Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

«Из пламя и света рождённое слово…»

4 октября 2014 года в Константинове, на родине Сергея Александровича Есенина был праздник его рождения, был праздник его поэтического музыкального слова.

«Анну Снегину» как фантазию-воспоминание по поэме Сергея Есенина, музыкальным произведениям Александра Вертинского, Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова на террасе дома Лидии Ивановны Кашиной, ставшей одним из прообразов поэмы, представил Московский музыкальный театр «Амадей». В спектакле режиссёра-постановщика художественного руководителя Театра «Амадей» Олега Валерьевича Митрофанова (музыка Елены Астафьевой, художник по костюмам Ирина Дронова) заняты: актриса Театра Т.В.Дорониной (Московского художественного академического театра им. М.Горького) Екатерина Лисовая, актёр Московского академического театра им. Н.В.Гоголя Сергей Карякин (премьера), Михаил Полежаев, солисты Московского музыкального театра «Амадей» Ульяна Беляева (премьера), Ольга Борзова, Тамара Завальная, Константин Иванов (премьера), Сергей Стёпин, Максим Якимов, ансамбль солистов оркестра Театра «Амадей». «Ностальгией по настоящему» звучит весь текст поэмы «Анна Снегина» в исполнении актёров Екатерины Лисовой и Сергея Карякина (премьера), Михаила Полежаева. Партитура спектакля написана на основе романса о родине «В степи Молдаванской» любимого Есениным Александра Вертинского и вокализа Сергея Рахманинова.

Театр «Амадей» отличается умением услышать и передать зарождённое и воплощённое в музыке поэтическое слово. Услышать музыку стиха не всегда и не всем возможно так же, как не все писатели и поэты способны услышать музыку происходящего в стране, в судьбе. Режиссёр и актёры сумели передать соответствие звучащей в спектакле музыки поэтическому слову Есенина, изначально пропитанному музыкой таланта поэта, услышанной им и воплощённой в стихе.

Когда перед началом спектакля режиссёр и постановщик «Анны Снегиной» Олег Митрофанов говорил о своём спектакле, о его современности, солнце ярко показалось из-за набегавших туч, и в «сто тысяч солнц» сияло вместе с Есениным (и, наверное, с Маяковским, раз мне прозвучала его цитата), осиянно сопровождая пламя и свет есенинского слова. И только когда Михаил Полежаев вышел с кумачом в руке со словами Прона Оглоблина – прототипа Петра Мочалина: «Дружище! С великим счастьем, настал ожидаемый час! Приветствую с новой властью, теперь мы всех р-раз - и квас!...», - небо заплакало, но не дождём, а как будто слезами над всем грустным, о чём продолжала говорить в исполнении артистов музыка есенинского стиха.

Дождь накрапывал и когда на подмостках появились Анна Снегина и Сергей Есенин, воплощавшие на сцене воспоминание и мечту поэта о той гармонии, которая в жизни часто бывает недосказанной, и на ступеньках террасы поскользнулась актриса, потому что высокая мечта всегда наказуема, и, наверное, вышла на волю та злоба, что звучала в мезонине по отношению ко всему «Амадею» и особенно к спектаклю «Анна Снегина» ещё в первое «Музыкальное лето в Константинове», и по отношению к Учёному секретарю Наталье Николаевне Бердяновой, узнавшей в Москве Театр «Амадей» и загоревшейся мечтой показать эту музыку и поэзию в Константинове.

Фестиваль «Музыкальное лето в Константинове» (идея и постановка О.В.Митрофанова) начался в 2002 году. В рамках фестиваля премьера спектакля «Анна Снегина», посвящённая памяти Л.И.Кашиной, состоялась в Константинове 18 августа, накануне Преображения Господня.

Был ещё один показ «Анны Снегиной» в Константинове, несколько испорченный учтёнными замечаниями сотрудников музея. (Были убраны отдельные живые находки, есенинские цвета – синий, рыжий - были заменены мёртвыми серо-картонными, новые костюмы, и даже шляпы, смотрелись как… костыли, - настолько неорганичным было такое изменение).

Но ничем и никому не дано нарушить «из пламя и света рождённое слово».

Слово звучало – «и слово было Бог».

Екатерина Лисовая и Сергей Карякин свои роли в спектакле музыкально-поэтически высоко несли и вся поэма Сергея Есенина «Анна Снегина» звучала, пронизанная высоким пониманием есенинского стиха.

Каких только якобы похожих на Есенина терпела театральная и кино-есениниана, и как жаль, что по-настоящему похожих на Есенина, красивых, как Олег Стриженов в «Сорок первом», ни на сцене, ни в кино не было. Единственная, есенинским светом осиянная, и внешне есенинская родня – Татьяна Доронина, но это его «Зинон», его «Гелия Николаевна», его «Любимая!», она и в своих спектаклях сродни Зинаиде Райх.

Сергей Карякин на Есенина внешне совсем не похож, и его тёмные волосы только ко второй постановке испортили светлой краской, но это был Есенин по всей своей «словесной походке». Артист читал со сцены стихи, сроднившись с поэтом «по самой строчечной сути», создавая впечатление, что Есенин сам рассказывает свою жизнь, что сам Есенин на сцене, его время, его эпоха.

Сейчас «Амадей» показал «Анну Снегину» в год юбилея любимовской Таганки. И, наверное, не случайно исполнение Михаилом Полежаевым есенинской поэмы напоминало чтение «Анны Снегиной» Валерием Золотухиным.

В 2004 году есенинский фестиваль «Музыкальное лето в Константантинове, открывшийся в середине мая, как бы завершился моноспектаклем Валерия Золотухина «Анна Снегина» 8 октября в год 40-летия любимовской Таганки, в день памяти Сергия Радонежского, в честь которого будущего поэта нарекли Сергеем. Звучала Таганка, гениально представленная Валерием Сергеевичем Золотухиным, тоже в барском доме, но не в экспозиции, а в гостевой комнате в мезонине, которую артист выбрал для представления для сотрудников музея Есенина, как и первую свою «Анну Снегину», показанную тогда по ТВ, - тоже для сотрудников в камерном зале Государственного литературного музея в Москве в 1982 году. В 1995 году он создал моноспектакль уже на сцене Театра на Таганке.

Валерий Золотухин хотел в Константинове показать спектакль по поэме Сергея Есенина «Анна Снегина» в доме Лидии Ивановны Кашиной. И предполагалось, что он будет читать в столовой, как наиболее просторном экспозиционном зале «Музея одной поэмы». Войдя в столовую, Валерий Золотухин выскочил в переднюю, где размещена вступительная часть экспозиции, сказав, что здесь будет читать. Но это место его тоже не устроило, и он выбрал свободную от несродной этике и эстетике дома с мезонином, Лидии Кашиной и Сергея Есенина экспозиции комнату в мезонине с несколькими картинами и небольшим зеркалом на стене, как при Кашиной, которое он тут же импровизационно обыграл в своём спектакле. Он выбрал ту комнату, что при Лидии Кашиной была гостевой и принимала самых близких, приезжавших в имение. Сюда поставили стол, накрытый ковровой скатертью, с граммофоном, с настольной лампой, со свечой и с афишей спектакля Валерия Золотухина «Анна Снегина» на Таганке, а также стулья для артиста и лавки для зрителей.

«Все эти факты», казалось бы, разрозненные: «Амадей», Таганка, Преображение, Сергий Радонежский, - «имеют один музыкальный смысл».

Тоже 8 октября, в год 50-летия его Таганки, в год и день 700-летия Сергия Радонежского Юрия Петровича Любимова проводили в жизнь вечную.

Когда уходят из жизни земной такие люди, хотя они продолжают жить в нас и с нами как «третие что-то меж явью и сном», дышать без них в нашей жизни, пока она не стала вечной, некем, и некем их заменить, какие бы таланты и гении ни рождались снова. «И втягивает жизнь под колесо, как шарф втянул когда-то Айседору». «Всё равно всё пройдет, всё равно ведь никто не поймёт» то, «…что ветер поёт нам, звеня…».

«Но надо жить. Ни водка, ни петля, … - всё это не спасенье. Спасенье – ты, российская земля. Спасенье – твоя искренность, Есенин.

И русская поэзия идёт…».

Идёт на сценах, на экранах, - «в святых местах земли…».

Галина Иванова.

0
 
Разместил: Galina_Ivanova    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте