Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Мы все в долгу перед Рязанской землей. (Продолжение четвертое).

В каких избах жили наши предки в Рязанской губернии? Как доставалось им постройка жилья? Не надо идеализировать жизнь крестьян в прошлое время. Жилось им трудно. Жилище поселянина, состоящее из разных построек, представляет всегда фигуру четверо угольника, более или менее продолговатую. Главное строение есть изба, стоящая обыкновенно лицом на улицу, в одну линию с нею — ворота, потом амбар или плетень, по бокам и с заду бани, погреба, конюшни, хлева, загороды для скота и разные другие пристройки. Амбары не всегда находятся в черте прочих строений, есть много деревень, особенно в южных уездах, где амбары стоят отдельно чрез улицу и за двором.

Жилые строения состоять обыкновенно из двух изб или срубов, стоящих большею частью без фундамента и соединенных между собою холодными сенями. Одна изба (теплая) назначается для житья, а другая есть клеть, в которой хранится посуда, провизия, одежда и прочее имущество, а летом в ней живут. Впрочем, это главное строение крестьянина весьма разнообразно в своих формах, иногда вместо клети ставится другая изба с печкой. Гораздо же чаще встречаются крестьянские дома, состоящие из одной лишь избы и холодных сеней, где устроен небольшой чулан вместо клети. На севере губернии избы строятся выше и разделяются дурно сколоченным полом горизонтально на две половины, из коих в верхней живут, а нижняя заменяет клеть и называется «подполица». В уездах Данковском, Скопинском, Пронском и других западных клеть называется «горницей», а иногда «горенкой».

Размеры избы соразмеряются с величиной семейства. Обыкновенно изба составляется из 15, 20 и более венцов; таким образом, средняя высота ее выходить от 4 до 6 аршин (2,8 - 4,3 м). Вообще можно сказать, чем севернее, тем избы выше; но ширина и длина их везде одинаковы и заключают от 6 до 9 аршин (4,3 – 6,4 м). Если взять избу средней величины, то она вмещает в сe6я пространство в 144 кубических аршина; в каждой избе, в сложности, живут по восьми человек; следовательно, каждый пользуется пространством, имеющим в длину и ширину три (2,1 м), а в вышину два аршина (1,4м), если же принять в соображение все принадлежности избы и домашнюю скотину, которая в течение зимы постоянно в ней толкается, то можно составить себе понятие о тесноте крестьянских жилищ. Главная принадлежность избы есть русская печь, сбитая большей частью из глины, в деревянной оправе или сложенная из кирпичей она лежит на деревянном опечнике, устроенном в углу, подле двери, и занимает обыкновенно шестую часть избы. Русская печь не вполне удовлетворяет своему назначению; если она с трубой, то приспособлена более для печения хлеба и приготовления пищи, чем к нагреванию избы (В казенных селениях приготовление пищи в летнее время производиться в небольших сарайчиках, построенных в некотором расстоянии от строения, подобных кухонь приходится по одной на три двора.). Крестьяне это ясно видят, и—вот причина, почему они избегают печей с трубами, желая некоторым образом устранить их недостатки другим неудобством, более удовлетворяющим назначению печей в зимнее время, т. е. нагреванию избы. Известно, чем долее горячий дым, посредством поворотов в трубе, задерживается в печи, тем более она дает теплоты, и на этом основывается превосходство курных изб пред белыми. Кроме того, курные избы удобнее, потому что сухи; напротив, избы с печными трубами в зимнее время всегда сыры, потому что печь не в состоянии нагревать надлежащим образом стены, и они мокнут, осаживая влажность в воздухе. Крестьяне жалуются также, что избы с трубами угарны. Если угаром назвать всякое испарение или отделение газа, действующее вредно на организм, то весьма естественно, что в избах, где живет домашняя скотина и находится в брожении приготовляемая пища и питье, где нечистота от людей, скота и домашних птиц, всеобщая неопрятность, везде развешено для сушки 6елье, платье и пр., а кругом заплесневевшие, гнилые стены; то в этих избах должен быть угар. В этом случае дым, как средство против гнилости, уничтожает его и очищает избу, унося с собой вредные испарения, ибо при топке печи обыкновенно отворяются двери.

Все это причиною, что крестьяне до сих пор не оставляют курных изб; даже топят по-черному там, где устроены печные трубы. Только старание о соблюдении чистоты, отсутствие скота и печь хорошо сложенная из кирпича и большого размера, позволяют хозяину вполне пользоваться теми выгодами, которые доставляет белая изба с трубой.

Исчисляя выгоды курных изб, нельзя, однако ж, не признать их весьма неудобными; они действуют губительно на здоровье своей атмосферой, наполненною дымом и чадом, неровною температурою и сквозным ветром во время топки. По закрытии дымового окна, изба бывает тепла, но зато утром температура почти равняется уличной; это заставляет крестьянское семейство одеваться в теплую одежду, отчего происходят и лишние расходы.

Окна в избе всегда делаются на улицу, кроме того, часто бывают и на двор. Число окон от двух до пяти, часто маленьких, грязных, с закопченными разбитыми стеклами, едва пропускающими свет. Вместо окон иногда делают отверстие, величиною в квадратный фут (окно «волоковое»), и все это для того, чтобы как можно более закупорить избы; тем более, что двойных рам почти не делают. В противоположной от окон стене расположена дверь в холодные сени. Зимой, когда дверь отворяется, внешний воздух проникает в избу и мгновенно охлаждает нижнюю ее часть. Нижняя часть избы с земляным полом по своему устройству всегда холоднее верхней. Следовательно, у живущих в избе нижняя часть тела находится при температуре часто близкой к точке замерзания, тогда как голова, особенно когда изба только что истоплена, подвержена жару в 20 и более градусов.

Главными принадлежностями избы должны еще считаться лавки вокруг стен и под ними полки; в переднем углу образница, сбитая из досок, стол с ящиком, где хранится столовая посуда и пр. Во всех почти избах устроены полати, а в некоторых можно встретить и кровать для хозяев. Любимым местопребыванием крестьянского семейства, особенно в холодное время, служить печка. Крыши изб везде крыты соломой, с тою только разницею, что в некоторых благоустроенных селениях, особенно в Рязанской стороне, их кладут несколько аккуратнее, отчего они имеют вид более благообразный. Деревянные крыши встречаются более в селах, лежащих на берегу Оки и на больших дорогах, где постоялые дворы и зажиточное население и где притом нет недостатка в лесном материале. Для поддержания теплоты в избах зимою, их обкладывают с верху до низа соломой.

В зимнее время в избу пускается скот, в особенности молодой, птица же имеет всегда беспрепятственный вход в них. Таким образом, описанная нами изба служит для крестьянина кухней, рабочей, столовой, спальней и вместе с тем хлевом; и в этой то тесноте и не опрятности, в испорченном душном воздухе и беспрестанно изменяющейся температуре, в течение продолжительной зимы и вообще холодного времени, находит себе приют и отдохновенье сельское население.

Если собственное жилище крестьянина в, столь дурном состоянии, то чего можно ожидать от его надворных построек, и действительно они всегда гармонируют главному строению, двора. Крестьянские дворы вообще, очень тесны, в большей части селений они занимают место не более 100 квадратных сажен и на этом, небольшом пространстве находятся все строения. Такой, со всех сторон застроенный двор, служит местом накопления навоза и очищается от него только, однажды в год, именно, когда наступит время для удобрения полей. От этого дворы крестьянские грязны до невероятия. В особенности дурны помещения для домашней скотины. Конюшни или сараи для лошадей, хлева для коров, катухи для овец, свиней и пр., очень часто раскрыты с дырявыми стенами, в виде навесов, забранных с одной только стороны плетнем. Зимой подобный хлев не защищает скотину от холода, весной же в нем вечно стоят лужи навозной жидкости и дождевой •воды. Следует упомянуть еще об одной из необходимейших принадлежностей крестьянского быта, именно о банях; они находятся во многих селениях, как частная собственность, и потому устройство их всегда и тесно и не удобно. Иные бани представляют скорее какое то закоптелое логовище, чем место для очищения тела. Крестьяне, у которых нет бань, парятся в печах; это предохраняет их от простуд, но зимою составляет важную причину сырости строений и, следовательно, производят еще большее зло. Бани так необходимы и привычны крестьянами, что на лучшее и более соответствующее их устройство следовало бы обратить внимание, особенно у крестьян казенных, где при каждом селении могли бы быть устроены бани, в виде общественных.

Как ни безотрадна представленная нами картина крестьянского жилища, она верна, хотя и не без исключений, к сожалению, счастливые исключения еще довольно редки.

Причина дурной постройки крестьянских жилищ кроется в дороговизне и недостатке лесов в большей части губернии, ограниченности средств крестьян, и незнанием ими лучших потребностей жизни. Устранение последних причин необходимо предоставить времени, что же — касается до материалов, то, в этом случае, недостаток лесов может заменить глина и кирпич; в некоторых местах, и преимущественно у помещиков, кирпичные и глиняные строения начали уже входить в употребление в сельских постройках. В каждом почти уезде можно встретить по несколько деревень, где, при содействии помещиков, стали постепенно заводиться у крестьян строения из глины и из кирпича. Кроме того, в тех местах, где есть камень, избы кладутся на каменном фундаменте, а также и большая часть надворных нежилых строений, как то: сени, горницы (клети), повети, котухи, погреба, клети, сараи, навесы, овины и пр. делаются из бутового камня, на глине, со стропилами и соломенными крышами.

Срок служения избы зависит от качества леса, постройки, содержания и от фундамента; вообще же, можно положить, что изба, с поддержкою, может простоять около 40 лет. Установка собственно избы с ее главными принадлежностями, смотря по размерам, качествам и ценности материала, обходится от 50 до 150 р. серебром. Сени, клеть и амбары строятся лет на 60 и стоят от 25 до 50 р. с.. Плетневые строения, хлева, овины и пр. не продержатся и 20 лет. Избы в уездах, изобилующих лесом, строятся просторнее и выше, чем в безлесных, на их постройку идет более еловый и сосновый лес. Такие избы отапливаются большей частью по белому. Овины строятся по одному на два и на три двора; а бань приходится по одной на шесть дворов.

На отопление употребляются дрова, хворост, древесные коренья, солома, гречишная лузга, а иногда, в сухое весеннее и летнее время, и навоз; но кизяка нигде не делают. Дров на печение хлеба, пищи и отопление расходуется около 4- сажень в год; хвороста и древесных кореньев требуется средним числом не менее воза в неделю; отопление соломой стоит столько же, сколько и хворостом, ибо требуется ее менее 60 возов в год; там, где топят гречишной лузгой, пойдет оной до 5 четвертей в зимний месяц. Лес на строение крестьяне получают от помещиков или складываются целыми семействами и нанимают десятину на сруб, при чем вырубают и мелкий лес на отопление. На освещение избы, по принятому обычаю лучиною, требуется на зиму и на осень не менее трех возов, кроме того, у крестьян всегда явятся расходы на сальные свечи, для хождения в хлев и в другие хозяйственные заведения таким образом выйдет у них не менее 5 фунтов сальных свечей в год. В тех же местах, где в обычае освещать избы конопляным маслом, выходить оного не менее 20 фунтов в год.

Эти сведения я узнал из в книге «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Рязанская губерния». Составитель М. Баранович. СПБ 1860 г.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Мелединский    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте