Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Живописец из рязанской Солотчи

О художнике императорской Петербургской Академии Художеств Н.В. Шумове

художник Николай Васильевич Шумов

Его картины и портреты - были хороши, как на далёком, так и на близком расстоянии от них. Отличались тщательной отделкой малейших деталей каждой картины. Особой мягкостью кисти, нежностью колорита. Чувствовалось глубокое проникновение в самую сущность душевного склада и характера изображённого лица.
В иконописных же работах — Шумов придерживался благоразумной «золотой середины», между обычным художественным реализмом и строгостью иконописи византийского стиля...

1. Купол на Христорождественском соборе

Какие превратности судеб людских творит Господь! Зримой памятью известному всей старой России художнику портретной и исторической живописи Николаю Васильевичу Шумову - остались для Рязани не чудесные его портреты, картины, иконы, коих написал именитый рязанец сотни за полвека, а...высокий восьмигранный церковный купол! С золотою главкой и православным крестом над древним Христорождественским кафедральным собором, что стоит сейчас по-над речкой Трубеж в Рязанском кремле.

Преосвященный Алексий (Ржаницын), в бытность свою архиепископом Рязанским, в 1867-1876 гг. предпринял перестройку и капитальный ремонт этого «зимнего кафедрального собора». До него этот рязанский храм обновлялся и раньше, но оставался тесным для прихожан и крайне душным. Не имел ещё того светлого роскошного купола, который теперь его венчает снаружи, и прекрасной сферой смотрится изнутри.

Проект этого последнего переустройства подготовлен был в начале 1870-х годов, и маститый художник Н.В.Шумов принимал самое деятельное участие в его разработке. Однако св.Синод долго не утверждал проекта, указывая, между прочим, на «недопустимость надстройки деревянного купола на каменном основании церковного строения».

Тогда, напутствуемый преосвященным Алексием, художник Н. В. Шумов сам выехал в Петербург. Используя все свои прежние связи в правительственных и художественных кругах, сумел доказать полную осуществимость предложенного Рязанью проекта и добился желаемого одобрения.

Благодаря Н.В.Шумову, в 1870-е годы перестройка Христорождественского собора была осуществлена. Шестнадцатиоконный деревянный купол замечательно вписался в окружающую архитектуру и украсил собою древний собор.

2. Из Рязанской Солотчи, в Санкт-Петербург

Родился Николай Шумов в 1827 году, в окружённом лесами старинном селе Солотча Рязанского уезда, в крестьянской семье. Первоначальное художественное образование получил, трудясь в иконописной мастерской древнего Солотчинского мужского монастыря.

Христорождественский кафедральный собор с шестнадидтиоконным куполом, возведённым в 1876 году благодаря стараниям художника Н.В.Шумова. г.Рязань. Кремль.

Христорождественский кафедральный собор с шестнадидтиоконным куполом, возведённым в 1876 году благодаря стараниям художника Н.В.Шумова. г.Рязань. Кремль.
Христорождественский кафедральный собор с шестнадидтиоконным куполом, возведённым в 1876 году благодаря стараниям художника Н.В.Шумова. г.Рязань. Кремль.

Будучи от природы наделён выдающимися художественными способностями, подросток скоро стал замечать недостатки в художественных работах своих учителей, простых мастеров живописцев.

Стремясь к исканию лучших образцов художественного творчества, поддержанный нравственно и материально несколькими дружественными лицами из братии Солотчинского монастыря, крестьянский сын Николай Шумов, подобно М.В.Ломоносову, почти без средств, в 1850 году отправился в Петербург. Успешно выдержал испытания в искусстве владеть карандашом, и был принят учеником Императорской Академии Художеств.

Специальностью своей юноша избрал историческую и портретную живопись.Усердно учился в Академии под руководством знаменитого профессора исторической и религиозной живописи А.Т.Маркова, кисти которого принадлежала колоссальная картина-плафон в главном куполе московского Храма Христа - Спасителя, изображение Триипостасного Бога-Вседержителя.

Николай Шумов оказался одним из способнейших учеников этого заслуженного педагога. Тем не менее, никаких пособий и стипендий в Академии Шумов не получал. На жизнь зарабатывал исполнением частных заказов, сначала малых, копеечных, потом более крупных - в области портретной и религиозной живописи.

Посещения художественных и общеобразовательных классов Академии, а также работы в Императорском Эрмитаже - копирование произведений классической живописи продолжались до 1853 года.

Работы Николая Шумова на ученических выставках Акадамии Художеств обращали на себя внимание посетителей. Однажды сам Император Николай I, указывая чинам своей свиты на портрет купца Суслова, лично ему известного, изумлённо воскликнул:

- Смотрите, Суслов-то! Суслов! Как живой стоит!..

На необычайно высокое качество работы рязанского художника Император указал даже французскому художнику Робельяру, добивавшемуся звания «классного» от Русской Академии.

За превосходный портрет купца Суслова и прекрасный «этюд головы старушки» (квартирной хозяйки Шумова), общее собрание Академии 27 сентября 1853 года утвердило Н.В.Шумова в звании художника Императорской Петербургской Академии Художеств.

3. Путь к Августейшему Двору

Известный в северной столице князь В.В.Долгоруков, осмотрев выставленные в залах Академии работы Н.В.Шумова, предложил талантливому художнику преподавать рисование своим дочерям и написать иконы для его домовой церкви. Шумов согласился. И вот какое собственноручное свидетельство от высокопоставленного заказчика получил художник по окончании своей миссии:

«Императорской Петербургской Академии Художеств художник Н.В.Шумов для моей вновь устроенной домовой церкви в Петербурге писал образа, которыми я остался очень доволен...».

Этот документ открыл начало бесконечному ряду благодарственных писем и отзывов. Эта и последующие работы Н.В.Шумова в области церковной живописи обратили внимание дочери Николая I, Великой княгини Марии Николаевны, тогда, в 1854 году, вдовствующей уже герцогини Лейхтенбергской и Президента Академии Художеств.

Художник Шумов приглашён был ко Двору для преподавания живописного искусства самой Великой княгине Марии Николаевне и дочерям её.

При Дворе Шумов занимался около года, пользуясь вниманием членов царской фамилии. Удостоился даже одобрения самого Государя Николая I. Ещё никто не мог знать, что в следующем, 1855 году, последует кончина Императора Николая I, и обстоятельства в России сильно изменятся.

А пока, в начале сентября 1854 года, священноначальник знаменитого тогда Дивеевского женского монастыря (Нижегородская губерния), близ Саровской обители, обратился к Великой Княгине Марии Николаевне с ходатайством о назначении какого-либо художника в качестве организатора и первого наставника открываемой там школы живописи для обучения дивеевских сестёр-монахинь иконописанию.

Успев убедиться в художественном вкусе, педагогическом таланте и добропорядочности Н.В.Шумова, Великая Княгиня, естественно, остановила свой выбор на нём. Однако, было к этому одно деликатное препятствие, которое Мария Николаевна не знала, как решить. Двадцатисемилетний художник был ещё не женатым и, следовательно, не подходил для такой миссии в женском монастыре. История, однако, имела необыкновенное продолжение.

Пока Великая княгиня колебалась, раздумывая, что предпринять, молодой художник, проведав о предназначенной ему командировке, которая могла не состояться, никому не сказав выехал в Москву. В семье знакомого дворянина Христофорова встретился с одной из его дочерей и сделал ей предложение.

После состоявшегося обручения Шумов тотчас простился с невестой и вернулся в Петербург уже женихом, но никому об этом не сказал. А обручальное кольцо на указательном пальце правой руки обернул тряпицей.

Утром Николай Васильевич спокойно сидел за мольбертом во дворце Великой Княгини, писал картину, когда в комнату к нему вошла Мария Николаевна. Заметив завязанный палец, она обеспокоилась и спросила:
- Что это у Вас, художник, с пальцем? Покажите!..
Шумов стал отнекиваться. Так, мол, пустячок, царапина. Великая Княгиня настояла показать. А увидев причину, радостно воскликнула:
- Великий Угодник Божий, Серафим! (Саровский). Как ты дивно всё устроил!.. Кто же Ваша невеста, художник, где она?
Шумов ответил. Великая княгиня спросила:
- А, как звать Вашу невесту?..
- Надежда.
- Значит, скоро она именинница. А Вы послали ей подарок?

Шумов смущённо отвечал, что, к сожалению, сделать этого не может, за неимением денег. «Так.., -произнесла Великая Княгиня. - Ну, готовьтесь теперь ехать в Дивеевскую женскую обитель. Я назначаю Вас туда учителем живописи».

Спустя несколько дней, Николай Васильевич получил от невесты письмо из Москвы, в котором она благодарила его за присланные им ко дню её ангела с дворцовым курьером подарки.

Шумов был поражён и смущён. Никаких, судя по письму, роскошных подарков невесте он не посылал, не имея средств. Сделала это весьма расположенная к художнику Великая княгиня от его имени. Получив назначение в Дивеево, Шумов заехал в Москву, женился и отправился к месту новой службы.

4. Мастерская живописца в Рязани

Приехав в Дивеево, Шумов, не успев обосноваться на новом месте, занемог изнурительной лихорадкой. Жена и помогавшая ей монахиня дежурили у постели слабевшего художника.

В одну из тягостных ночей пригрезился ему св.старец Серафим. Художник бросился к нему с мольбой об исцелении. Св.Серафим крепко взял его за руку и...направил в церковь.

Проснувшись, Шумов сейчас же решил идти ко всенощной. Жене и присутствующим это показалось безумием, он не вставал с постели и был очень слаб. Однако сила веры подняла его, и он пошёл в церковь.

Молитвенно настроенный художник вошёл в храм, где совершалось всенощное служение. Игуменья Дивеевской обители заметила его, сказала приветливо:

- Как хорошо, Николай Васильевич, что Вы пришли. Сейчас привезли воду из источника св.Серафима, выпейте немного и будете здоровы...

Так и случилось! Шумов стал поправляться. А св.старца Серафима, каким видел во грезе, запечатлел эскизным рисунком, который, как святыню, хранил всю жизнь.

Около года Н.В.Шумов был наставником иконописной школы в Дивеевской обители. Его ученицы-монахини уже хорошо работали красками. Работы их смотрел Московский святитель Филарет. Когда же школа живописи доведена была трудом художника до высокой степени совершенства, работы сестёр-монахинь в 1855 году представлены были в Петербург. Удостоились там одобрения. Сам Шумов получил возможность избрать себе место жительства.

Он остановился на г.Ярославле. Прожил там около двух лет. Изготовил много больших, портретов Императора Александра II, будущего Царя-Освободителя. Портреты по заказам присутственных мест, гимназий, разных учреждений были необычайно хороши, а продавал их Шумов по очень низким ценам.

* * *

Сырой климат и возобновившиеся лихорадки принудили художника покинуть и этот северный город. В 1857 году Н.В.Шумов переехал с семьёй на постоянное место жительства в Рязань.

В городе Шумов работал вначале единолично. К 1859 году, собрав 400 рублей ассигнациями, купил небольшую усадьбу на Семинарской улице. С домом, как раз против Духовной семинарии и рядом стоявшей Владимирской церкви (ныне - место напротив Десантного училища на ул.Каляева). Открыл в доме иконописную и иконостасную мастерскую. Постепенно расширял и совершенствовал своё любимое дело.

В скором времени добрая слава о мастерской Н.В.Шумова, высоком художественном достоинстве исполняемых работ распространилась по всем уездам Рязанской губернии, далёким деревням - Киструс, Дегтяное, Малинка... Из 1300 церквей Рязанской епархии, почти во всех появились прекрасные художественные работы Шумова.

А дальше по всей Руси в других епархиях -Московской, Петербургской, Воронежской, Харьковской, Олонецкой, Черноморской, а также в Сибири, Средней Азии, Польше. Даже в Греции на святой горе Афонской и в Палестине во святом граде Иерусалиме.

От заказов из самых отдалённых уголков России на иконописные, иконостасные, росписные и портретные работы «отбою не было».

Успеху предприятия способствовали необыкновенное трудолюбие и скромность самого Н.В.Шумова, умение находить подходящих преданных помощников, мастеров разных профессий: живописцев художников, резчиков, столяров, позолотчиков, поставщиков материалов и т.д.

Порою число артельщиков доходило до 70 человек! Многим из них,а часто самому Шумову приходилось выезжать для производства работ в отдалённые церковные храмы зимой и летом. Шумов относился к своим мастерам чисто по-родственному.

Щедро оплачивал их труд. Наиболее усердные зарабатывали у Шумова до 200 и более рублей в месяц! (Это годовой заработок рабочего на фабрике тех лет).

Ни у кого из подобного рода хозяев не жилось мастерам так спокойно, хорошо и сытно , как у Шумова. Жили и служили у него целыми семьями и поколениями - отцы, за ними дети, братья, племянники и т.д. Всех Шумов выводил в «люди». Многие бывшие «мальчики» в его мастерской становились хорошими художниками.

Умело и тактично обращался Шумов с заказчиками. Весьма умеренная плата за высокое художественное исполнение и аккуратность в сроках изумляла взыскательных заказчиков. Он соглашался на оплату изготовленного в рассрочку до 10 лет! Иногда рублей по 20 в месяц. Великолепный портрет Императора Александра II во весь рост в резной раме для одной из рязанских гимназий отдал за 300 рублей. Пришедший затем страховой агент оценил картину в 1500 рублей.

Не мог Н.В.Шумов поспеть везде. Его подручные мастера-художники писали ту или иную икону, роспись в храмах. Но при этом - композицию, первые штрихи, художественные мазки, а также завершающую отделку каждой иконы, или росписи исполнял лично маститый художник Шумов. Прикосновения его волшебной кисти на глазах оживляли изображение.

В самой Рязани наиболее выдающиеся работы Н.В.Шумова до 1917 года можно было видеть в Христорождественском кафедральном соборе. Он весь снизу доверху расписан был изнутри рукою самого знаменитого художника. Замечательный новый иконостас с чудною резьбою, с иконами, а также все росписи на стенах сделал Н.В.Шумов для своей любимой Владимирской церкви на Семинарской улице.

Прекрасные иконы и картины написал Н.В.Шумов для других рязанских церквей - Ильинской, Николовысоковской, Введенской, Троицкой и других.

Художественной удачей Н.В.Шумова было впервые применённое им в Рязани написание превосходных изображений Божией Матери и Христа на стекле. Такие иконы с подсветкой позади ставили в алтарях, за святым престолом, например, в рязанском Христорождественском соборе, в церкви Епархиального женского училища.

Большая «в рост» икона св.князя-мученика Романа написана Шумовым в 1859 году. Именно её, эту знаменитую икону ежегодно 19 июля носили в крестных ходах, совершая молебны святому Роману Рязанскому.

Шумов создал галерею превосходных портретов владык, управлявших Рязанской епархией. Художнику Шумову посчастливилось жить и работать при четырёх русских монархах: Николае I, Александре II, Александре III и Николае И, - портреты которых он писал на заказы разных организаций.

Именитый Н.В.Шумов пользовался расположением весьма многих знатных и высокопоставленных особ духовного и светского звания в столицах и в самой Рязани. Например, генерала Д.И.Скобелева (отца известного М.Д.Скобелева).
Супруга генерала, Ольга Николаевна, запросто бывала в семье Шумова. Все знавшие талантливого художника, отмечали обаяние его натуры, мягкий характер.

В долголетней жизни художника были случаи смертельной опасности, связанные с его работой, но, похоже, сам Господь хранил его.

* * *

В 1870 году Н.В.Шумов определён был в рязанскую Духовную семинарию учителем живописи в иконописный класс и оставался в этой должности дл 1904 года. Жалованья в этом качестве получал 300 рублей в год и половину денег тратил на приобретение художественных предметов и пособий для семинарской иконописной мастерской, так как к ученикам своим в семинарии относился он с необычайной любовью. Художник мечтал - всем своим духовным питомцам, как будущим приходским священникам, сообщить элементарные сведения в области церковной живописи. Развить в них здравый художественный вкус.

Скромность Н.В.Шумова поражала многих. Ректор рязанской Духовной семинарии пожелал вознаградить художника за долголетнюю преподавательскую службу. Заготовил «дело о приписке Н.В.Шумова к сословию потомственного почётного дворянства». Шумов решительно отказался подписать бумагу с ходатайством об этом. Ему сказали, что таковая приписка к почётному дворянству будет полезна служебной карьере его сыновей. На что художник заметил:

- Пусть сами дослуживаются, как я из простых крестьян достиг настоящего своего положения.

Удовольствовался маститый художник лишь получением серебряной медали на Станиславской ленте 5 мая 1882 года, по представлению семинарского начальства.

Так, в неустанных трудах, успехах в художественном творчестве, уважаемый знакомыми, окружённый многочисленной семьёй, благополучно дожил Н.В.Шумов до золотой свадьбы, 17 октября 1904 года, с супругой своею Надеждой.

5. Великий художник-бессребреник, И.П. Пожалостину равный

Светские знатоки исторической живописи и ценители таланта Н.В.Шумова сокрушались, что великий русский художник удовольствовался слишком скромной ролью хозяина иконописной рязанской мастерской.

Что он забыл свою настоящую художественную специальность - историческую и портретную живопись. Если бы он всецело посвятил себя этому роду живописи - снискал бы себе громкое историческое имя в области изящных искусств.
Но, как говориться в Священном Писании, «Господом утверждаются стопы человека». В деле церковной живописи прежде всего видел он своё призвание.

Творил молитву, каждый раз приступая к написанию нового изображения, и трудился по 14 часов ежедневно, порою до изнеможения.

Заваленный заказами, он мог легко сделать себе состояние в сотни тысяч рублей. Тем не менее, Н.В.Шумов всю жизнь довольствовался весьма скромной оплатой.

В дом известного всему городу Н.В.Шумова часто приходили благообразные старички и богомольные старушки, и художник хватался за кошелёк, спешил сотворить милостыню.

* * *

В 1904 году Н.В.Шумов серьёзно заболел (рак желудка) и распрощался с преподаванием в Духовной семинарии. Последнюю свою художественную работу по заказу Олонецкого губернатора Н.В.Протасьева - икону для Петрозаводского детского приюта, закончил 23 июня 1905 года. Среди последних, написанных им в жизни, - дивное изображение «Благословение детей Христом-Господом».

В самый день кончины, 28 августа 1905 года, Шумов, даже со смертного одра, обеспокоенно распорядился родным - расплатиться со всеми мастерами, кто сколько скажет долгу за работу и велел бесплатно раздать им все инструменты... Похоронен великий русский художник Н.В.Шумов на Лазаревском кладбище в Рязани.

(Очерк создан благодаря бесценным воспоминаниям Александра Николаевича Сабчако-ва, бывшего в 1888-1917 гг. преподавателя рязанской Духовной семинарии, хорошо знавшего художника Н.В.Шумова).

Аграмаков Н.Н., Апрель 2000 г., г.Рязань.

По материалам книги "Губернскiй Векъ. Исторический сборник. Избранное."

Фото Христорождественского собора взяты из этого альбома.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте