Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Письма народных учителей.



Подг.: Дм. Анохин

  1. Что читает крестьянин Рязанской губернии.
  2. О книжном «богатстве» деревни.
  3. Книжное богатство деревни и возможное его пополнение.
Что читает крестьянин Рязанской губернии.

(Из анкеты народного учителя)

Деревня наша и до сих пор еще блуждает в потемках, до сих пор еще читает сонники, глупейшие сказки, похождения разбойников, песенники, невероятные дикие рассказы,— все это широкой волной по лицу российской земли разливается издателями лубочного рынка. Следует отметить, что на книжном рынке появляется не только одна лубочная литература, но и появляется масса книг полезных для народа, но все это не доходит до нашей деревни. Деревенского читателя и покупателя в массе до сих пор еще привлекают заковыристые, невероятный заглавия книжки, ее яркая раскрашенная обложка; офени, коробейники, торговцы на базарах, конечно, приноровились ко вкусам деревенских покупателей книжек и соответственно этому доставляют лубочную литературу — "листовку".

Например: "Чорт во власти у мошенников", "Драма в московских банях", "Как девки сожгли парня в печке", "Жених из охотного ряда", "Неоконченное венчание сестры с братом", "Совет всем и каждому, как выбрать себе жену", "Пришедшая жена конторщика с того света", "Анекдоты о шуте Балакиреве", "Татарский наездник Япанча", "Супружеская ссора Пантелея", "Изумительные похождения и страшные приключения Ричарда Кервей", "Таинственная служба в полночь в покинутом храме", "Как львица воспитала царского сына", "Страшный змей Горыныч", "Веселая вдова", "Песенник ", "Голос из-за гроба", "Рассказ о том, как один оружейник заставил черта на станке работать" и другие.

Для того, чтобы более или менее подробно познакомиться с книжным богатством деревни, я с помощью учеников произвел анкету среди крестьян одного из больших сел Спасского уезда, Рязанской губернии. Обследовано было 80 домов, и только в 20 домах не оказалось никаких книг. Всех книг было записано 300. По отделам они разбиваются так: 1) Духовно-нравственных книг — 102, куда входят евангелия, молитвенники, жития святых, книжки с описанием святых икон, святых мест. 2) В литературном отделе насчитывается 172, и все это — лубочная дребедень с разнокалиберными невероятными и замысловатыми заглавиями. Один из самых распространенных рассказов — это рассказ "Как солдат спас жизнь Петра Великого" (4 экземпляра), потом идут "Удивительные и забавные похождения пошехонцев" (3 экз.) и сказки. 3) Книг историко-биографического содержания 5 экземпляров. Заглавия их следующие: "Ермак Тимофеевич",

"Японская война", "Политические и экономические задачи Японии", "Столетие Отечественной войны", "Сказание о русской земле". 4) Книг по географии и естествоведению только 7 экземпляров. 5) По сельскому хозяйству книг только 2 экземпляра: "Дешевые огнестойкие постройки" и, О постройках из искусственных бетонных камней"., 6) Книг разного содержания насчитывается 12 экземпляров, и сюда входят №№ разных журналов; так, "Новое Слово" и "Родина", песенники, сонники и оракулы.

Село, в котором производилась анкета с помощью учеников, большое базарное, при станции железной дороги; большинство жителей работает по нескольку лет на стороне, больше всего в Питере, и в Москве.

Доказывать, что лубочная литература нездорово влияет на массы, не приходится. Необходимо бороться с наплывом "лубка" в деревню и представлять населению здоровую умственную пищу. Учительство совместно с земствами может бороться и дело книжной торговли взять в свои руки в провинции и, предоставляя хорошую и здоровую пищу, отобьет охоту к "лубку" и к "желтой" литературе. В этом отношении могут сыграть громадную роль библиотеки-читальни. Если бы были подсчитаны все средства, которые тратятся населением деревни на покупку нелепой, а нередко даже развращающей чепухи, то эти средства оказались бы довольно внушительными, а это говорить о том, что потребность в книге у деревни существует, но деревня не знает, даже не предполагает, что существуют хорошие книги.

Искре света, зароненной в школе, не следует давать погаснуть, иначе весь труд, затраченный в школе, останется без пользы. Надо думать, что население потянется за хорошей книжкой, но только эту книжку следует прежде предоставить населению.

Приокский.

«Вестник Рязанского губернского земства» № 7-8, 1913г.

О книжном "богатстве" деревни.

Почти одинаково печальные выводы относительно книжного "богатства" получились от анкеты, произведенной по той же программе моим товарищем, как у меня, в другой школе, находящейся в противоположной части уезда (см. № 2 "Вестн. Ряз. Губ. Земства", стр. 55).

Данные анкеты представляют книжное "богатство" деревни во втором случае в следующем виде:

27 ответов учеников из 27 разных семейств (домов) показывают, что в указанном числе домов число всех членов семейства равняется 229, грамотных же из них только 91, следовательно, на каждую семью немного более 3 человек, почти то же, что и в первой анкете, так как здесь принимались в счет грамотных и дети-школьники, а в первой они исключались.

Книг нет в трех домах, хотя в них и есть грамотные. У всех 27 домов оказались 74 книги, следовательно, по 3 человека на одну книгу, около 3-х книг на дом, и даже не приходится по одной книге на грамотного.

Самые же книги своим содержанием похожи только по одному отделу — религиозно-нравственному, а в остальных расходятся значительно. Как в первом случае, так и здесь, преобладают книги религиозно-нравственные,— их 55, затем: исторических 6, "лубочных" 4, о переселении в Сибирь 2, детских 2, и по одной книге: по географии, задачник, журнал "Новое слово", журнал "Крестьянское дело" и одна книга "Воспоминание одного американского школьника".

Из религиозно-нравственных книг преобладают евангелия и псалтыри.

Как видно из выше приведенного, кроме религиозно-нравственных книг в этом селении книг нет, почти нет и "лубочных", фабрикуемых обыкновенно для крестьян и другого темного люда, и совсем отсутствуют книги по изящной словесности, т.е. те книги, которые "заражают" читателя, которые "зажигают" сердца людей и поселяют в них желания — читать больше. Нет книг и по сельскому хозяйству, которым кормится и занято население.

Теперь к выводу. Из обеих анкет вывод один и тот же: в деревне нет книг, а если и есть где, то с большою долею "лубочных", которые, конечно, не развивают читателя, а, напротив, — развращают его.

И поэтому очередною задачею земства является работа: тем или иным путем дать здоровую и полезную книгу деревне.

Голицин.

«Вестник Рязанского губернского земства» № 7-8, 1913г.

Книжное богатство деревни и возможное его пополнение.

(Из Сапожковского уезда).

Любопытные цифры дала мне анкета, недавно произведенная среди учеников одной сельской школы.

Анкета состояла из двух вопросов: 1) сколько в семействе ученика грамотных и 2) какие имеются у ученика собственные на дому книги.

Результаты получились довольно "пестрые" и, можно сказать, плачевные. 40 ответов учеников из 40 разных домов (семейств) дали следующее:

Грамотных в 40 семействах, кроме самих учеников, оказалось 64; следовательно, далеко не приходится по 2 человека на семью; но при этом в 8 семействах нет вовсе никого грамотных; из них: в 2 семействах нет никого грамотных, и нет ни одной книжки; в 6 семействах, хотя нет грамотных, но зато есть книги. Число книг на семью колеблется от 1 до 20. В 9 семействах, при 14 грамотных, неть ни одной книги. Но и где есть книги, нельзя сказать, чтобы все они были желательными. И хотя, к счастью, преобладают книги религиозно-нравственного содержания (их 64), но зато вторым нумером идут книги, так называемый "лубочные", к которым я причисляю, например, такие: " История о львице", "Мертвец без гроба", "Неверная жена" "Кузнец и черт", и т. п. Таких книг оказалось 27.

Далее, имеются книги по следующим отделам: изящная словесность 12, география 9, научных 9, история 8, естествоведение 4, сельское хозяйство 3, арифметика 2, азбук 2, и по одной книге: журнал "Бог помочь", литературное приложение и грамматика.

Из отдела религиозно-нравственных книг преобладают евангелия и молитвенники.

Из отдела изящной словесности можно указать, как на самые лучшие: "Бог правду видит, да не скоро скажете», "Свечка" (Л. Н. Толстого) и "Хижина дяди Тома». Из серьезных есть книги: "Смерть Сократа" (по Платону),

"Паскаль, французский мудрец", "Приготовительный курс ботаники" и "Чему и как учат на уроках родного языка в начальной школе".

Всего же, следовательно, в 29 домах (за вычетом из 40 домов 11 безкнижных) находится 137 книг.

Теперь будем выводить средние из данных по отношение ко всему населению села.

29 домов составляют, приблизительно, 1/10 часть всего села;

следовательно, во всем селе, с населением в 2500 человек, наберется не более 1500 книг, т.е. не приходится и одной книги на человека, или 3 книги — на взрослого грамотного.

Если же принять во внимание то обстоятельство, что в селении нет публичной библиотеки и мала школьная, то можно заключить, что население ничего, или почти ничего, не читает.

Книгу же населению нужно дать, как путем открытия публичных библиотек, распространения школьных библиотек, так и продажею земствами в школах и других земских учреждениях книг из числа одобренных мин. нар. просв. и гл. упр. земл. и земл.

Последний вид распространения книг более легкий и выполнимый, так как затрат, кроме первоначальных, вполне потом окупаемых, не потребует.

По правилам мин. нар. просв. 18 января 1904 года открытие, например, книжных складов при школах разрешается губернатором.

Заведывать должен непременно один из учащих. Просьба же об открытии должна направляться через училищный совет. Инициаторами этого могут быть как земства, так и попечители и учащие. Продажа, конечно, должна производиться во внеклассное время.

Книжные склады находятся под контролем инспектора. Правами этими, в интересах народного просвещения, искоренения хулиганства и распространения в народе сельскохозяйственных знаний, нужно земствам широко пользоваться.

Голицын

«Вестник Рязанского губернского земства» № 2, 1913г.

0
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Письма народных учителей

Подг.: Дм. Анохин, 2010 г.

Еще о книжном "богатстве" деревни.

Нехорошо повторять несколько раз одно и тоже, но когда факты ярко говорят с полною беспристрастностью про нужное дело — и такое дело, которое еще почти не начато, — то мы позволяем себе еще раз привести здесь на страницах "Вестника Рязанского Губернского Земства" данные о положении книжного "богатства" деревни. Данные эти, как и прежде (см. №№ 2 и 7—8 журнала за 1913 г.) добыты путем анкеты учительницы одного из центральных сел уезда, находящегося недалеко от линии железной дороги.

В анкете участвовало 22 ученика.

Грамотных, по анкете, на 22 отдельных семейства приходится 67, кроме учеников, но книг на это количество грамотных имеется только 39,— почти что одна книга на двоих грамотных. При том в 8 домах (более 1/3) книг вовсе нет!

Имеющиеся книги можно разделить на следующие четыре группы; религиозно-нравственного содержания — 30 книг, сказок и басен — 4, исторических и географических — 2, хрестоматий — 2 и лубочных —1.

Больше всего встречается евангелий (16), и это, вероятно, потому, что уже вот несколько лет под ряд местный училищный совет в награду окончившим курс учения в сельских школах рассылает евангелия. Затем, идут псалтири (5), жития святых (5) и молитвенники (5). Дальше — по одной и две книги. Как редкость, — имеется 1 библия.

Вообще, запас книг, по данной анкете, как видно, очень скудный, и удовлетворять он любознательную публику книгами не может. Да и вообще, судя и по предыдущим анкетам, книг в деревне или мало, или почти нет.

За неимением же книг, а также и разумных развлечений, парням остается только приниматься за хулиганство и в лучшем случае бездельничать. Нужно найти из этого выход, нужно молодым, любознательным людям дать интересную, облагораживающую душу, работу и направить их силы на благое. В этом большою помощницею будет хорошая книга, а потому нужно ее пустить в деревню через школу путем устройства бесплатных библиотек и путем продаж книг по школам (см. № 2 "Вестника" за 1912 г.). Нужно книгу направить в деревню и через сельскохозяйственные, и специальные книжные склады земства.

Голицын.

«Вестник Рязанского губернского земства» № 12, 1913г.

О проекте