которой была постоянная стоянка извозчиков. Дом Рыкова перешел к скопинскому земству через четыре года после банкротства городского банка

Bezimeni-10_3.jpg
Скопинская уездная управа на Хлебной площади. Фото 1912/13 г.г.
Фото из архива Скопинского исторического общества.

До 1914 года северной половины здания, существующей в наши дни, не было. На ее месте через арку от основного здания размещался земский сельскохозяйственный склад. Весной 1913 года земство приняло решение к существующему земскому дому, как он назывался, пристроить над складом дополнительное крыло, для чего взяли кредит на сорок лет.

В новом здании разместились председатель и члены управы, здесь же на втором этаже канцелярия, использовавшейся для заседаний Скопинского уездного земского собрания. В старом, на первом этаже земская почта и службы управы, на втором уездный съезд, бывшее по крестьянским делам присутствие.

Bezimeni-11_1.jpg
Земская управа после пристройки левого крыла.
Фото из архива Скопинского исторического общества.

Перед фасадом правого крыла земского здания стоял дом потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии Михаила Михайловича Леонова. Перед левым, палисадник, часть которого купец взял в аренду у земства с 1899 года на двенадцать с последующим продлением еще на шесть лет. С обязательством «по окончании аренды возобновить изгородь палисадника на прежнем месте». Арендовал он, вероятно с одной лишь целью, чтобы использовать землю в базарные дни для размещения товара.

Bezimeni-12_1.jpg

Личность незаурядная, не чуждая благотворительности. В конце 19-го века жертвовал в церкви значительные суммы, а в 1893 году на свои средства построил в Булычево деревянную школу. Состоял городским головой с 1898 года, по крайней мере, до 1906 года (далее информации о нем нет). До избрания, служил с 1890 года почетным мировым судьей, со следующего года председатель попечительского совета женской прогимназии, преобразованной затем в полную. Неоднократно, по поручению Рязанского окружного суда исполнял должность городского судьи и с момента избрания городским головой являлся членом уездного училищного совета. При нем, был выстроен городской дом для женской гимназии и достроены казарменные, помещения со всеми службами, для Зарайского пехотного полка.

Bezimeni-13_1.jpg
Фрагмент плана г. Скопин, 1912 г.

Покровский храм с часовней сразу привлекали внимание. Пруд с водяным баком располагались по левую от него сторону. На площади по вторникам, пятницам и воскресеньям во время базарных дней был торг. Для торговли сеном отводилась юго-восточная часть Хлебной площади, около дома №2 по нынешней Комсомольской улице и расположенного рядом здания земской управы. Границы этой торговли ограничивались полицейской будкой, каменными лавками, принадлежавшие купцу М.Леонову и сараем для городских весов. Будка и лавка исчезли с площади в первом десятилетии 20-го века. С 1900 года розничная или как тогда говорили дробная торговля хлебом (зерном), обыкновенно в мешках, размещалась на южной и восточной сторонах церкви и в проездах: по левой стороне от Садовой (н.Октябрьская) к Подгорной (Подгородной ул., или Щемиловке, а ныне Горького) и с правой стороны от Садовой к мосту на Верде. Возами хлеб продавался по южной и западной сторонам церкви. Торговля гончарными изделиями до 1891 г., размещавшаяся ранее на Красной площади, была с северо-восточной стороны от храма, между ним и водопроводным баком. По обыкновению блюда, кувшины, горшки, махотки и гончарки – керамические трубы для крестьянских печей, выкладывались на земле. Свистушки на небольших полках. Лыками торговали в линию вдоль замощенного проезда с Садовой на Подгорную, от лавки купца Заикина по направлению к часовне. Подвижные полки для торговли лыками отдавались городом за плату, как и другие места, весы и меры объема. Торговали на Хлебной и изделиями для гужевого извоза, как-то: дуги, оглобли, колеса, ободья, тележные ящики, бороны. Для торговли изделиями из хвороста: корзинами или как называли тогда кошёлками, постельниками для саней, метлами выделялись места по восточной окраине площади, вокруг пруда и по направлению к мосту через Верду и даже за мостом. Около моста плавали бочки с огурцами - местный деликатес. Внизу площади, и дальше на Кузнечной улице были кузницы. Около пруда и в районе кузниц находились колодцы. У кузниц колодец отличался более мягкой водой в сравнении с другими городскими. Кузницы располагались и за мостом, для удобства приезжавших на Хлебную площадь торговцев. За храмом, от площади начиналась Подгорная улица. В этом месте в начале 20-го века находилась Николаевская богодельня, сгоревшая позже. Но так как была застрахована на большую сумму, то средств хватило на ее устройство за Песоченкой. Перед Первой мировой войной площадь окружали дома губернского секретаря С.А.Лихарева, священника Полянского, купцов и мещан: Лазарева, Коняева, Белова, Шестакова, Кичкина, Леоновой, Ураловой, Поповых. Из последних купец Н.Н.Попов вел здесь хлебную торговлю. Купец Сергей Сергеевич Попов в девяностые был церковным старостой Покровской церкви. В 1894 году Сергей Попов, братья Михаил и Иван Леоновы, купчиха Мария Леонова пожертвовали храму по пятьсот рублей, а купец Илья Попов «окрасил на свой счет церковную кровлю с главами масляную краской». Забота и благотворительность епифанского купца была столь значительной, что в следующем году Сергей Попов получил уже второй орден, на этот раз св. Анны 2-й степени «за заслуги по духовному ведомству».

Жизнь шла своим чередом, изредка прерываясь счастливыми минутами, а иногда грустными. Так в 1902 году пристав Рязанского окружного суда по Скопинскому уезду Ф.И.Трофимов сообщил объявлением о торгах недвижимого имущества, располагавшегося на Хлебной площади, куда входили усадебная земля с домом и надворными постройками. Имущество принадлежало купеческой вдове Пелагеи Васильевне, ее дочери Любови Федоровне и мещанину Михаилу Федоровичу Леоновым. Торги проводились для удовлетворения иска протоирея Стахия Сергеевича Полянского по закладной в две тысячи рублей, а имущество Леоновых оценили только в четверть этой суммы.

После революции, постановлением Скопинского исполкома от 28 октября 1918 г. площадь получила имя Володарского, напоминанием об этом современная улица такого же названия, Хлебная стала Коммунальной. В конце 30-х церковь закрывают и используют под склады, а колокольню для учебной парашютной вышки. В 1957 году на ее месте был выстроен ДК им. Ленина.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: skala    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте