Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древнейшие памятники Куликовской битвы



Древнейшие памятники Куликовской битвы. Глава 9.
Начало 4-го раздела смотрите в 1-й главе «Перед Полем Куликовым» на данном портале http://www.history-ryazan.ru/node/15469
В данной главе речь пойдёт не о современном мемориале официального Куликова Поля, а о древних памятниках, которыми отмечена Великая победа. Начиналась эта эпопея лично Дмитрием Донским, а потом такой возможности не было 200 лет. Верхнее Подонье подверглось тотальному опустошению с 1382 года, после нашествия хана Тохтамыша. Митрополит Пимен в своём известном «Хождении» от 1389 года рассказал, что на месте городов лежали руины, и бродили дикие звери. Татаро-монгольское иго закончилось в 1480-м после Стояния на Угре, однако разбойные кочевники не давали здесь жить и строить поселения. Люди ушли на север под защиту крепостей, стоявших южнее Оки. Границу укрепили в конце 16 века, поставили новые крепости на местах сожжённых, население стало возвращаться в край Нижней Непрядвы. Благодарная Русь почтила память своих сыновей на рубеже 16-17 столетий. Вместе с поселениями вставали православные храмы-памятники, а самые первые попали в Писцовые книги уездов.

Дон, Меча, Непрядва – таков короткий список памятных географических ориентиров Куликовской битвы. Дон и Меча остались на своих местах, а вот с Непрядвой получился курьёз. Беженцы перенесли наименование легендарной речки вверх по Дону на 70 километров и отдали Берёзовой реке. На прежнем месте осталась Славная река, наречённая так самим Дмитрием Донским после победного сражения. А вот Мечу в наше время совсем не вспоминают – оказалась далековато от верхней Непрядвы, потерялась как отметка. Старая Непрядва два века находилась в плену у кочевников и медленно забывалась, новая – постепенно набирала число сторонников (исчерпывающим образом этот исторический казус описан в главе «Две Непрядвы»). Память о старой Непрядве гасили долго, и только в 20 веке посмели поставить первый храм на официальном поле битвы. Дмитриевская церковь в Берёзовке построена в конце 19 века, а храм Сергия Радонежского – в 1914-17 годы и освящён в 1918-м. Здесь стоят новоделы победившей ложной версии, основанной только на названии реки. Убери из этих мест Непрядву, и вся государственная версия – неправда, рухнет.

Проблема с именами возникла через 200 лет после битвы. В это время верхняя Непрядва появилась в документах о сторожевой службе и в межевых книгах, а это уже документы, а не устные предания. В крае стояли крепости Епифань и Старый Данков. Сменилось шесть поколений, и потомки беженцев забыли прежнюю Берёзовую реку и уверовали, что Непрядва на её месте истинная и единственная, тем паче, что на летописном месте текла некая Славная река, непонятно, за что перехвалённая. Новые поселенцы взялись яростно «поправлять» названия, поэтому искусственным образом возникла современная Перехвалка. Само её название указывает на конфликт. Кого, с кем? Понять не трудно – нового населения с коренным. Разумеется, новое население – это то, которое вернулось на земли предков в Лебедяно-Данковский край. Жителей, всегда остававшихся в этих местах, было мало, их голос звучал слабо и неубедительно, поэтому появились Перехвалка и Перехвал, и ещё Глинка вместо Смолки – над моими предками просто надсмеялись.
В 1613 году встала Лебедянь с уездом, в который первоначально вошли земли Куликова Поля у старой Непрядвы с Перехвалью. Данков перенесли на новое место в 1619-м, а село с землями отошло к Данковскому уезду в 1638-м, во время перестройки всей системы обороны южных рубежей (смотрите подробнее в главе «Сторожевая служба Лебедяно-Данковского края» http://kamenny-con.narod.ru/index/storozhevaja_sluzhba_lebedyano_dankovs... ). Площадку главного сражения подчёркнуто и специально вырезали ломаной границей с Лебедянским уездом. С этого момента судьба двух Куликовых Полей оказалась в руках данковских помещиков. Свой выбор они уже сделали ранее, в момент унижения Славной реки до «Перехвалки».
Крестьян было много, однако, кто и когда их слушал? А что за деятели более знатного рода выступали в крае на тот период времени? Трое братьев бояр, дядей царя Михаила: Иван, Александр и Василий с начала 17 века отмечены крупными владельцами земель на южной окраине Лебедянского уезда в селах Романово Городище (Ленино) и Большие Студёнки, в деревне Малые Студёнки Липские под современным Липецком. Все они Никитичи, да ещё Романовы (79). А в это же время Фёдор Никитич, четвёртый из братьев, скрывался от преследований Бориса Годунова в лебедянской Ильинской церкви. Став патриархом Московским Филаретом, в 1621 году благословил устройство Троицкой обители на Яблоновой поляне близ вертепного оврага у Ильинской церкви.

Foto_71__Troitskij_monastir_v_Lebedyani.jpg

В 1642 году игумен Манассия заложил здесь пятиглавую соборную церковь (ф. 71) во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы (80). Правнук Филарета, Пётр Великий, подарил монастырю особо ценное Евангелие, отметив заслугу Лебедянского края перед Романовыми. По легендам, Романовы вышли из Романцовского уезда, который значится в документах от 1483 года. Их фамилию связывали с селом Романов Рог, позднее – с селом Романово, а изначальное происхождение выводили от рязанского князя Романа, убитого в Золотой Орде. Поэтому донские казаки так яростно поддержали своих земляков во время избрания новой династии на трон.
Кроме Романовых, в документах Данковского уезда отметился московский дворянин Вельяминов Никита Дмитриевич, который ещё в 1605 году владел сельцом Лебедянское Городище (81). Не могу доказать его родственную связь с Тимофеем Васильевичем Вельяминовым, московским тысяцким, который командовал пехотой на Поле Куликовом. Однако эта фамилия единственная, которая встречается в документах обоих периодов, и Тимофей Васильевич подошёл бы на роль хранителя традиций.
В среде духовенства не принято хвастаться своими личными трудами. Считается, что Бог помнит всё и воздаст всем по заслугам. Лишь о некоторых деятелях Церкви составлены жития или биографии. Плодотворная деятельность патриарха Иова по увековечиванию памяти Куликовской битвы отмечена на рубеже 16-17-х веков. Престол он занял в 1589 году, а с 1571-го служил архимандритом в Симоновом монастыре, известном захоронениями героев, среди которых Пересвет и Ослябя, живо интересовался русской историей, наладил печатание книг, укреплял православие в южных областях Руси, несколько лет служил митрополитом в Коломне, а оно – тоже памятное место. В этот период Русь отметила 200-летний юбилей Куликовской битвы. Патриаршая деятельность святителя пришлась на активный период установки первых храмов-памятников. Прямым свидетельством деятельности Иова служит Донской монастырь, основанный в Москве набожным царём Фёдором Иоанновичем в 1591 году, для хранения иконы Донской Богоматери, подаренной донскими казаками Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой (смотрите подробнее в главе «Экскурс в историю казачества» http://kamenny-con.narod.ru/index/kazachestvo_lebedjano_dankovskogo_kraj... ). Связь здесь может быть только прямая – все новые церкви и монастыри открывались с благословения патриарха. Стану утверждать, что именно этот святитель земли русской спланировал всю систему благодарственных памятников в честь Куликовской битвы.
Foto_66__Patriarh_Iov.jpg
С него всё начиналось, с эпохи первого патриарха Руси – с Иова (ф. 66). Его яростную деятельность прервал Лжедмитрий Первый, которому Иов отказался присягнуть в 1605 году. Храмы-памятники начального периода поставили вместе с сёлами, а вот перепись до 1613 года не проводилась. Сёла Перехваль, Архангельское (Губино), Романов Рог, Димитриевское-на-Вёрде на дату 1613 года уже стояли с храмами, а на других местах пока значились деревни или починки. Справедливо сказать, царствование последнего Рюриковича – Фёдора Иоанновича, было весьма активным. Он укрепил южные рубежи Руси, возродил Елец в 1592 году, основал Белгород в 1598-м.
Ris__8__Hrami-pamyatniki.jpg
В Лебедяно-Данковский край на исконные земли вернулось русское православное население. Историческая память была свежа, Святая Русь ждала своего часа и отдала свой долг достойно. Поражает пронзительная осмысленность всего комплекса, созданного религиозными деятелями. Несмотря на происки поначалу хилых оппонентов, на боевом пути в полном величии встали 12 храмов-памятников и монастырей от точки летописного Березуя до Красного Холма, а их число повторило символическую цифру (р. 8). Предшествующий путь Великого князя московского Дмитрия Ивановича был обычным военным маршем, а в точке Березуя перешли к активным боевым действиям.
Русь стала подниматься после Смуты с воцарения Михаила Романова. Появилась возможность завершить дело, установка храмов-памятников возобновилась. Русью в реальности правил Филарет Никитич – избранный патриархом с 1619 года, отсюда вытекает полное единство мнения на высшем государственном уровне по месту Куликова Поля. В истории отмечена бурная деятельность Филарета и его увлечение древними документами. Думается, патриарх впитал сведения из летописей, и подкрепил преданиями во время пребывания в Лебедянском крае. Последние ревнители Куликова Поля умерли: патриарх Филарет в 1633 году, а болезненный царь Михаил Фёдорович в 1643-м. Несомненно – это апологеты Куликова Поля на истинном месте. Примерно, в течение шестидесяти лет продолжалась грандиозная работа Русской Православной Церкви по открытию памятников, и она завершила святое дело. К середине 17 столетия все рассмотренные ниже по тексту храмы-памятники существовали.
Патриарх Никон, служивший до 1676 года, имевший на Руси влияние большее, чем царь Алексей Михайлович, провёл в 1653-56 годах реформу Церкви, которая привела к большому Расколу. Полагаю, что в период Раскола мнение высших деятелей государства и Церкви по памятникам Куликова Поля поменялось на обратное. Реформаторы сбросили с исторической сцены более мелких ревнителей и хранителей старых традиций. Начиная с этого рубежа, историческая память о месте Куликова Поля стала угасать в среде духовенства. Патриарх Иов канонизирован в начале 21 века. Откуда такая долгая проволочка? Из-за его позиции по месту Куликова Поля. Считали её ошибочной. Это всего лишь моё личное предположение.
Все русские летописи писали монахи. Монастыри были хранилищами рукописей и устных преданий. В них жила историческая наука, и сама история. Прямо сказать, на религиозных деятелях держалась вся культура государства древней эпохи. У иерархов Церкви этого периода место Куликова Поля не вызывало никаких сомнений. Право давать новые имена селениям и речкам было у гражданского населения, а правом ставить храмы и освящать их обладала Русская Православная Церковь. Она не вмешивалась не в свои дела: Перехвалка – пусть будет Перехвалка. Ею решался главный вопрос, где следовало ставить храмы и какие?

Foto_79__Hram-chasovnya_Dmitriya_Donskogo.jpg

Благодарные потомки построили храм-часовню в честь Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Спасо-Андрониковом монастыре города Москвы, через который великий князь с триумфом возвратился в столицу и поклонился древнейшей иконе Спаса Нерукотворного. Здесь, на старом кладбище, похоронены воины – участники Куликовской битвы. Но это уже храм-памятник нашего времени, а историческая память и традиция проявилась через шесть веков (ф. 79).
В древние времена на Руси не ставили скульптурных идолов, привычных всем нам. Памятниками служили храмы, которые посвящали небесным покровителям знаковых событий. Церкви по обыкновению строили в уже существовавших поселениях, поэтому их часто приходилось переименовывать и присваивать названия по престолу храма, чтобы они тоже несли символическую смысловую нагрузку, напоминавшую о событиях. Подчеркну в который раз: только на истинных местах куликовских событий все исторические и географические ориентиры идеально соответствуют описанию, а церковные памятники с абсолютной точностью отмечают знаковые летописные места. Поражает безупречная осмысленность всего комплекса. Подобный, тщательно продуманный подход, в русской истории больше не встречается. Великое дело призвало гениальных творцов, которые ждали своего часа 200 лет, и воплощали его примерно 60 лет.
Что же происходило до и после Смутного времени? Практически на пустой территории строились поселения, и в них вставали церкви. Ничто не мешало расставить храмы-памятники согласно мудрой церковной логике. Главные хранители исторической памяти – служители Церкви, не сомневались в своей правоте. Вспомните, для примера, сколь скрупулёзно Русская Православная Церковь отнеслась к вопросу захоронения останков Царской Семьи. Несмотря на положительное решение научной экспертизы, у церковных деятелей остались сомнения.
Храмы-памятники в разной степени сохранности стоят на своих прежних местах, в большинстве своём пребывают в руинах, а их главное посвящение прочно забыто. Примерно к 300-летнему юбилею битвы ложная версия, искусственно и упорно насаждаемая, сделала своё чёрное дело. Позиции истины слабели, а печатное слово укреплялось, и было подхвачено государственной властью. После смерти Михаила Фёдоровича стали появляться поправленные летописи, подогнанные под поле у верхней Непрядвы (подробнее смотрите в главе «Дорожная карта Куликова Поля). Другой исторической вешкой может служить факт посещения Петром Первым ложного места битвы в начале 17 века, которое ему подали, как истинное. Поскольку поле сражения и братская могила не были выявлены, царь отдал распоряжение о сохранности вековых дубов. Всего лишь.
Устные предания теряют подробности от поколения к поколению. В момент внесения верхней Непрядвы в документы о сторожевой службе ещё понимали, что это другая Непрядва. Хранители памяти постепенно уходили, а печатное слово выглядело с каждым годом убедительней и постепенно увело историю Куликова Поля на ложный путь. Куда было тягаться простым мужикам и рядовым священникам с блистательными дворянами Нечаевыми и царями. Хотя Нечаевы проявились и активизировались в 19 веке, уже на последнем этапе, а служителям Церкви, вообще, не пристало перечить властям.

Оставшись последним, что помнил я со слов учителя школы из села Большое Попово, что носил в себе 50 лет? Помнил, что Донцов Виталий Тихонович на уроке истории рассказывал о Куликовской битве на лебедянских полях у Гусина брода, о кровавой сече на Красивой Мече, прямо из школьного окна показывал на Красный Холм. Откуда он это знал? Место Куликова Поля к этому времени потеряли. Автор нашёл его в соседнем Данковском районе на самой границе с Лебедянским в 2009 году по сведениям из Ростовской летописи.

Вот мы и подошли к самому главному. Далее разберу и перечислю основные вешки победного пути настолько подробно, насколько располагаю документами на данный момент времени. Храмы-памятники, вставшие на нём, чередуются в удивительном логическом порядке в соответствии с религиозной символикой, которую даже человек, не имеющий духовного образования, способен осмыслить и понять. Понять, какими соображениями служители Церкви того периода времени руководствовались. Уже неоднократно говорено выше: следовать логике умных деятелей да ещё на родной земле – легко.
Теперь приглашаю читателей перенестись со мной в прошлое лет на 400 и проследовать славным путём Дмитрия Донского (р. 8).
Роль Березуя в летописях подчёркнута особо. Здесь 5 сентября 1380 года произошла серия крупных событий: состоялась встреча с Ольгердовичами, пришла духовная грамота от Сергия Радонежского с благословением на ратный подвиг, прибыли разведчики с благоприятными оперативными сведениями. В этой точке небесный покровитель Дмитрия Ивановича – Димитрий Солунский, вложил священный меч в руку полководца, который блистал и разил врагов до берегов Мечи:
«Тогда князь великий Дмитрей Ивановичь воступив во златое стремя, всед на свой борзый конь и взем свой мечь в правую руку, и помолися богу и пречистой его матери» (82).
«Позднее в память о полученном здесь благословении Преподобного великий князь Дмитрий основал на этом месте монастырь с двумя храмами: во имя великомученика Дмитрия Солунского (своего небесного покровителя) и преподобного Сергия Радонежского» (83).
Историческая связь поколений у хранителей преданий прерывалась, поэтому современные монахи помнят лишь историческую роль своего монастыря, но не помнят истинное место Куликова Поля (подробнее об этом месте рассказано в главе «Дорожная карта Куликова Поля» http://kamenny-con.narod.ru/index/put_na_pole_kulikovo/0-18 ). В советское время монастырь разрушили, а посох Пересвета передали в Краеведческий музей Рязани.
Близ села Архангельского Милославского района Рязанской области на речке Кочуровке исследовано древнее городище. Предположительно, в момент Куликовской битвы здесь лежали руины летописного Дубка, сожжённого двумя годами ранее татарами, убегавшими по Дрысинской дороге после поражения в битве на реке Воже. Шестого сентября армия пересекла пограничную черту русских земель, проходившую по речкам Кочуровка и Ранова. С этого рубежа Архангел Михаил, посланный Господом, распростёр крылья над войском и повёл к победе:
«Солнце ему ясно на въстоци сияет и путь поведает» (84).
_72__Tserkov_Arhangela_Mihaila_na_Kochurovke.jpg

В селе Архангельском, расположенном у этой черты, в наше время имеются руины церкви Архангела Михаила (ф. 72), сведениями о которой на данный момент не располагаю.

Срезав кочуровский угол, армия подошла к донскому Ногайскому броду, который обозначен в современных картах севернее нового Данкова в зоне Доломитового карьера. Точка перед этим бродом знаковая, отмечена не случайно. Здесь сделали последний походный привал перед переходом на правый берег Дона, а в летописи попала дискуссия: переходить через Дон или не переходить, где переходить? Перешли не в этом месте. Ситуация ещё не сложилась, до её созревания оставалась половина суток.
to_80__Tserkov_Dmitriya_Solunskogo_v_Dankove.jpg
Церковь Димитрия Солунского встала в уездном Данкове в порядке логической очереди (ф. 80), а Христорождественская – подчеркнула особое значение Данковской земли, как хранительницы Великой победы, дарованной Спасителем.
Утром 7 сентября армия прошла по левому берегу отрезок вёрст в пятнадцать и попала к Романцовскому броду, который находится в селе Романово Лебедянского района. Это важнейшее место подробно описано в летописях. Разведка принесла сюда нужные сведения, определившие дальнейшие действия русских князей:
«Семен же Мелик поведаа великому князю, яко: «Уже Мамай царь на Гусин брод прииде, и едину нощ имеем межу собою, на утрие бо имать прийти на Непрядву. Тебе же, государю великому князю, подобает днесь исполъчитися, да не предварять погании» (85).
Стала понятна вся ситуация: в каких точках находятся семь армий, как союзников, так и противников. Мамай продолжал стояние на Красном Холме в устье Мечи, а Багун пришёл на лебедянский Гусин брод. Такой расклад вынудил принять единственно правильное решение о переходе на правый берег Дона.
mantsovskij_brod_i_tserkov_Arhangela_Mihaila.jpg
В наше время над бродом к северу стоит на горке огромный кирпичный храм (ф. 57). В благодарность за удачную переправу, здесь устроили первую деревянную церковь, о которой говорится в документах 1613 года:

«Слобода Романов Рог. А в ней церковь во имя Архангела Михаила древена клецки. А в церкви оброзы и книги и ризы и колокола и всякое строенье мирское. А у той церкви поп Семён, дьячок Федько Агеев, пономарь Марко Семёнов, проскурница Оринка. Пашни церковные земли дватцать чети. Сена сорок копен, а пашня пахать тому попу и сено косить с казаки с романовскими в межах.

И всего на Романове Рогу в слободе за помещики и за оттоманы и за казаки шесть дворов помещиковых, да место дворовое, да шесть дворов крестьянских, да восмь дворов бобыльских» (86).
В древности село Романово имело смешанный состав населения. В разных документах того периода оно записано и казачьей слободой, и помещичьим селом. В списке его жителей и владельцев земель Романовы не значатся, однако легенда о прямой связи с царским родом жива поныне. Легенда имела почву для прорастания, потому что всё кругом было «Романовское»: лес, сёла, владения, государи, патриарх.
Площадка главной битвы, вошедшая в историю как Поле Куликово, находится всего лишь в шести верстах к западу от Романцовского брода. По самому древнему периоду истории села Рождественского можно высказывать только предположения, а документов не существует. Оно жило в преданиях. Возможно, в момент битвы на точке у Нижней Непрядвы у Большого оврага стояла деревня. Самую первую деревянную церковь Рождества Христова по предложению Дмитрия Донского поставили на самом Поле Куликовом в честь победы, а соседнее поселение назвали по её престолу селом Рождественским, которое подарили Патриархии, для поминовения воинов, павших в Куликовской битве. Поле битвы находится к западу от храма, а братская могила к востоку от него, в полном соответствии с православными традициями. Великую победу даровал Христос, поэтому главный храм освятили в его честь. Трудно поверить, что церковь с таким престолом здесь стояла раньше, а князь Дмитрий специально спешил в это место к восьмому числу по этой причине. Дату битвы выбрал Мамай, не придавая никакого значения православному празднику Рождества Богородицы, совпавшему с этой датой. Церковь простояла короткое время – с 1382 года наступил период опустошения края. Тохтамыш уничтожил поселения в междуречье, а Рождественское в первую очередь, как символ русской победы.
Назначение и престол древнейшей церкви унаследовала восстановленная на прежнем месте в 1613-м году, по завещанию Дмитрия Донского у братской могилы, в селе с унизительно подчёркнутым именем:
«Село Перехваль на речки на Перехвалки. А в селе церковь древена клецки во имя Рождество Христово. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское. Да на церковной земли поп Мартин, пономарь Кондрашко Ондреев» (87).
Помещики ушли от прежнего названия села, однако престол храма сменить не посмели. В этой сфере церковная власть имела больший вес и творила праведное дело. Деревянный храм Рождества Христова простоял почти до конца 18 века. Новый кирпичный построили рядом с сельским кладбищем. Память о битве и братской могиле возле старой церкви погасили подобным образом. Активные деятели 17-20-х веков демонстрировали высокие чувства беспримерного патриотизма, а истину затоптали. В эпоху полного официального государственного забвения и ухода с истинного места, самые памятливые и несогласные священнослужители и мужики поступили деликатно и мудро: не стали спорить с властями, на старом фундаменте поставили скромную деревянную часовню Рождества Христова, и представили её, как память о прежнем храме. Древняя церковь стояла на отшибе, что не свойственно для обычных сёл. Смотрите карту 1780 года: жилые дома села отстоят на километр от братской могилы и от старого места церкви. Встаньте на место прихожан: неудобно отправлять религиозные обряды, тяжело ежедневно ходить на молитву по грязной или заснеженной дороге в чистое поле, поэтому храм перенесли в центр села ближе к погосту, когда стали забывать Куликово Поле. Не припомню другого такого случая, чтобы при переносе храма неподалёку, прежнее место отметили часовней.

В короткий промежуток времени на рубеже 18-19-х веков село Перехваль с землями входило в Раненбургский уезд, а церковь Рождества Христова на новом месте показана на карте уезда от 30. 07. 1780 года (88), найденной в архиве ГАЛО Николаем Петровичем Селезнёвым.

Престольный праздник в Перехвали и поныне отмечается в Ильин день 2 августа. Обратите внимание – не по престолу главного храма, не на Рождество. Почему так? По древнейшей традиции, существовавшей здесь ещё до битвы. Русские воины принимали благословение на берегу Непрядвы у Прощёного колодца, освящённого в честь Ильи Пророка, а Рождественский храм тогда не существовал.
Судьба перехвальских памятников известна и типична для религиозных святынь нашего государства в советский период. Церковь в Перехвали закрыли, часовню снесли до уровня фундамента, Прощёный колодец забросили и забыли.
С начала девяностых годов 20-го века церковь Рождества Христова открыли вновь, а на первой правой колонне появилась настенная роспись, представляющая большие иконы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского.
oto_62__Proschyonij_kolodets_v_sele_Perehval.jpg
В 2011 году Прощёный колодец красиво обустроен, над ним возведена часовня, которая освящена в честь Илии Пророка (ф. 62). Внутри часовни по-прежнему бьёт мощный родник чистой русской правды, а в его водах каждый желающий может совершить обряд омовения.
Foto_78__Chasovnya_Rozhdestva_Hristova.jpg
Новую кирпичную часовню Рождества Христова (ф. 78) построили в 2013 году на прежнем фундаменте, оставшемся от древней церкви времён Дмитрия Донского, а главная икона в ней – икона Спасителя.
На поле битвы и у братской могилы церковь, посвящённая Спасителю, вполне уместна. Замечу, что здесь она заменила образ Димитрия Солунского в логической цепочке памятников. Не счесть храмы в честь Пресвятой Богородицы – Матери-Хранительницы Руси, поставленные по обширному географическому Куликову Полю, в день Рождества которой произошла Куликовская битва. Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоял в Перехвали на сельском кладбище. На его месте в 2015 году установлена часовня.
Инициатор воссоздания всего перехвальского комплекса – Антонина Николаевна Ряховская, внесла большую долю средств, а остальную их часть собрали земляки и Борцов Николай Иванович – депутат Государственной Думы России. Организатором и руководителем работ по восстановлению перехвальских святынь выступил священник Александр Николаевич Васютин. Краевед Иван Фёдорович Малюков провёл поиск документов. Трагическая история перехвальских памятников описана в его книге «Страницы истории Данковского края» [40]. На момент проведения работ место Куликова Поля в Перехвали прочно забыли, его не помнили даже эти подвижники. Патриотов побуждала генетическая память, вера в Бога и безмерная любовь к своей земле.

Ценнее этих скромных памятников – на Руси нет!

Придите, поклонитесь памяти наших великих предков!
Следующим победным этапом стал массированный гон ордынцев в сторону Мечи. И этот участок в порядке очереди отметили церковью Архангела Михаила в селе Архангельском (современном Губино). В межевых книгах 1627 года значится «Архангельское на Петрове отвертке под Романцовым лесом».
Foto_84__Kazanskaya_tserkov_v_Gubino.jpg
Село стоит на своём прежнем месте, теперь называется Губино, а престол освящён в честь иконы Казанской Богоматери (ф. 84). Смотрите карту Лебедянского уезда от 1790 года, на которой село показано на Петрове отроге большого оврага и отмечено двойным именем Губино (Архангельское). А почему же так? Престол церкви сменили при её обновлении в 18 веке, когда процесс переноса поля сражения на ложное место набрал обороты.
Рубеж на Мече, на котором Куликовская битва завершилась полным разгромом с потоплением войска Мамая, отмечен особенно густо.
Foto_1__Kamennij_Kon.jpg
Самым удивительным нерукотворным памятником того времени был Каменный Конь, стоявший у подножия Красного Холма (ф. 1). Каменный Конь отмечен в легендах и преданиях того периода, дошедших до нас. Он служил таким же знаковым камнем, как Вороний камень на Чудском озере при Ледовом побоище 1242 года, а хранителями его легенд были служилые люди: казаки и дети боярские. Только про Красный Буерак можно так рассказать в летописи: ордынцы, уцелевшие после сечи, перебравшиеся на другой берег Мечи, от ужаса окаменели. Сказано правдиво, здесь стоят каменные кони и люди. Всё в моём крае порвано в клочья, потеряно и перепутано: и место Куликова Поля, и легендарные Кони.
Nikitskij_hram_v_Tyutchevo.jpg
Мой земляк Дмитрий слышал легенду от своего деда: Никитскую церковь села Тютчево патриоты поставили на месте гибели Никиты – воеводы Дмитрия Донского, громившего Мамая на Красном Холме (ф. 25).
В самой важной точке на Мече, в селе Троекурове, стоит храм Димитрия Солунского. Здесь Дмитрий Донской вложил символический победный меч в ножны своего небесного покровителя.

reska_v_Uspenskom_sobore_Moskovskogo_kremlya.jpg

Князь Дмитрий (ф. 88) в своей короткой жизни совершил два крупных ратных подвига, первый из которых – Вожская победа над Бегичем. В начале 17 века в писцовых книгах отмечена деревня Одоньева, где, максимум до 1642 года, построена деревянная Димитриевская церковь, посвящённая небесному покровителю русского воинства в Куликовской битве. Деревня стала называться селом Димитриевским, и совсем не случайно, для поминовения погибших выбрана Димитриевская суббота. Вместо первой, в 1811 году открыта каменная церковь во имя Святого Димитрия Солунского с двумя приделами: правый посвящён Святому Великомученику Георгию, левый – Святому Мученику Воину Иоанну (89).
Svyato-Dimitrievskij_Illarionovskij_monastir.jpg
В 19 веке село Димитриевское перешло во владение князя Троекурова, который переименовал его в свою честь. В очередной раз память пытались стереть дворяне, но храм сохранил престол. В 19 веке при храме поселился старец Илларион, и от его монашеской кельи берёт начало Свято-Димитриевский Илларионовский Троекуровский монастырь (ф. 68), который в настоящее время реставрируется, является жемчужиной архитектуры новой России, вместе со Святым колодцем служит святыней и местом паломничества.
В 1914 году в селе Курапове возведён новый кирпичный храм Казанской Божьей Матери и Святого Архистратига Михаила, который стоит над Красивой Мечой и пустыми глазницами смотрит в упор на Красный Холм, раскинувшийся за рекой. Старую деревянную церковь Архангела Михаила, стоявшую рядом, разобрали. Её древний престол символизировал успешное окончание путеводной миссии Архистратига в военной кампании у последнего рубежа, перед Красивой Мечой. Так что благодарение ангелу, покровителю православного воинства, принесено сполна (90).

Село Курапово начиналось с починков, сведения о которых в Писцовых книгах 17 века скупы. Один из них, левобережный, отмечен короткой фразой: «Починок Зайцев под Романцовым лесом». Другой стоял через Мечу напротив и отмечен подробнее: «Починок Зайцев сверх Истобного леса под Бруслановым лесом» (91). Оба починка, вошедших в состав села, основали Зайцевы, потомки которых и ныне проживают в Курапове (92). Некоторое время село называли Архангельским по престолу храма, но это имя не прижилось.

_Fragment_ikoni_Spaso-Andronikova_monastirya.jpg
А что же роль духовного вдохновителя всей военной кампании, Сергия Радонежского, выпала из памяти потомков, спросите вы? Кто бы сомневался! Особая роль Преподобного Сергия (ф. 89) отмечена в Лебедянском районе многократно. Троицкий монастырь устроен над Гусиным бродом Лебедяни в 1621 году (ф. 71). Здесь просматривается прямая связь с Троице-Сергиевой Лаврой, основанной Святым Сергием. От Живоначальной Троицы выводит Сергий Радонежский свою земную великую миссию.
rkov_Sergiya_Radonezhskogo_sela_Sergievskogo.jpg
Храм, непосредственно посвящённый Сергию Радонежскому, поставлен над ключевым бродом Мечи в селе Сергиевском не позже 1642 года. Село стоит в самой середине активного 30-ти километрового участка Красивой Мечи, на котором добивали остатки ордынского войска. В настоящее время служба идёт в уцелевшей после разрушения части храма с сохранившейся колокольней (ф. 70). Напротив церкви, на левом берегу имеется братская могила русских воинов, погибших на переправе, о которой говорят местные предания. На её месте заметен невысокий холм. Следовало бы поискать братские могилы к востоку от всех памятных храмов, которые поставлены в зоне боёв.
Foto_69__Troitskij_hram_v_Yablonevo.jpg
Храм Живоначальной Троицы села Яблонева с приделами Сергия Радонежского и Архангела Михаила тоже посвящён миссии игумена Троице-Сергиевой Лавры (ф. 69). В Писцовых книгах начала 17 века на месте села значится починок «Рындин (Коптев) к Яблонове кулиге на Рубленом колодезе под Рысиным лесом» (93). С постройкой Троицкого храма починок стал называться селом Яблоново, а несколько позднее – Яблонево. Рядом с селом на месте Рублёного колодезя в балке Большой Верх находится благоустроенный Святой источник. Храм села отмечает крайнюю верхнюю точку участка правого берега Красивой Мечи, на котором армия Мамая стояла перед Куликовской битвой. На этом же участке её топили.

Ris__8__Hrami-pamyatniki.jpg

Посмотрите на карту с точками памятных мест (р. 8). Перечисленные выше храмы-памятники чередуются между собой в порядке Димитриевская церковь – Архангельская церковь и отметили победный путь Дмитрия Донского от Дмитриевского монастыря на Вёрде до Димитриевского монастыря на Мече. Отчётливо видна линия храмов, расставленных по маршруту армии, а в самом конце она подчёркнута дугой, будто бы основанием, на котором стоят культовые объекты, посвящённые Сергию Радонежскому, служившему духовной опорой военной кампании. Церкви поставлены в знаковых точках зоны военных действий так, что получился символический посох православного иерарха. Основание и вершина посоха опираются на храмы Сергия Радонежского у Вёрды и у Мечи, а Троицкие пункты в Лебедяни и в Яблоневе венчают его. Этим символическим посохом Святой Сергий благословил праведное дело. Здесь, на берегах Мечи, его духовное покровительство завершилось наглядно, полным триумфом. По заслугам и честь.
Очевидно: боевой путь и переправу через Дон указал Архангел Михаил, битвой правил Христос, Димитрий Солунский опекал воинов, а на Мече свой подвиг завершили Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Документы Куликовского цикла растоптали мистификаторы, однако стройную, тщательно продуманную цепочку памятников стереть с лица земли не удалось никому!
Оппонентам, заявляющим о подтасовке фактов, подчеркну особо. Боевой путь Дмитрия Донского показан в моей книге «Каменный Конь на Поле Куликовом», изданной в 2012 году. Речь о памятниках вообще не шла. Цепочка древних храмов на боевом пути открыта при системном анализе в 2014-м, и вошла в книгу «Свет забытой Непрядвы» 2015 года издания. Высветилась пронзительная закономерность их посвящений, которая неожиданно сложилась в стройную систему. Не я их так удачно расставил! Скажете, случайность? Попробуйте сами отыскать другую или подобную. Некоторые уже проверяли…

Список храмов-памятников в честь Куликовской битвы:

Дмитриевская церковь и церковь Сергия Радонежского в комплексе Свято-Дмитриевского Скопинского монастыря на Вёрде.
Церковь Архангела Михаила на речке Кочуровке в селе Архангельском.
Христорождественская церковь и церковь Димитрия Солунского в новом Данкове.
Храм Архангела Михаила в селе Романово.
Храм Рождества Христова на Куликовом Поле над братской могилой в селе Перехваль.
Свято-Троицкий монастырь в Лебедяни.
Церкви Архангела Михаила в сёлах Курапово и Губино (бывшее Архангельское) Лебедянского района.
Димитриевская церковь в селе Троекурово (бывшее Димитриевское) в комплексе Свято-Димитриевского Илларионовского Троекуровского монастыря.
Храм Сергия Радонежского в селе Сергиевском.
Храм Живоначальной Троицы с приделами Архангела Михаила и Сергия Радонежского в селе Яблонево Лебедянского района.
Апофеоз:
Храмы Поля в руинах, погашен их свет,
А глазницы пусты и черны от печали.
Шёл я к ним все шестьсот тридцать пять долгих лет,

И дороги стелились, и реки встречали.

Свет забытой Непрядвы – негаснущий свет,
Вспыхнул снова, но всуе – замечен едва ли.
Озаряет он Поле, где пал Пересвет,

И могилы, и храмы, что вы потеряли.

Заключение.
Разглядел ли я в тумане веков исторические путеводные вешки, используя простую инженерную логику? Уверен! У конструктора концы с концами всегда сходятся. Во времена моей юности в МГТУ имени Н.Э. Баумана учили критически подходить к разработкам, логически осмысливать любые документы. Мне удалось разобраться в тайне двух речек с одинаковым именем «Непрядва», распутать тугую сетку исторических событий и документов, поставить Куликово Поле на летописное место у старого Рождественского храма села Перехваль, указать братскую могилу рядом с ним, оценить результаты разведочного поиска оружия, развести Каменных Коней по своим стойлам и попутно осветить историю Лебедяно-Данковского казачества. Открылась возможность вспомнить древнейшие дороги Верхнего Подонья, по которым маневрировали армии противников в период битвы. Дороги привели на истинные места исторических событий, на потерянное Поле Куликово в устье Перехвалки, где 8 сентября 1380 года состоялась Куликовская битва. Удивительным образом в это место ведут все ориентиры и документы, идеально ложится хронометраж событий, а на дороге победы стоят двенадцать православных храмов-памятников.

Мой путь начинался от мифов древних славян, которые пришлось разбирать в связи с открытием лебедянского Каменного Коня в устье Красивой Мечи. Стоило коснуться этой темы, документы пошли лавиной – едва успевал анализировать, писать и всё переделывать заново, когда находил ещё более важные и убедительные. Самое ценное дополнение к русским источникам, содержится в своде летописей Булгарского государства, которое было противной стороной в древние времена. Много воды утекло в Дону с тех былинных времён, многое изменилось. Татары стали кровными братьями русских, а путаница прижилась в истории и укрепилась.

Ошибочное место локализации Куликова Поля происходит от русских переселенцев – беженцев. Это они перенесли старое имя Непрядвы на 70 км вверх по Дону после сожжения зоны междуречья Тохтамышем в 1382 году, а ещё и Тамерланом в 1395-м. К моменту новой волны заселения Лебедяно-Данковского края в конце 16 века, легендарные топонимы прижились в Епифанском крае, и верхняя Непрядва впервые появилась в исторических документах о сторожевой службе от 1571 года. В период Смуты новая волна беженцев унесла легендарную историю Каменного Коня из устья вверх по Мече и переложила на другой валун. Храмы-памятники, посвящённые Куликовской битве, Русская Православная Церковь поставила на рубеже 16-17 веков, а после Раскола отошла с прежних позиций. Царь Пётр по дороге в Воронеж попутно посетил место у новой Непрядвы, которое в начале 18 века подавалось ему, как истинное Куликово Поле. Ложное поле оказалось на землях помещика С.Д. Нечаева. По его ходатайству, поддержанному тульским губернатором В.Ф. Васильевым, проект поминального места и памятника утвердил в 1836 году император Николай I. Памятная колонна установлена на новоявленном Красном холме в 1850 году. С этого момента «неправда» стала официальным местом поминовения павших в Куликовской битве. Царской воле противиться невозможно. Правительство России в 1996 году подставило новую подножку истине, утвердив проект мемориального комплекса. Постепенно, намеренно уничтожались памятные древние топонимы, а предания гасли от поколения к поколению. Процесс был административным, антинаучным. Только священные кости наших предков не смирились с таким положением – они сами вылезают из могилы на перехвальском поле и кричат: «Люди русские, с кем вы? С версией подхваченной и продвинутой Нечаевым и утверждённой Николаем I? Или с летописной правдой Дмитрия Донского?». Поклоняться подвигу предков можно в любой точке вселенной, включая Тульскую область, но горячая святая кровь пролита на берегах униженной, растоптанной Перехвалки!
Так получилось в современной России: историки Бегунов и Нурутдинов объективно разобрали Булгарские летописи, поисковику Скуратову выпала миссия найти Куликово Поле с братской могилой и храмы-памятники, безымянные народные археологи нашли оружие и артефакты, а энтузиасты Малюков и Чаплыгин показали скопление костей в селе Перехваль. Замечу, все работали только на свои личные средства, по своей инициативе. Во время этой долгой многотрудной работы профессиональные историки и археологи, сидя на вершине самомнения, вводили в заблуждение чиновников от культуры.

Безмерно обидно за Державу!

На данный момент необходим профессиональный археолог, имеющий право на раскопки согласно Листу, который имеет мужество плыть против течения. Есть ли такой в нашей России? Понятно каждому: бессмысленно поддерживать чужие открытия, а развивать крамольные – глупо вдвойне!
В результате исследования исторических документов о Каменном Коне и о Куликовской битве, в Лебедяно-Данковском крае выявлен уникальный исторический, природный и ландшафтный комплекс. Холмы Красивой Мечи хранят сказочные чудеса. Особенно живописны донские пейзажи в районе села Перехваль. Природа дышит древностью и готовится открыть сокровенную тайну не только мне. Здесь проходил Донской торговый путь и Столповая дорога, Иван Грозный ставил сторожи в былинном крае, на берегах Красивой Мечи казакам верно служили два Каменных Коня. Здесь ничего не надо выдумывать – ходи и смотри.
Битва состоялась на окраине Куликова Поля, в междуречье Мечи и Дона, в устье Нижней Непрядвы (Перехвалки), в пределах черты Хэлэк, на русской земле.
В настоящий момент мои открытия игнорируют деятели науки и культуры. Как же можно выступать против документов? Ещё как можно! Уже 400 лет это делают. Моих сил не хватит, чтобы разрушить государственный железобетонный миф о верхней Непрядве, но люди должны знать историческую правду: святые кости здесь, в точке с координатами 53 градуса 07.794 минуты северной широты и 039 градуса 06.227 минут восточной долготы.
Эпилог:
Перехвалка дремлет в тишине,
Дон блистает лентой позолоченной…
Заблудилась память в глубине

Той «Неправды», в крае замороченном.

Шесть веков, в сиянии Христа,
Славный край хранила Богородица.
Льётся свет, вода в Мече чиста,

Но Героям здесь никто не молится!

Список примечаний и источников информации и начало раздела смотрите в 1-й главе «Перед Полем Куликовым» http://www.history-ryazan.ru/node/15469 или на сайте «Каменный Конь»
http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-6...
4-й раздел, посвящённый поискам Куликова Поля, опубликован на данном портале, а так же открывается по ссылке «Свет забытой Непрядвы» http://kamenny-con.narod.ru/index/nepryadva_kulikovo_pole/0-15
Все материалы и разделы исторической монографии «Каменный Конь на Куликовом Поле» в полном объёме опубликованы на сайте автора «Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru
Март 2017 года.

Николай СКУРАТОВ.

0
 
Разместил: Николай Скуратов    все публикации автора
Изображение пользователя Николай Скуратов.

Состояние:  Утверждено

О проекте