Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Дело о белой вороне

Любопытство царя Петра I распространялось не только на практические стороны жизнедеятельности населения, но и на аномальные явления, происходящие в природе. В указе от 13 февраля 1718 г. Петр I повелел собирать различные диковинки, кои случаются «в человечьей природе, в зверской и птичьей, <...> кто найдет в земле или в воде какие старые вещи такоже бы приносили за что давано будет довольно дачи». Через год в Петербурге открылся музей, знаменитая Кунсткамера, бесплатные экскурсии в которой проводил сам Петр Алексеевич.

Однажды царь получил известие, что в Рязани поймана диковинная птица — белая ворона-альбинос. Полный альбинизм среди особей, принадлежащих к пигментированному виду, встречается очень редко, а здесь у представительницы семейства пернатых в кожном покрове начисто отсутствовали пигменты. Немудрено, что царь незамедлительно отправил указ о доставке удивительной птицы в Москву. 6 марта 1719 года в Переяславль-Рязанский был срочно послан солдат лейб-гвардии Преображенского полка Василий Островский с особыми полномочиями. 13 марта лантрат[1] Артемий Кривцовский получил царский указ, в котором говорилось: «От Великаго Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всеа великия и малые и белыя России Самодержца в Переславль Рязанской Лантрату нашему Артемью Фадеевичю Кривцовскому ведомо нам Великому Государю учинилось что ныне есть у тебя в поимке птица белая ворона и понашему Великого Государя указу велено тое птицу взять к Москве и для взятья тое птицы послан к тебе с сею нашею Великаго Государя грамотою нарочно Лейб Гвардии Преображенскаго полку салдат Василей Островской и как к тебе ся наша Великаго Государя грамота придет и тыб тое птицу отдал тому салдату устроя ей место вчем бы ее мочно довести к москве в целости и велел дать ему на тое птицу в дорогу довольной корм и подводы и провожатых чтоб ей в дороге какой гибели не учинилось <...>» .

Далее в указе предписывалось доложить в Преображенский приказ о том, какого числа, с кем из провожатых отправлена птица, как устроена и какой едой снабжена в дорогу. К исполнению царского указа переяславльский подполковник Артемий Кривцовский приступил немедленно и рьяно. Уже на следующий день все приготовления по отправке белой вороны были закончены. Транспортировать птицу предписывалось с великим бережением, чтобы в дороге с ней не случилось никакой беды. Для прокорма белой вороны было дадено достаточное количество баранины. Выделялось необходимое число подвод и провожатый.

В провожатые был откомандирован из города Гремячева солдат Фома Кузмин. Птицу устроили в специальную клетку и разместили на отдельной подводе в санях. Для провоза птицы подполковник Кривцовский выписал подорожную, в которой расписывался подробный маршрут движения обоза от Переяславля до Коломны и от Коломны до Москвы, а также порядок выделения транспорта и содержание провожатого солдата, которому ночлег и питание на постоялых дворах обязаны были предоставлять бесплатно. Во исполнение царского указа всем лантратам — городским и сельским управителям — вменялось в обязанности без задержки и волокиты оказывать полное содействие лейб-гвардейцу и провожатому солдату.

Ранним мартовским утром транспорт с диковинной птицей тронулся в путь. Об исполнении указа лантрат Кривцовский послал подробное донесение в Преображенский приказ ближнему стольнику, князю Ивану Федоровичу Ромодановскому. На пятый день дьяк Преображенского приказа Яков Былинской сделал такую надпись: «Помета: 1719 году Марта в 19 день. В сей подорожной отписка и присланная птица в Преображенском приказе приняты и провожатай Фома Кузмин отпущон»[3].

На этом благополучно закончилось дело о белой вороне, которая была поймана в Переяславле Рязанском, а затем по именному царскому указу доставлена в Москву, а из Москвы — в Санкт-Петербург, в знаменитую петровскую Кунсткамеру на всеобщее обозрение «для всякого чина людей». Интересно, что спустя 230 лет, в сентябре 1949 года, в Рязани, возле железнодорожного вокзала появился белый воробей-альбинос[4]. Его оперение было белым там, где простые воробьи имели черные пятна: вокруг глаз, на зобе, горле и груди. Но по случаю появления белого воробья никакого указа не издавалось. Он преспокойно кормился хлебными крошками и семенами липы в стайке своих сотоварищей, не вызывая никакого удивления вокзальной публики.

Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.

Сноски:

  1. Лантрат (ландрат) должной нос военно-административное лицо (подполковник или майор) и России и первой четверти XVIII иска
  2. Ляликов Ф. Список с подлинного дела о белой вороне, отправленной в Москву из Переяславля Рязанского, по указу Петра Великого, в 1719 году // Московский телеграф. 1831. № 21. С. 137-141,
  3. ТРУАК. Рязань, 1887. Т. 2. №3, С. 62.
  4. Зубков В.И. Птицы-альбиносы //Природа. 1949. .№ К). С. 71.
Белая ворона Кунсткамера в Санкт-Петербурге
0
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте