Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Золотая петля Рязани

Как все-таки любят у нас красивые названия! И ладно бы придумывали что-нибудь оригинальное, так нет – копируем давно используемые бренды и с детской наивностью верим, что стоит «обозваться» покрасивее – и само собой, без особых усилий с нашей стороны, все изменится в лучшую сторону. Это я о Рязанском золотом кольце.

Мифы о кольце

С этим самым «кольцом» вообще смешная история. Сколько раздавалось и раздается завистливых вздохов: «Да, хорошо им в Ярославле или Владимире… Они в Золотое кольцо входят. Вот бы нас туда включили, и от туристов не было бы отбоя». Создается впечатление, что это пресловутое Золотое кольцо – какой-то закрытый элитный клуб, куда принимают по особому блату, только при наличии определенных стандартов, членам которого раздаются особо выгодные льготы в виде включения в валютные туристические маршруты.

Полная ерунда! На самом деле Золотое кольцо не более чем бренд, раскрученный еще с советских интуристовских времен. Никто в него не принимает. Если очень хочется, любой российский город и даже деревня может хоть завтра объявить о своем включении в Золотое кольцо. Пожалуйста… Как вам такой призыв: «Посетите деревню Гадюкино – жемчужину Золотого кольца». Звучит?

Специалистам туристической индустрии хорошо известен этот распространенный миф о всесильности популярного бренда. Заместитель председателя комитета по культуре и туризму Рязанской области Алексей Епифанов неоднократно объяснял: в этих страданиях нет никакого смысла. Само по себе Золотое кольцо или вхождение в него ничего не дает и ничего не решает.

Не лучше ли заняться прагматическими вещами, то есть приведением в соответствующий вид туристических объектов? Хотя бы основных, хотя бы тех, которые указаны во всех путеводителях. Но нет, наша закостенелая бюрократия, похоже, не внемлет доводам разума. Правда, на Золотое кольцо России замахнуться не решились, но свое, местечковое Рязанское золотое кольцо создали… Как говорится, хоть горшком назови, только в печку не ставь. А то ведь недолго кольцу в петлю превратиться. Очень уж эти две фигуры похожи по очертанию.

«На пыльных дорожках далеких планет…»

Люди старшего поколения по этой строчке без труда вспомнят гимн советских космонавтов. Там, «на пыльных дорожках далеких планет», должны были оставить свои следы первопроходцы отечественной космонавтики. На Рязанщине есть свой «звездный уголок» – село Ижевское, родина К. Э. Циолковского.

Не будем вдаваться в подробности биографии основоположника космонавтики, скажем только, что при жизни Константину Эдуардовичу чаще всего не везло. Над его идеями смеялись и всерьез их не рассматривали. Правда, при советской власти великий мечтатель получил, казалось бы, заслуженное признание.

Особенно после смерти. В частности, в 1967 году было принято решение открыть в родном селе К. Циолковского в честь его 110-летия мемориальный музей. Первое время он работал на общественных началах, а с июля 1969 года стал филиалом Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Следующая громкая дата наступила только через 40 лет и счастливым образом совпала с очередным приступом «туристического энтузиазма» у высшего рязанского руководства. Тут и вспомнили – ба! Да у нас же Циолковский 150 лет назад родился… Срочно нужно провести громкое мероприятие. Надо сказать, что провели его почти образцово. И даже благое дело совершили – выделили 5 миллионов рублей на покупку дома родителей Циолковского и перенесение туда части музейной экспозиции. Да и сам музей, к этому моменту изрядно захиревший, привели в почти идеальный порядок.

На торжества собралось множество высоких гостей. Хорошо и правильно говорили они, особенно ученые-ракетостроители, о том, что необходимо здесь, на этой благословенной земле, создать центр по изучению наследия гения, где воспитывались бы будущие Циолковские и Уткины. Село Ижевское должно стать туристической Меккой, для этого есть все основания, утверждали они.

Рязанское начальство осталось довольно. Начальство улыбчиво кивало в ответ. Да, конечно… И центр построим, и Меккой обязательно будем.

Недавно был я в Ижевском. Музей действительно уникальный. Экспонаты можно рассматривать часами. Только вот паломничества в «космическую Мекку», несмотря на воскресный день, что-то не наблюдалось.

«К сожалению, – горько улыбнулась на мое недоумение директор музея Нина Лисицына, – наша главная проблема – это туристическая инфраструктура. Вернее, практически полное ее отсутствие. Если раньше к нам приезжало до 14 тысяч туристов в год, то теперь только 8,5 тысяч. Мы разговаривали с представителями туристических агентств, и они сетуют, что ехать к нам накладно, и проще отвезти туристов в Константиново, чем добираться в Ижевское, где нет ни гостиницы, ни приличного ресторана».

Жаль, что из-за этих проблем люди не могут попасть в наши красивейшие места, во многом сформировавшие личность и мировоззрение будущего гения земли русской.

Да и нам жаль, уважаемая Нина Ивановна. Ох как жаль… Зато у нас есть Рязанское золотое кольцо. Только, несмотря на брендовое название, желающих ездить по нему больше не становится.

«Я ничего не возьму…»

Надо сказать, что 2007 год был урожайным на памятные даты. Громкими юбилейными торжествами было решено отметить 170-летие еще одного именитого рязанца – журналиста, книгоиздателя и балетомана, основателя сочинского дендрария Сергея Худекова. Его усадьба в селе Ерлино в свое время была известна всей России (вот ведь, и никакого Золотого кольца не требовалось), барский парк Худеков превратил в настоящий музей живой природы. Здесь росли реликтовые ели, японская калина, вечнозеленая туя, пальмы, акация, кактусы и кипарисы, сибирские кедры и серебристые ели, многие сорта сирени и роз. Только деревьев хвойных пород насчитывалось 88 сортов, 50 видов ивы, 164 сорта яблонь и груш, 50 сортов смородины, 40 – крыжовника и малины, 75 – земляники. По аллеям парка гуляли Чехов, Куприн, Толстой… После революции усадьба была разграблена и до начала нового века находилась в практически полном запустении.

Идея восстановления уникального рязанского парка-дендрария возникла у группы энтузиастов. И опять же, как и в случае с Циолковским, счастливым образом совпала с очередным начальственным штурмом туристических высот. На восстановление усадьбы планировалось выделить 49 миллионов рублей.

Согласитесь, размах нешуточный! Экологический парк-музей с современным гостиничным комплексом европейского уровня. Правда, еще тогда такое громадье планов внушало некоторое недоверие. Так, примерно за полгода до юбилейной даты тогдашний первый заместитель губернатора Николай Мужихов в приватной беседе посетовал, что пока удалось освоить только 5 миллионов. Была поставлена задача к торжествам полностью завершить реставрационные работы, но как это сделать в реальности, представлялось слабо.

Торжества состоялись. Учитывая сроки, кое-что сделать все же удалось: пешеходные дорожки вымостили тротуарной плиткой, разбили аккуратные клумбы с цветами, отреставрировали фасады. Но стоило отойти чуть в сторону от центральной площади, примыкавшей к зданию музея, как начинались самые настоящие заросли из лопухов, крапивы, дикого кустарника. Однако начальство в сторону не отводили. И гостей не пускали. Все дружно открывали памятник Сергею Николаевичу Худекову и закладывали камень на месте будущего гостиничного комплекса.

На этом, в общем-то, все и закончилось. Работы по восстановлению парка как-то сами собой ограничились только покраской фасадов и частичной очисткой прудов. Гостиницу должны были возвести в 2010 году, но строительство все еще находится на начальном этапе.

Рассказывают, что когда в достопамятном 1917 году крестьяне пришли громить ерлинскую усадьбу, Сергей Худеков умолял их остановиться: «Не громите имение, все это ваше. Мы за вашу власть боролись. Ничего не ломайте, вы так не построите. Все это ваше, я ничего с собой не возьму». Как в воду глядел – построить что-либо подобное у нас не получается, во всяком случае, пока.

Аромат туристической жемчужины…

Да что там далеко ходить и ездить… Во всех путеводителях написано, что наше Рязанское золотое кольцо берет начало в самом сердце областного центра – в кремле. Хотя какое у кольца может быть начало? Но это так, к слову…

Недавно разговорился с пожилой парой английских туристов, пожелавших по индивидуальному туру посетить нашу туристическую жемчужину. Знакомство произошло в августе на кремлевской набережной. Англичане оживленно обсуждали, откуда идет столь странный и неприятный запах. Пришлось объяснить, что этот аромат испускает Трубеж. А вот почему речку, протекающую в самом центре Рязани, не могут очистить, я объяснить не смог – не хватило знаний английского языка.

Действительно, может кто-нибудь объяснить не столь уж частым иностранным гостям нашего города, почему они за свои немалые деньги должны вдыхать эти гнилостные ароматы? И все безобразие происходит при наличии областной программы по очистке и рекультивации малых рек областного центра. Программы, принятой и осуществляемой в течение 3,5 лет.

А ведь какие амбициозные строились планы… Трубежу хотели вернуть его полноводность и чистоту (говорят, в нем когда-то даже стерлядь ловили), на острове решили создать музей этнографии под открытым небом, опять же с современной гостиницей. Где все это? Видны какие-нибудь приметы начала работ? Где? Покажите…

Вопросы, естественно, риторические. На самом деле серьезные работы в этом районе осуществить очень непросто. Кремлевский холм – зона трех федеральных памятников: археологического, исторического и архитектурного.

Любая строительная деятельность должна пройти массу предварительных согласований и получить самые высокие разрешения. Согласен, трудно… Даже очень трудно. Но вот ведь парадокс: когда в этой же зоне, на улице Некрасова, ведется элитное строительство, трудности странным образом решаются. А тут они просто непреодолимы.

А может, все просто? В случае с кремлем, с усадьбой Худекова и музеем космонавтики нужны воля и желание всерьез заниматься созданием современной туристической инфраструктуры на уровне руководства региона. Вкладывать деньги. Добиваться кредитов. Принимать соответствующие законодательные акты. А не устраивать к юбилейной дате очередную показуху. Тогда и отдача будет. Обязательно. Примеров тому масса – Тверь, Ярославль и даже Иваново, где и показывать-то, кроме ткацкой фабрики, особенно нечего. Может быть, тогда не будет необходимости рваться в очередное «кольцо». Пусть даже и золотое.

Подготовил Михаил КОЛКЕР

Газета "Дом.Строй".

Ерлино, памятник С. Н. Худекову Ерлино, в интерьерах музея Ерлино, музей-усадьба С.Н. Худекова Ерлино, памятник С.Н. Худекову работы скульптора Б. Горбунова Ерлино, ваза Ерлино, солнечные часы
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Когда-то предлагалось местным и региональным властям, в качестве привлечения внимания к усадьбе Худековых, ежегодно проводить творческий конкурс его имени, в тех областях (номинациях), где он работал: журналистика, издательская деятельность, история культуры, садово-парковое искусство - а итоги и вручение премии проводить летом, в усадьбе, для чего одного светового дня вполне достаточно. Были и спонсоры предложения, готовые выделять средства на премиальный фонд, рекламу в СМИ, издательскую деятельность и операционные расходы.

И такое предложение не нашло понимания у чиновников.

Елена Сафронова

+ 1000!

О проекте