Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Подглазурная роскошь



Итальянская керамика в Эрмитаже

Выставка прикладное искусство

В Эрмитаже открылась выставка "Керамика Кастелли": чашки, вазы, блюда XVI-XVIII веков из итальянской провинции представляют историю искусства в миниатюре. Посуду разглядывала АННА Ъ-МАТВЕЕВА.

Тарелки, кружки, вазочки. Белые, синие и желтые. Прекрасные дамы с единорогами, благочестивые горожане, райские пейзажи под вечно синим итальянским небом. Фигурные ручки кувшинов: то по-средневековому, в виде девичьих кос, то уже совсем по-барочному, со спиральными завитками-волютами и прочими финтифлюшками. Казалось бы, совсем несерьезные штучки. Да, посуда. Да, лепная и с картинками. Да, старинная лепная посуда с картинками. Но вроде бы никак не предмет для крупной выставки в одном из главных музеев мира. Чем так ценны эти чашки-тарелки, чем они сумели соблазнить сам Эрмитаж?

Кастелли -- маленький город (а по-честному, средних размеров поселок) в горной области Абруццо, которая расположена ровно посередине голенища итальянского сапога, на Адриатическом побережье Италии. В Кастелли с XV века делают керамическую посуду. Собственно, первоначально бизнес был весьма прозаическим: город специализировался на фармацевтических сосудах, банках, ступках и прочих медицинских посудинах. Однако уже к XVI веку местным ремесленникам надоело просто штамповать банки и вазы для лечебных трав и мазей, и они потихоньку начали переквалифицироваться в художников: не снижая практического качества продукции, они добавили к ней новое эстетическое измерение.

"Лабораторная посуда" из Кастелли покрыта узорами, рельефом, росписью на разнообразные нравоучительные темы. Утилитарные сосуды превратились в предметы роскоши и произведения декоративного искусства. В них уже не хранили целебные травы или порошки: на картинах итальянских живописцев того времени видно, что сосуды альбарелло -- цилиндрические банки для трав -- и блюда с росписью ставили на полках и в специальных шкафах-поставцах так, чтобы было удобнее ими любоваться, рассматривая роспись. Блюда и тарелки из кухонной посуды превращались в "piatti di pompa" (итал. "тарелки для украшения"). Кастелли не просто уверенно встал в строй таких прославленных керамических производств Италии, как Урбино, Фаэнца, Дерута, Кастель-Дуранте, Пезаро, Монтелупо, его имя стало синонимом роскоши.

В росписях майолики Кастелли можно при желании увидеть все повороты и перипетии самого бурного, красочного и плодотворного периода в истории мирового искусства -- итальянского Возрождения. Вот аптечный сосуд альбарелло из Помпеи: керамический цилиндр совершенно неотразимой формы -- ни дать ни взять пивная банка. На боках банки -- персонажи, способные обогатить наши представления о жителях Италии позднего Средневековья. Их лица почти не прорисованы, никаких индивидуальных черт и вообще ничего лишнего. Но зато одежды выписаны в подробнейших деталях. Самая старая аптечная посуда из Кастелли выглядит как трехмерные копии немецкой гравюры XV-XVI веков, которую местные мастера использовали иногда как образцы для росписи: даже надписи на ней сделаны "немецким" готическим шрифтом.

Кстати, для знающего зрителя это одна из самых интригующих черт выставки в Эрмитаже. Ведь принято считать, что культурный взрыв Возрождения, сметя ударной волной все, что осталось от Средневековья, перелопатил Италию, дал в результате самую знаменитую эпоху, из которой пошло все, что мы сейчас понимаем под словом "искусство", и потом уже двинулся на Север и Запад. Однако росписи на кастелльских кружках показывают, что не все так просто, бывало и наоборот, и просвещенные высокодуховные итальянцы там и сям заимствовали стиль у кондовых, еще погрязших в Средневековье Германии и Франции.

На более поздних вазах и блюдах, сделанных и расписанных династией Груэ, уже никакого Средневековья с Возрождением. Здесь чистые барокко и даже ампир: изящество во всем. И в прихотливых формах ваз с изломанными ручками и лепными детальками, и в сюжетах рисунка. Декольтированные дамы, изображающие пастушек, на фоне идиллической природы с кроткими овечками и живописными руинами, фривольные сценки, облегченная греческая мифология -- в общем, галантный век во всей своей красе. Эту посуду уже, конечно, никто не использовал в практических целях: ею можно было только любоваться. Не мудрено, что в конце концов керамисты Кастелли окончательно отрешились от вопросов практики и перешли от посуды к расписным керамическим плиткам -- "картинам в миниатюре", не несущим вовсе никакой функции, кроме декоративной. Самый известный образец "кафельной" майолики -- церковь Сан-Донато в Кастелли.

Майолика Кастелли представляет в миниатюре историю искусства своего времени: ее стили меняются так же, как в полотнах титанов Возрождения. Что важнее, она повторяет и более общую динамику искусства: от украшения утилитарных кружек и тарелок к произведению искусства самому по себе и дальше к искусству как декоративному материалу вроде того же кафеля. Другой судьбы у искусства не было и нет, и это придает выставке 500-летней майолики очень современный и довольно горький смысл.

Газета «Коммерсантъ» № 20(3837) от 08.02.2008

фото к статье

0
 
Разместил: moderator    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте