Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вербы весенняя весть

Всем Рязаням, Елатьмам, Касимовам,
спрятанным в зелень,
в бездорожьях, у плёсов –
по холмам и пригоркам, по полям и улогам –
всем –
одетым в колокольные звоны и в шёпот полей,
в крик журавлей и молчанье закатов,
в изумруде весны и
багрянце осеннем, -
всем –
косопузым, забытым, заброшенным,
подслеповато усупленным в синь,
в платочках цветных и монашеских схимах,
всем – всем –
всем Рязаням, Елатьмам, Касимовам,
у просёлков, у шляхов проезжих, в бездорожной
осенней грязи
и под снежным убором, и в галочьем крике –
вербы весенняя весть.

Вениаминъ Кисинъ.

Этим своим последним в жизни земной стихотворением, сначала 25-й страницей включённым в один из семи рукописных сборников стихов, а потом переписанным и поставленным последним тоже 25-й страницей в его неоконченный роман «Рязань на Яру», Вениамин Кисин предсказал своё воскресение, возвращение в Россию, в Рязань своими стихами.

И не только стихами, но и своими делами: созданием в 1920 году первого в Рязани литературного объединения – Рязанского отделения Всероссийского союза поэтов, организацией Дома искусств, изданием шести коллективных сборников стихов рязанских и московских поэтов в Государственном издательстве Рязанского отделения ВСП с участием Бориса Пастернака, Рюрика Ивнева, Павла Радимова, Ивана Белоусова, Александра Кусикова… Ещё в 1918 году Вениамин Кисин задумал издание журнала, чтобы «расшевелить, растолкать, пробудить» «силы местные», а во время обучения в Рязанской 1-й мужской гимназии, которую он окончил с золотой медалью, издавал рукописный журнал «Полишинель». Вместе с братом он издавал и рукописные сборники, в которых их стихи написаны от руки Вениамином, а Борис иллюстрировал и оформлял эти редчайшие драгоценности, проросшие талантами их авторов. По его приглашению не только публиковал, но и читал свои стихи в Рязани Пастернак, собирались приехать Есенин, Кусиков и Шершеневич.

Сергей Есенин, избранный 24 августа 1919 года в президиум Всероссийского союза поэтов, участвовал и в обсуждении места проведения заседаний Рязанского отделения ВСП.

Вениамин Моисеевич Кисин (8(20) марта 1897 – 12 апреля 1922) был секретарём РО ВСП, главным работником отделения поэзии Дома искусств, автором нового литературного направления – «Декларации люминизма», был активным участником литературной жизни Москвы.

«Москва притягивала его как центр умственной жизни», и в середине 1921 года он уезжает из родительского дома в Рязани на Соборной улице, 13. Он живёт в Москве в маленькой комнатке в Бубнинском переулке, заполненной рукописями и книгами, но, конечно, приезжает к родителям и к сестре и братьям. Вот и «на Пасху он собирается ехать в Рязань. 11-го апреля отправляется на вокзал, но, опоздав на поезд, идет к знакомым в гостиницу «Вулкан» на Владимиро-Долгоруковской улице. …Возвращался домой после полуночи». Он был убит, и не вышел из печати «Огненный лебедь», им проанонсированный.

В письме Евгению Евтушенко Борис Кисин пишет: «В 1922 году, прожив всего 25 лет, от пули неизвестного убийцы погиб мой брат. О нём положительно отозвался В.Брюсов. Дружил с ним и Б.Пастернак. После трагической смерти брата о нём писали С.Городецкий, П.Радимов, Б.Пильняк».

«И тогда я узнал, что предо мною поэт, облечённый Милостью Божией – что русская наша колыбель – поочье, Таруса, Рязань, Зарайск, Касимов, наши русские веси – родят, родятся, бухнут; так радостно всегда знать, что пришёл ещё новый твой брат» (Б.Пильняк);

«Искренний в душевной взволнованности, Вениамин Кисин в своём поэтическом наследии трогает читателя острой и радостной любовью, пантеистически широкой, к пустынному полевому и лесному простору Руси. Вместе с тем, он, современник мировых событий, бунтарской душой порвал застой устаревшего обихода, напряжённо зовёт новую эру человечества, мечтательно и верно преданный заветам и поискам творчества» (П.Радимов).

И хотя в свои двадцать пять он успел издать только один сборник своих стихов, и остались семь сборников его рукописей «Звёздные ресницы», «Белое пламя», «Белена» - «Плаха пульса», «Асфальтовая месса», «Смерть в виссоне», «Мирское сердце», «Отшельник»; «Рязань на Яру» (его неоконченный роман), которые он собирался издавать, его помнили, хранили его наследие, говорили и писали о нём те, кто знает, ценит и любит литературу не только высокопрофессионально по долгу службы и родства, но и по своей одарённости.

Сам талантливый поэт, художник, кандидат искусствоведения, полиграфист, педагог, Борис Кисин не мог не понимать, кто его брат, и сделал всё, чтобы достойно профессионально и талантливо увековечить его память, чтобы и современникам и грядущим поколениям искусство Вениамина Кисина стало известно как источник света и тепла и сам «он весь» - как «дитя добра и света».

Смертельную боль от потери брата можно было пережить только с его памятью, с его стихами в своём творчестве. И Борис Кисин издаёт в 1923 году в Москве в издательстве Всероссийского союза поэтов сборник стихов брата с обложкой и рисунками Г.М.Тиходеева (Григорий Михайлович Тиходеев работал в театре Мейерхольда, инженер, доктор технических наук), со своей вступительной статьёй и с комментариями ко всем стихам, изданным и неизданным. И свой диплом во ВХУТЕМАСе - в Высшем художественно-техническом Институте Борис Кисин защищает как художник и полиграфист сборником стихов брата, написанных в 1921-1922 годах. (Свои стихи Борис Кисин перестал публиковать после письма М.Горького из Сорренто в ответ на присланный им из Рязани – Соборная, 8 – сборник стихов, изданный в Москве в издательстве Всероссийского союза поэтов: «…Вы отлично владеете стихом… Темы у Вас слишком «личные». Ваше мастерство разрешает предъявлять к Вам более строгие требования… Вы «в загоне»?... Время эпическое, а не лирическое. Жму руку. А.Пешков. 20.Х.28»).

Михаил Владимирович Самыгин (Марк Криницкий), преподававший в гимназии словесность, при встрече в 1922 году в Рязани с Борисом Кисиным после гибели Вениамина Кисина сказал: «Это был самый талантливый мой ученик».

Беляков Александр Васильевич о своём «дорогом незабвенном друге» написал воспоминания «Далёкое прошлое».

А во время «оттепели», когда можно было продолжить увековечение, воскрешение поэта, Борис Моисеевич Кисин передал его рукописи, книги, фотографии, документы в Рязань – в фонды Рязанского областного краеведческого музея (теперь они хранятся в Научном архиве в фондах Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и в Научной библиотеке этого музея) и в Москву – в Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (теперь РГАЛИ), Отделы рукописей Государственного литературного музея и Государственной библиотеки им.В.И.Ленина (теперь ГБЛ).

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, в котором хранится и переписка Б.М. Кисина с зав.фондами музея Е.И.Егоровой, на выставке редких книг представлял переданные Борисом Кисиным сборники с публикацией стихов Вениамина Кисина, в том числе и с посвящённым Б.Пастернаку стихотворением В.Кисина «Дамаянти». Об этих сборниках, об их значении в литературе писала Алла Александровна Севастьянова. Марк Николаевич Мухаревский в связи с этой выставкой написал и о Борисе Кисине и его первом в Рязани отклике на смерть Сергея Есенина, который хранится в Научной библиотеке Государственного архива Рязанской области.

Игорь Николаевич Гаврилов, знавший литературу и её историю и по материалам архивов Москвы и Рязани, писал о Вениамине Кисине в Рязанской энциклопедии в Библиографическом словаре, приведя в списке литературы и коллективный сборник со стихами Вениамина Кисина, который хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. Василий Павлович Гришин ещё в 1969 году написал о В.Кисине в Очерках литературной жизни Рязани 20-х годов.

Так радостно было получать для разрешения установки мемориальной доски поэту Вениамину Кисину подписи Натальи Павловны Васильевой, Нины Борисовны Виноградовой, Романа Маркина, Алексея Акиндинова, Елены Графшиной, Юрия Блудова, Бориса Иогансона, Дмитрия Филиппова, Михаила Крылова, Олега Ершова, Нурислана Ибрагимова, Егора Иванова, Максима Скороходова, сотрудников архивов, научных библиотек и музеев - всех 79 подписавшихся.

Ольга Ефимовна Воронова и Елена Владимировна Чумичёва, зная и понимая его значение, сразу поставили свои подписи и предложили мне выступить на Международной научной есенинской конференции и на Межрегиональной научно-практической конференции 1Х Яхонтовские чтения. На Есенинской конференции я говорила о Вениамине и Борисе Кисиных в связи с Сергеем Есениным, на Яхонтовской – о документах, касающихся всей семьи Кисиных. Подробные тексты с указанием архивных источников, воспроизведением документов, писем и фотографий (впервые публикуемых) будут представлены в научных изданиях, и самый полный – в Интернете на сайте «История, культура и традиции Рязанского края».

Так всей Рязанью и Москвой шла любовь и благодарность, растопившая смерть и лёд незнания и непонимания.

У Моисея Израилевича Кисина, витебского столяра, приехавшего в Рязань в 1893 году, получившего в 1910 году купеческое 1-й гильдии свидетельство, не было в Рязани собственного дома. Он был квартиронанимателем домов Соколова, Асташевой, Рябова, Харина, Шевченко. Сохранился в Рязани дом на улице Соборной, 13, в котором жили Кисины на втором этаже, и в свою последнюю поездку в Москву в середине 1921 года уезжал Вениамин Кисин. На эту квартиру 18 октября 1920 года Моисею Израилевичу Кисину был выдан ордер № 6571.

«Долог путь к человеку, люди», а к поэту – вдвойне, как это было с литературной реабилитацией Павла Васильева, с увековечением Сергея Есенина, и теперь только к его 120-летию – с Вениамином Кисиным.

Листик коричневый, осени птица,
Разве не шепчет, что Бог воскресает,
В трещины неба снова сочится
Сладость давно позабытого рая.
Что из того, что все умирают,
Что из того, что страданий полны?.......
Пойте, вплетайте в слёзы хваления,
В горе вливайте весть возрождения,

Души на пире вечного бденья.

Весенним днём 21 марта (в день рождения по новому стилю в нашем веке) 2017 года в день 120-летия Вениамина Моисеевича Кисина люди принесут к дому на Соборной, 13 не только цветы, но и веточки вербы. И эта «вербы весенняя весть» будет знаком воскресения, возвращения к жизни поэта, - знаком любви к великой такими людьми России.

Галина Иванова.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Galina_Ivanova    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте