Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Подвислово, село Ряжского района.

Село Ряж. р-на, Поплевинского сел. поселения. Расположено в 13 км к С от Ряжска, с к-рым связано шоссе, при пруде и 2-х небольших озерах, на лев. берегу Рановы, прав. притоке Прони.

В Ряж. писцовых кн. 1629—31 П. с церковью во имя Иоанна Богослова уп. как село. При церкви были дв. попа Ивана, дв. дьячка Давидки Иванова, дв. пономаря Фомки Иванова, дв. просфорницы Марьицы, 4 дв. нищих, 8 чел. питались при церкви.

По окладной кн. 1676, в П. 72 приходских дв., в большинстве из них проживали поселенные драгуны. В 1708 в с. дв. попа Василия, дв. дьячков, 89 дв. солдатских, 3 дв. нищих.

В 1725 поставлена нов. церковь с прежним храмонаименованием, вместо ветхой.

В 1847 построена вновь и освящена Богословская церковь с приделом в честь Св. Митрофания, позднее пристроен Богородицерождественский придел.

По 10-й ревизии (1858), в с. 1228 душ гос. крестьян.

В 1865 основана земская школа.

По подворной переписи 1887, П. центр Подвисловской вол., насчитывалось 272 дв., 1860 жит., 139 грамотных муж. и 5 жен., 61 мальчик учился в школе. Имелись: 2 промышл. заведения, лавка, 12 плодовых деревьев и 141 колода пчел. С лошадью было 129 дв., с 2 и более — 67, с коровой — 174, без лошади и без коровы — 49 дв. На надельную душу приходилось 3,7 дес. земли. 3 дв. владели 14 дес. пашни, помимо надельной. 72 дв. арендовало 192 дес. земли на 1144 руб. По-белому топились 59 изб, по-черному — 216. Местными промыслами занимались 92 семьи, отхожими — 46 муж.

В 1905 в с. 306 дв., 1222 муж. и 1119 жен., деревянная церковь, церк.-приходская школа, казенная винная лавка. На водяной мельнице проживали 6 чел.

В 1914 в П. 286 дв., 2340 жит., в школе обучались 150 мальчиков и 80 девочек. К приходу была приписана д. Приянки, в ней 41 дв., 344 жит. Церковь была с 3 престолами: гл. во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в трапезной на прав. стороне придел во имя святителя Митрофана Воронежского, на лев. — во имя Рождества Пресв. Богородицы. Причту церкви принадлежал капитал в билетах на 3250 руб., хранившийся в банке, 34 дес. пашни с доходом 14 руб. с дес. и б-ка из 40 т.

На 1.1.1920 в с. 472 дв. 1514 муж. и 1638 жен.

На 1.3.1935 в колх. «Красная Звезда» Подвисловского сел. совета насчитывалось 225 хоз-в, имелись 312 единоличных.

В 1967 колх. объединял 4 нас. пункта, в нем работала 158 муж. и 172 жен. Пл. с.-х. угодий сост. 4560 га, в т.ч. 2039 га пашни, имелись: 22 трактора, 7 зерноуборочных комбайнов, 4 плуга, 11 культиваторов, 11 грузовых машин и др.

На 1.1.1996 в П. 464 жит.

На 1.1.2007 - 351 жит.

До 22.9.2004 — центр Подвисловского сел. окр.

П. — родина Героя Советского Союза Семена Ник. Колесникова.

На зап. окраине с. находится пруд дл. 500, шир. 20—50 м, дл. плотины 100 м. На вост. окраине с. расположены 2 оз. и озерцо. 1-е дл. 900, шир. 20—50 м. В большую воду оно подпитывается от р. Ранова. 2-е в 0,5 км к Ю. от 1-го, дл. 450, шир. 30 м. Озерцо дл. 130, шир. 20—50 м располагается в 250 м юж. 2-го оз.

♦ Ист.: ГАРО. Ф. Р-193. Д. 33; Ф. Р-5039. Д. 251; Ф. 627. Оп. 240 Д. 59; Ф. П-123. Оп. 1. Д. 118; Оп. 12. Д. 18,41.

♦ Лит.: Карта Рязанской области м-ба 1: 10000. — М.: ГУГК, 1975.-Л.Р-40-89-В-а-2, Р-41-88-В-а-4(съёмка 1956, 1957 г.); Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. — Рязань, 1996. - Т. 2. - С. 324-325; Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. Ряжский уезд. — Рязань, 1888. - Вып. 1. - Т. 10. - С. 146-153; Проходцов И.И. Населенные места Рязанской губернии. — Рязань, 1906. - С. 410-411, № 5448.

А.А. Ванин

Подвислово Станция

Поселок Поплевинского сел. поселения. Расположен в 1,5 км от с. Подвислово. На 1.1.2001 — 13 домохоз-в, 30 жит.

В 1905 полуст. П. Подвисловской вол. Ряж. у. насчитывал 29 жит.: 15 муж., 14 жен. На картах 1926 пос. ж.-д. ст. П. отмечен в составе Ряж. вол. Ряж. у. В 1989 пос. насчитывал 33 жит.: 14 муж., 19 жен. К 1996 кол-во жит. сократилось до 24 чел. На 1.1.2007 - 20 жит. До 22.9.2004 — в составе Подвисловского сел. окр.

♦ Лит.: Проходцов И.И. Населенные места Рязанской губернии. — Рязань, 1906; Сельские населенные пункты Рязанской области (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Стататистический сборник № 3. — Рязань, 1990.

И.Н. Юхина

Подвисловская муниципальная начальная общеобразовательная школа.

В 1859 в с. Подвислово открыта церк. — приходская школа. Размещалась в доме наставника. Обучалось 6 мальчиков. В 1861 средства на содержание ее выделяла Палата гос. имуществ. В 1865 сел. об-вом основано земское уч-ще. В 1885—86 уч. г. обучались 51 мальчик и 2 девочки. Плата за обучение не взималась. Крестьяне расходовали на содержание уч-ща (жалование учителю, отопление и ремонт здания) 150 руб. в г. Уч-ще располагало учреж-енной на средства земства б-кой из 19 соч. в 22 экз. В уч-ще служил законоучителем священник К.П. Ремезов, учителем — Туберовский. С 1918 нач. школа. С 1985 школа располагается в нов. 1-эт. кирпичном здании. В 1999—2000 уч. г. обучалось 15 уч-ся, работал 1 учитель. В 2006—07 уч. г. в школе 5 уч-ся.

♦ Лит.: Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. — Рязань, 1885. — Т. 2; Памятная книжка Рязанской губернии. — Рязань 1868; Народное образование в Рязанской губернии. — Рязань, 1889; Серовский Н. Наше прошлое. Исторические материалы о городе Ряжске и его уезде. Рукопись. — Ряжск, 1930; Поротиков А. В сельской школе // Колхозник. — Ряжск, 1951. — 4 сент.

О.Ю. Мокроусов, С.В. Филимонов

Публ.: «Ряжская энциклопедия»

Е.С. Калинина

Из истории села Подвислово и его Богословской церкви

Село Подвислово упоминается в списках Ряжской писцовой книги Григория Киреевского 137-139 гг. Географическое расположение Подвисловской церкви достаточно интересно: от города Рязани она находилась в 94 в., от меcтного благочинного в с. Нагайское Ряжского уезда в 7 в., от города Ряжска и Ряжской почтовой конторы в 12 в., от железнодорожной станции «Подвислово» в 1,5 в. Почтовый адрес церкви: Ряжск., с. Подвислово, причту Богословской церкви.

Недалеко от церкви с. Подвислово находились и другие храмы: Воскресенская церковь в с. Поплевино располагалась от Подвисловской в 3 в., Николаевская в с. Нагайское находилась в 7 в., Троицкая в с. Кипчаково — в 6 в.

Здание церкви было построено в 1847 г. Сначала оно было деревянное на каменном фундаменте. В этом же году к ней была пристроена крытая колокольня. В 1877 г. при священнике Александре Богданове церковь окрасили снаружи и в последующие годы так же переоформлялся фасад здания: в 1885 г. была исправлена живопись на внутренних стенах храма, окрашены и позолочены все три иконостаса; в 1890 г. были перекрашены стены трапезной внутри и вновь окрашены иконостасы и полы во всей церкви, крыша храма и кресты на ней позолочены червонным золотом. В 1896 г. к трапезной пристроили колокольню. 29 июня 1904 г. при священнике Кондрате Ремезове была построена новая каменная церковь. 10 ноября 1915 г. была освящена трапезная, церковь с приделом во имя святителя Митрофана Воронежского чудотворца.

Престолов в старой церкви было три; главный - во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, два находились в трапезной - на правой стороне придел во имя святого Митрофания Воронежского, на левой стороне - во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Опись церковного имущества и копии метрических книг хранились с 1782 года под ключом и печатью. Церковная библиотека Подвисловской церкви была достаточно богата литературой. В ней находилось 40 томов журналов, бесед, листовок и брошюр религиозно-нравственного содержания.

По окладной кyиге 1676 г., на церковных землях располагалось 94 двора, из них 89 дворов солдатских и 3 двора нищих. За эти земли платилась «дань», в сумме «два рубля двадцать два алтына и пять денег».

По штату в церкви должны быть: священник, дьякон и псаломщик, «которые в настоящее время состоят на лицо». В церкви во имя Иоанна Богослова служили: поп Иван, дьячок Давид Иванов, пономарь Фома Иванов, просвирница Мария, «да на церковной же земле нищие питаются от церкви Божьей: во дворе Тренко Романов и Зимко Филипов, Панка Ермолов, Кирюшка Семенов да Олежка Сафонов».

Дома священника, дьякона и псаломщика были деревянные, крытые железом, остальные постройки крыты соломой, но находились в хорошем состоянии.

После Великой Октябрьской революции 1917 года произошли глубокие изменения в устройстве государства. Стали появляться новые идеологические культы. Появился новый лозунг: «Религия - опиум для народа». Роль религии в жизни государства отошла в небытие. Множество церквей было упразднено.

9 августа 1917 г. о. Соколовым было подано прошение в Рязанскую Духовную Консисторию об упразднении деревянной церкви в с. Подвислово Ряжского уезда, так как она стояла запертой и богослуяшния в ней не проводились с 10 ноября 1915 г. Иконостасы, расположенные в здании деревянной церкви, обветшали. Поэтому о. Соколов настаивал на том, чтобы иконостасы продать в другие церкви, а само здание Подвисловекой церкви разрушить, пустив строительный материал для отопления нового каменного здания.

Члены Рязанской Консистории, обсудив это прошение и приняв во внимание, что деревянная церковь с. Подвислово не может относиться к числу древних построек, а иконостасы в ней ничего достопримечательного не представляют, решают удовлетворить ходатайство о. Соколова и разрешить упразднение деревянной церкви.

Каменное здание церкви функционировало до начала 1930-х гг., когда, в связи с проведением политики коллективизации и созданием местного колхоза «Красная Звезда», решением сельского совета церковное здание было закрыто и использовалось как складское помещение, затем как место для МТС. Могилы всех священнослужителей, похороненных рядом с церковью, трактора и машины сравняли с землей.

Церковно - и священнослужители Подвисловской церкви. Из священнослужителей Подвисловской церкви истории известны:
Иоанн (уп. в 1629 г.);
Иоанн (уп. в 1676 г.);
Василий Давидов (уп. с 24 апреля 1684 г. по 1704 г.);
Игнат Васильев (уп. с 25 февраля 1704 г. по 1738 г.);
Никита Герасимов (уп. с 24 апреля 1738 г. по 1756 г.);
Иоанн Никитин (уп. в 1756-1773 гг.);
Парфил Иоаннов (уп. в 1773-1814 гг.);
Фрол Никифорович Введенский (уп. в 1814-1834 гг.);
Георгий Стеланович Богданов (ун. с 4 марта 1834 г. по 1873 г.);
Александр Георгиевич Богданов (уп. в 1873-1884 гг.);

Кондрат Павлович Ремезов (уп. с 1884 г.).

После Кондратия Ремезова в 1905 г. в Богословской церкви с. Подвислово служил Н.А. Виноградов. Об интересных фактах биографий самого священника и служивших вместе с ним церковнослужителях расскажу подробнее.

Священник Николай Алексеевич Виноградов родился 22 апреля 1851 г. в семье священнослужителей. После окончания подного курса обучения в Рязанской Духовной семинарии 15 июля 1875 г. был уволен из нее с аттестатом 1-го разряда. Архиепископом Рязанским Алексием 28 сентября 1875 г. был утвержден в должности надзирателя в Рязанской Духовной семинарии. В этой должности он прослужил 6 лет. Затем 12 августа 1881 г. был определен в священника церкви Рождества Христова с. Рождественское. 14 января 1888 г, был перемещен по собственному желанию в церковь святителя Николая Чудотворца с. Мизинец Ряжского уезда, 15 февраля был утвержден в должности законоучителя земской школы в этом селе. 15 мая 1888 г. был у тверждён в должности председателя церковно-приходско го попечительства церкви с. Мизинец.

Епископом Рязанским Аркадием 8 августа 1905 г. был перемещен по собственному желанию к Богословской цер кви с. Подвислово Ряжского уезда. 8 сентября 1905 г. был утвержден в должности законоучителя мужской и жен ской церковно-приходских школ села Подвислово.

Был женат на Аполлинарии Дмитриевне, рожденной 1 января 1859 г. В браке у них родились две дочери: Софья - родилась 4 сентября 1886 г. Впоследствии вышла замуж за Владимира Александровича Проходцева; Екатерина - родилась 1 октября 1887 г., вышла замуж за кандидата Московской Духовной академии Николая Александровича Богданова.

Н.А.Виноградов неоднократно награждался:

27 июня 1883 г. за усердное проповедование слова Божь его Преосвященным Феоктистом — набедренником. 30 января 1888 г. Преосвященным Феоктистом - скуфьёй за украшение «храма Божьего». За ревностное служение и проповедование слова Божьего награжден камилавкой 6 мая 1896 г. За усердное и успешное проповедование Закона Божьего в местной школе награжден наперсным крестом 6 мая 1903 г. 6 мая 1915 г. награжден орденом Св. Анны 3-й степени за 25-летнее проповедование Закона Божьего в церковно-приходских школах.

О других церковнослужителях Подвисловской церкви.

Дьякон Федор Николаевич Краснописцев родился в семье дьякона 18 января 1871 г. Обучался в Сапожковском Духовном училище. В 1884 г. был уволен после окончания 2-го класса. Епископом Рязанским Иустином 4 октября 1894 г. был определен псаломщиком в Христорождественскую церковь с. Кривское Сапожковского уезда. Епископом Рязанским Полиевктом 27 марта 1900 г. был определён дьяконом в Богословскую церковь с. Подвислово Ряжского уезда. С 8 января 1900 г. по 8 сентября 1905 г. служил помощником законоучителя в мужской и женской церковно-приходских школах с. Подвислово. Был женат на Марие Дмитриевне, рожденной 18 января 1874 г. В браке родились 5 детей: Валентина — родилась в 1896 г., вышла замуж за крестьянина Полтавской губернии Прилукского уезда Михаила Павловича Ковалева; Александр _ рожден 28 августа 1897 г., обучался в Рязанской Духовной семинарии; Серафима - родилась 5 июля 1901 г., обучалась в Ряжской частной гимназии; Виктор - рожден в 1903 г., находился под присмотром родителей.

Псаломщик Петр Александрович Богданов родился 29 мая 1897 г. Сын священника Подвисловской церкви Александра Георгиевича Богданова. Решив продолжить дело отца, Петр стал продолжателем династии священнослужителей Богдановых. Он обучался в Скопинском Духовном училище, после окончания его 25 сентября 1892 г. поступил в Московское иконописное училище. По его окончании 10 июня 1899 г. владыкой Рязанским Мелетием был назначен сверхштатным псаломщиком в с. Большое Пронского уезда. 11 февраля 1899 г. был перемещен по собственному желанию на должность псаломщика в Богословскую церковь с. Катагощи Михайловского уезда. Владыкой Рязанским Владимиром 21 сентября 1905 г. был перемещен по собственному желанию к Богословской церкви с. Подвислово Ряжского уезда. Был женат на Ольге Тимофеевне, которая родилась 25 июня 1887 г. Она прошла курс обучения и была грамотной женщиной.

Церковный староста государственный крестьянин с. Подвислово Никита Колесников. 25 июля 1915 г. прихожане церкви с. Подвислово выбрали его церковным старостой. Так как служил он в церкви сравнительно небольшой промежуток времени, то особой деятельностью не успел отличиться.

М.А. Богданов

На фоне ничем не примечательных священнослужителей Подвисловской церкви ярко выделяется личность М.А. Богданова — знаменитого уроженца с. Подвислово. Он был епископом Владивостокским и Приморским, Харбинским, входил в юрисдикцию Русской Православной Церкви за границей. Михаил Богданов родился 6 ноября 1867 г. в с. Подвислово Рязанской епархии. Михаил был старшим братом Петра Александровича Богданова (о нем мы упоминали выше), и принадлежал к династии священнослужителей. Он поступил в Рязанскую Духовную семинарию. Окончив ее в 1888 г., он был назначен псаломщиком, в 1892 г. рукоположен «во священника». В середине 1890-х гг. о. Михаил служил в Кирилло-Мефодиевской церкви г. Казани. Его жизнь не была безоблачной: у Михаила скоропостижно умирает жена. Но он нашел силы, чтобы продолжить свой путь. В 1896 г. он поступает в Казанскую Духовную академию. Проучившись 4 года, выпускается и в 1900 г. получает назначение служить законоучителем Порецкой учительской семинарии Симбирской губернии. О. Михаил был пострижен в монашество и назначен инспектором Харьковской Духовной семинарии. В 1905 г. был возведен в сан архимандрита и стал ректором Казанской Духовной семинарии. В 1906 г. о. Михаилу была присвоена степень магистра богословия.

30 августа 1907 г. архимандрит Михаил был хиротонисан «во епископа» Чебоксарского, викария Казанской епархии. Чин хиротонии совершали: епископ Казанский Дмитрий, епискои Нижегородский Назарий и другие.

О. Михаилом была написана книга «Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Опыт экзегетического исследования седьмой и восьмой глав Евангелия от Матфея». Эта книга была рекомендована для изучения в учебных заведениях России до конца XIX в.

Вскоре владыка был утвержден в звании почетного члена Казанской Духовной академии.

11 июля 1914 г. он стал епископом Самарским и Ставропольским.

Будучи одним из образованнейших святителей своего времени, владыка Михаил уделял большое внимание образованию подрастающего поколения. По его ходатайству в епархии был утвержден Романовский образовательный фонд, из которого ежемесячно выдавалось 300 именных стипендий одаренным детям приходского духовенства.

С самого начала Первой мировой войны владыка прилагал все усилия для утешения раненых и устроения много- численных беженцев, хлынувших в епархию из оккупированных немцами территорий. Заседания комитетов и комиссий, пастырские визиты к страждущим и ответы на поток корреспонденции занимали все время владыки. Как синодальный инспектор, епископ Михаил приложил уси-лия для возвращения к власти неканонически смещенного епархиальным съездом Тверской епархии святителя Серафима (Чичагова).

В начале 1918 г., в ответ на притязания большевиков на церковное имущество, епархиальное управление под водительством владыки выработало текст воззвания о недопущении поругания святынь и 28 ноября 1918 г. организовало многочисленный крестный ход.

8 июня 1918 г. Самара была занята чехословацкими войсками и власть перешла к Комитету членов Учредительного Собрания, но 7 октября 1918 г. войска Красной Армии вновь взяли город. Владыка Михаил уехал на Восток вместе с отступающей Белой Армией.

Перед отъездом он зашел за советом и проститься к уважаемому старцу, кафедральному протоиерею о. Валериану Лаврскому. Тот ему сказал: «Пастырь добрый душу полагает за овцы». Но епископ все-таки уехал.

В декабре 1918 г. епископ Михаил принял на себя управление Владивостокской епархией. Здесь он принял участие в хиротонии Даниила (Шерстенникова) в епископа Охотского. Владыка выступал против учреждения самостоятельной Харбинской епархии, которая все-таки была утверждена Высшим Церковным Управлением за границей, о чем он был уведомлён указом от 29 марта 1922 г.

В сентябре 1922 г. епископ Михаил принимал участие в архиерейском совещании, прошедшем в Никольске-Уссурийском. На нем было решено провести во Владивостоке 22 октября 1922 г. Дальневосточный Поместный Церковный Собор, а на нем создать Временное Высшее Церковное Управление Дальнего Востока. Однако ударами большевиков войска Приамурского Земского Правительства были разгромлены, и Дальневосточный Собор не состоялся. Епископ Михаил отступил вместе с остатками белых войск, после чего прибыл в Токио. Начиная с 22 октября 1922 г., владыка проживал при Токийском Воскресенском соборе в штаб-квартире Русской Духовной Миссии в Японии. Его очень радушно принял архиепископ Японский Сергий (Тихомиров). 21 ноября 1922 г. в Токио епископ Михаил принял участие в хиротонии Павла (Введенского) в епископа Никольско-Уссурийского.

Страшные события заставили владыку Михаила покинуть город: 1 сентября 1923 г. в Токио произошло Великое Кантосское землетрясение, которое нанесло очень болшой ущерб городу: пожаром было уничтожено большинство зданий Миссийской штаб-квартиры.

10 октября епископ Михаил покинул Токио и направился в Харбин. Именно там, в Харбине, ему суждено было умереть вдали от родины. Эта невозвратимая утрата про изошла 22 июля 1925 г. Епископа Михаила похоронили под сводами Софийского храма.

Источники и литература:

1. Добролюбов И. Истарико-статиетичсское описание церквейі монастырей Рязанской епархии. Рязань, 1885. Т.2.
2. Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1915 1997;/сост. Чуваков В.Н. М., 2004. Т. 4.
3. Книги окладные монастырям, церквам и часовням Ркзанской епархии / Соет. Цепков А.И. Кн. 1. Ряэань, 2004.
4. Ведомость о церквах Рязанской епархии. Рязань, 1893.
5. Памятная книжка Рязанской губернии на 1868 г. Рязань, 1868.;
6. Распределение наличных священнослужителей и причетнико Рязань, 1873.
7. Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1916.
8. Журнал Рязанской Духовной Консистории. Рязань, 1917.
9. ГАРО. Ф, 627. Оп. 240. Д.59. Св. 151. Клировые ведомости.

Публ.: «Материалы пятых краеведческих чтений памяти В.И.Гаретовского.»

0
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Вот как сейчас выглядит церковь в Подвислово.

Прикрепленный файлРазмер
церковь Подвислово1.39 Мб
О проекте